Чему украинцы могут научиться у польских школьников?

Зато в местной экспериментальной школе пробуют всесторонне обучать и воспитать детей с активной гражданской позицией, которые не будут жаловаться на бездействующих коммунальщиков, а сами в случае чего возьмутся за метлу или за неделю соберут деньги на ремонт крыши.

Школа по-другому

В конце 80-х реформа системы образования в Польше позволила педагогам основывать собственные школы, которые существовали на государственные дотации и взносы родителей. Так и появилась первая «необычная» школа в Новом Сонче. Изначально на одного ученика экспериментального учебного заведения из бюджета выделяли ровно половину денег, которые предназначались на одного воспитанника традиционной государственной школы. Но вскоре учителя частных и так называемых социальных школ отметили, что имеют гораздо большие расходы – взять хотя бы аренду помещения. Поэтому сегодня учебные заведения в финансировании уравняли. Недостающую же сумму делят поровну между родителями всех учеников. По словам специалистов, размер оплаты мало чем отличается от размера взносов в фонд школы, ежемесячно отчисляемых родителями учеников официально бесплатных государственных школ. Помимо этого руководство социальной школы в Новом Сонче регулярно подает заявки на получение грантов.

Инициатор появления одной из первых альтернативных школ в Польше – преподаватель математики, а в прошлом активистка «Солидарности» Алиция Дерковська вспоминает: изначально учебное заведение имело полную независимость, а учителя – плацдарм для образовательных экспериментов. Теперь ситуация несколько поменялась: вместе с получением аккредитации школе приходится так или иначе втискивать себя в узкие джинсы государственной системы образования. Тем не менее сегодня нововведения прогрессивных педагогов берут на вооружение коллеги из государственных школ, а независимые – растут, как грибы. Только в Новом Сонче их четыре. Правда, не все выдержали проверку временем. Например, альтернативная школа во Вроцлаве, руководство которой полностью переложило ответственность за получение образования на учеников (те могли посещать школу по желанию), к концу первого учебного года совсем опустела.

Сделай сам
В школе организации «Малопольское образовательное общество», созданной в 1988 году учителями и родителями, нет начальных классов. Только четыре класса гимназии (с 13 до 16 лет) и три – лицея (с 16 до 19 лет). В каждом из них – в среднем 20-25 человек. Все выпускники сдают Матуру – аналог украинского ВНО. В перечень обязательных предметов входят польский, иностранный языки и математика. Несмотря на то что методика преподавания отличается от традиционной (никаких конспектов и зубрежки), результатами своих воспитанников педагоги довольны, хотя и подчеркивают: для того чтобы сдать экзамен на высокий балл, необходимо упорно работать, ведь львиная доля материала остается на самостоятельное обучение.
Но помимо домашнего задания после уроков ученики обдумывают то, как помочь городу и его жителям. Программа «Public Achievement» или «Общественное достижение» – это гражданская инициатива для подростков. На внеурочных собраниях ребята выбирают себе посильную проблему и составляют поэтапный план ее решения. Ею может быть отсутствие детской площадки, бездомные животные или плохая дорога на подъезде к школе.
Для начала юные активисты выясняют, какие инстанции смогут им помочь, собирают подписи горожан и определяются с тем, как будут собирать деньги на реализацию задуманного. Далее поровну делят обязанности и очерчивают сроки выполнения задачи.
Например, школьники решили приобрести лошадь в подарок городскому центру для детей с ДЦП. Для этого они в течение нескольких месяцев собирали металлические банки из-под газировки, а после сдали их в пункт приема. Правда, полученных денег на лошадь не хватило. Зато хватило на лабрадора, которого еще полгода дети по очереди водили на специальные занятия по дрессировке. Теперь этот пес – настоящий четвероногий доктор. Вот так, по словам педагогов, их подопечные учатся не рассчитывать только на государство, а и самим активно «латать прорехи».

История дуэтом
Для того чтобы понять, чем в корне отличается подход к обучению в альтернативной польской школе, достаточно побывать на нескольких уроках. Урок истории, посвященный авторитаризму, проводят двое учителей – филолог и историк. Они демонстрируют детям образцы агитплакатов в фашистской Германии, СССР и Северной Корее. Преподаватель литературы объясняет выбор цветового решения и природу лозунгов, а также их воздействие на сознание масс. Историк дает справку об авторитарных режимах в разных странах. После этого детей делят на группы и дают 10 минут для подготовки полярных тезисов. Далее – обсуждение, за которым педагоги позволяют себе только наблюдать. Таким образом учеников учат важнейшему навыку: анализировать, формировать собственное мнение и отстаивать его в группе.
Конечно, так проходят не все занятия – здесь тоже вызывают к доске. Кстати, такую практику в Польше считают крайне полезной, так как многие дети испытывают страх публичных выступлений.

Парад планет
А так проходит урок географии: ребятам дают большой лист бумаги и веревку, с помощью которых просят создать макет земли. Каким образом – скомкав бумагу в шар и связав в виде глобуса или выложив на листе контуры материков – дело фантазии. Чтобы дети запомнили порядок расположения, размер планет и расстояние между ними, им выдают теннисные мячики, горошинки и песчинки – условный макет небесного тела, и просят выстроиться на футбольном поле с учетом выбранного масштаба.

От Брейгеля
до Пикассо

Многие польские школьники не знают своего президента в лицо: на стенах не увидишь его портрета, ведь такую традицию здесь считают проявлением «совкового» культа личности. Зато здесь развешены произведения европейских модернистов, чтобы в дальнейшем у детей не возникало претензий к современному искусству.
На уроке литературы учитель подкрепляет словесные образы живописными иллюстрациями – картинами Брейгеля-младшего, Никифора Дворняка и даже фотографиями обнаженной звезды польского современного искусства Катажины Козыры. С какой целью она цитирует образ Олимпии художника Эдуарда Мане? По мнению учителей, в выборе темы для обсуждения важно воспринимать подростков как взрослых и дискутировать на равных. Тогда даже самый пресный предмет будет вызывать интерес.

Государство
на подоконнике

Основы политической культуры и понимания механизма государства закладывают во время внеурочных занятий. Для этого ученикам предлагают создать собственную деревню или маленький город. Сначала они лепят из пластилина, вырезают из бумаги или шьют из ткани своего жителя, придумывая ему биографию и занятие. Затем строят дом по чертежам и в соответствии с масштабом (дополнительно развивая левое полушарие мозга). Название, количество рек, улиц, памятников, форму государственного правления, валюту и прочее дети обсуждают коллективно, учась принимать решение голосованием. А после начинают обеспечивать жизнь этого населенного пункта, разместить который в зависимости от количества участников можно хоть на полу в классе, хоть на подоконнике. А дальше ученики начинают решать, как наполнять государственную казну, распоряжаться бюджетом, расставлять приоритеты в финансировании госучреждений. Самое интересное, рассказывает бывший директор школы, преподаватель истории Беата Буджик, начинается, когда в бюджете заканчиваются деньги, и кто-то из ребят предлагает их просто допечатать. Тогда в игру включается учитель-модератор, который объясняет, что такое инфляция.
Кстати, в школе существует общественный совет, в который входят учителя, родители и ученики. Раз в квартал на заседании перед ним отчитывается сам директор.
Для того чтобы внедрить этот опыт в условиях украинских реалий, не обязательно ждать реформирования системы образования или финансирования. Достаточно будет инициативы самих учителей, которые поймут, что их главная задача – не проверка контрольных, а воспитание людей, которые сумеют построить гражданское общество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *