Украинский вертолет с запорожским двигателем установил мировой рекорд

Другое дело рекорды, которые имеют все шансы расширить или даже перевернуть представления человека о возможностях и потенциале современных технологий. Один из таких был поставлен в конце минувшей недели в Крыму – на военном аэродроме «Кировское» украинский вертолет покорил высоту в 9150 метров. Это событие стало знаковым для Запорожья, поскольку недостижимая ранее для винтокрылых машин планка перешла в разряд вероятного благодаря двигателю «Мотор Сичи».
Военный аэродром «Кировское», что в 30-ти километрах от Феодосии, теперь войдет в историю авиации как место, где вертолет впервые поднялся на недостижимую ранее высоту. Разумеется, оставить такое событие без внимания не могли ни руководители Генштаба, ни представители Минобороны и ВВС, а также, конечно, предприятия «Мотор Сич», прилетевшие на место за час до начала испытания. Машина «МИ-8 МСБ», которая должна была совершить небывалый полет, оснащена двигателем запорожского производства «ТВ30117ВМА-СБМ4У». Обычному человеку, далекому от моторостроения, эта мудреная аббревиатура ни о чем не скажет, тогда как остальные специалисты уже знают ее наизусть, поскольку в прошлом году этот «МИ» уже установил рекорд на авиасалоне «Авиасвит» в Киеве, поднявшись на восемь тысяч 200 метров. К слову, уже тогда эксперты заверяли, что это не предел и покорить девять километров – вертолету по плечу.
Предполетная подготовка заняла около часа, и вертолет с экипажем из двух опытнейших летчиков-испытателей – Героя Украины Сергея Тишко и Юрия Юхимчука, вырулив на взлетную полосу, поднялся в небо. Из поля зрения он скрылся за считанные минуты. По словам специалистов, ждать посадки необходимо было порядка получаса. Они не ошиблись: примерно через такой промежуток времени вертолет приземлился. Встречали летчиков-испытателей, как и положено в подобных случаях, как настоящих героев. Пилотов, и всем, кто принимал самое непосредственное участие в том, чтобы такое событие состоялось, вручили знаки отличия от Минобороны. Награда – памятный знак за добросовестный труд – досталась и руководителю предприятия «Мотор Сич» Вячеславу Богуслаеву. По его словам, установленный рекорд в 9150 метров означает, что сегодня Украина может с полным правом утверждать: ее вертолеты не имеют аналогов в мире. «Что такое 9 километров сто пятьдесят метров? Если самая высокая гора – Эверест – 8 километров, 600 метров. Выше гор нет! И вертолет с такой взлетной массой, как этот, еще не поднимался нигде в мире на высоту в девять километров», – заявил Богуслаев. Генеральный конструктор «Мотора» утверждает – вертолет с запорожским двигателем способен работать в самых экстремальных условиях. Мол, он не теряет мощности и может быть полностью загружен при температуре воздуха плюс 52 градуса по Цельсию. Притом, что на высоте более девяти километров, по словам летчиков, температура была около минус 30-ти. Более того, модернизированный «МИ-8», имеющий запас прочности на 4000 часов, способен неоднократно работать в чрезвычайном режиме функционирования двигателя более часа. Другие системы – не дают больше двух с половиной минут.
В Минобороны таким возможностям не нарадуются. По мнению начальника Генштаба Владимира Заманы, этот день по праву может считаться историческим. Вместе с тем, говорят военные, такие достижения являются закономерными – Министерство в последнее время налаживает тесный контакт с ведущими украинскими предприятиями. «Благодаря такому тесному сотрудничеству в ближайшие годы мы будем иметь абсолютно свой вертолет, украинский вертолет, который не будет уступать ни одному вертолету в мире. И у нас есть все, чтобы иметь его, – заявил Владимир Замана, – вся дальнейшая модернизация вертолетов будет проводиться именно с этими двигателями. В ближайшее время мы передадим «Мотор Сичи» еще два таких вертолета для модернизации. Этот двигатель, кстати, имеет ресурс в два раза больший, чем на старых вертолетах». Самому борту, признаются специалисты, более 40-ка лет, однако, благодаря установке нового двигателя, он помолодел лет на 20. Именно столько времени машина гарантированно будет летать и показывать высокие результаты. Впрочем, это не единственный плюс. Такая модернизация, говорит Вячеслав Богуслаев, поможет сэкономить бюджетные средства на ближайшие годы. «20 лет нам не надо будет покупать дорогие вертолеты. Сегодня такой вертолет стоит 15 миллионов долларов, а нам он обходится где-то около пяти. В три раза дешевле. По крайней мере, премьер-министр очень благодарит нас, что мы снимаем нагрузку с бюджета, это очень важно», – сказал руководитель «Мотор Сичи».
Командир экипажа Сергей Тишков, едва установив мировой рекорд, подтвержденный показаниями специальных приборов и зафиксированный представительницей Федерации авиаспорта Украины Аллой Стрельниковой, тут же заверил всех, что и девять километров для такого модернизированного вертолета – не предел. Правда, еще предстоит кропотливая, как и в этом случае, подготовка. «Вертолет еще раз продемонстрировал свои великолепные качества, двигатели работали прекрасно, ну, и погода сегодня удалась для нас. Как говорят, технический прогресс не остановить, этот вертолет еще будет летать, я думаю, еще лет сто», – сказал Сергей Тишков. На этом «МИ-8», по словам экспертов, планируется установить еще несколько мировых рекордов. В том числе, по грузоподъемности. О массовом производстве двигателей для Минобороны, говорят его представители, можно будет говорить после проведения всех необходимых испытаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *