Май, 1971: Арочный мост

Проект сооружения разработал московский институт «Проектстальконструкция». Внедрить его в жизнь поручено республиканскому тресту «Мостострой №1». Вести работы должен мостоотряд №12. «Начать работы нужно уже сейчас и вести высокими темпами. Цель – перенос движения пешеходов и автотранспорта с проезжей части плотины на новый мост, ведь в ходе строительства Днепрогэса-2 придется взрывать скальный грунт. Сооружение арочного моста и шоссе с обеих сторон потребует не более полутора лет, и если сейчас не упустить момент, то уже летом следующего года у гидростроителей, что называется, будут развязаны руки», – пишут запорожские газеты весной 1971 года. Плюс ко всему новый мост принесет массу бонусов жителям правобережной части города – они получат кратчайшую транспортную связь с Хортицей. Но работа еще пока не спорится – к маю начата только выемка грунта из котлована под первой правобережной опорой будущего сооружения.

 

Демонстрация
В 70-е дважды в год на главную улицу – проспект Ленина – выходит значительное количество запорожцев любых возрастов. Речь о 1 мая и 7 ноября, когда празднуют, соответственно, День международной солидарности трудящихся и очередную годовщину Октябрьской революции. Начнем с Первомая. Вот как проходит первомайская демонстрация в 71-м. Действо стартует в 10 утра на Октябрьской площади. Шествие открывает 4-тысячная колонна физкультурников города. Ее возглавляют лучшие спортсмены города – среди них неоднократные чемпионы мира Яков Пункин, Сергей Рыбалко, Юрий Григорьев. За физкультурниками по проспекту марширует сводная колонна запорожских восьмиклассников. Вслед за школьниками вышагивают учащиеся ПТУ. И уж следом за ними – основная масса «карнавала» – трудящиеся всех районов города. Завершает шествие традиционно сводный духовой оркестр.

Магазины самообслуживания
В начале 70-х советская торговля переходит на прогрессивный метод работы – магазины самообслуживания. Старые торговые точки, работавшие через прилавки, переделывают на новый лад. Например, во многих булочных теперь можно самому проверить, не черствый ли хлеб? Важные преимущества самообслуживания – прямой доступ покупателя к товару и одна очередь при выходе из торгового зала (вместо двух – в отдел и кассу). Даже удивительно: почему же раньше до такого не додумались?! Новые магазины теперь делают в основном такими. Например, сразу два гастронома с самообслуживанием появляется в Запорожье к первомайским праздникам. По улице Лизы Чайкиной, 58 открывает двери 44-й магазин завода «Запорожсталь». Это самый большой гастроном на поселке Павло-Кичкас. Здесь работает даже кафетерий, где можно выпить стакан кофе или горячего молока. Самый большой гастроном с самообслуживанием появился и в Шевченковском микрорайоне. Сооружение из стекла и бетона открыто на улице Авалиани.

Полумиллионный запорожец
К Первомаю юбилейный автомобиль сходит с конвейера автозавода «Коммунар» – 500-тысячный «Запорожец»! На панель приборов юбиляра прикрепляют табличку с надписью «500-тысячный автомобиль, собранный коллективом запорожского автозавода в 1971 году». Автозаводчики обещают, что уже в девятой пятилетке отпразднуют еще один юбилей – выпустят миллионный «Запорожец».

Серебро ЗМетИ
Спортивное событие месяца – заключительный этап чемпионата СССР по гандболу среди мужчин, который принимает запорожская «Юность». Среди основных претендентов на чемпионский титул и местная команда ЗМетИ. Увы, золотые медали в Запорожье добывает команда Московского авиационного института. Запорожцы – на второй ступеньке пьедестала, отстав от чемпиона всего на одно очко. Впрочем, и это огромный успех для молодой студенческой команды. К нему ЗМетИ привели тренеры Семен Полонский и Владимир Волков. В составе команды в серебряном сезоне выступали мастера спорта международного класса Михаил Ищенко и Анатолий Артамонов, мастера спорта Юрий Лагутин, Юрий Чурсин, Александр Резанов, Юрий Шульга, Алексей Тищенко, Виктор Шкарлат, Борис Горелик, Николай Томин, перворазрядники Владимир Хюппененен и Николай Евпак.

Солдат на «Переправе»
В воскресенье, 9 мая, в Запорожье появляется еще один его символ – монумент «Переправа» приобретает законченный вид. Еще в 1969 году здесь у места форсирования нашими солдатами Днепра во времена Великой Отечественной войны появилась высокая стела, которая опиралась на консоль, изготовленную в виде плота – на таких плавсредствах в 43-м советские воины форсировали Славутич. И вот в 71-м здесь появляется и грандиозная скульптура – огромный солдат. Его высота – 9 метров. С автоматом в вытянутой руке – все 14! Право открытия монумента получили первый секретарь обкома Всеволжский, первый секретарь горкома Пьянков, наши славные земляки-ветераны Номинас и Гурский. Они перерезают красную ленточку. Над Днепром в этот момент гремит трехкратный салют и трубят пароходные гудки…
Автор открытого памятника – скульптор Борис Раппопорт. Огромный объем работы ставил под угрозу срыва сдачу монумента ко Дню Победы. За восемь дней до формовки скульпторы-коллеги Рапопорта, жившие в Запорожье, организовали субботник, чтобы помочь товарищу. В итоге величественный памятник на берегу Днепра открывается в срок – и тут же становится визитной карточкой Запорожья: его изображение печатают на открытках и конвертах, в книгах и фотоальбомах. Кстати, позже, спустя несколько лет, суд обяжет считать авторами монумента «Переправа» и двух помощников Раппопорта – Балакальчука и Худаса.

Авиасообщение
В мае в Запорожье открывается и летняя авианавигация «Аэрофлота». Первые авиационные рейсы нового сезона – на Новониколаевку–Гуляйполе и Токмак–Приморск. Каково, а? Всего же весной 71-го года в расписание запорожского аэропорта добавляют 12 новых рейсов. Из Запорожья теперь можно летать в Повольжье и в Минеральные Воды. Ближе и доступнее для запорожцев стало и Сочи – сюда каждый день из Запорожья будет летать 80-местный Ту-134. А в один только Киев ежедневно из нашего города будет теперь отправляться 6-8 самолетов! В целом же из Запорожья теперь сможет вылетать более 1000 пассажиров в сутки. За год запорожские авиаторы планируют перевезти более 400 тысяч человек. Кстати, авиабилеты вполне доступны для любого работающего запорожца. В Москву можно слетать за 18 рублей, в Киев – за 12, в Сочи – за 17. Дороже всего добраться по воздуху в Челябинск – аж 37 рублей, или примерно треть-четверть месячной зарплаты. На другом полюсе цен – полеты в соседние города: в Бердянск – за «пятерочку» или Кривой Рог – за четыре «рэ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *