Николай Попов: «Моя судьба связана с театром!»

В творческой копилке Николая Попова – музыка к спектаклям «Василиса Прекрасная (1979), «Терем-теремок» (1980), «Ночная история» (1989), получившая в 1989 г. на международном конкурсе театральных спектаклей в Варшаве первое место, а композитор – звание лауреата международного конкурса; неоднократное участие с собственными произведениями в ежегодных фестивалях «Киев-Музик-Фест» (1998, 1999, 2000 гг.). В его произведениях доминирует оптимистический, чистый взгляд на мир, глубокое отношение к вечным ценностям.
– Театр – это святое, даже если там не будут денег платить! Вся моя судьба связана с ним. Наш ТЮЗ – довольно известный театр, но не в нашем городе. Он – один из немногих в Украине, который получил в этом году звание академического, сегодня это довольно редкое явление. Представляете, какой вес нашего театра в Украине?! Это театр, который в 1984 году на всемирном фестивале представлял Украину детским спектаклем «Терем-теремок». После него и пошли заказы на музыку к спектаклям. На сегодняшний день театр кассовый, а это много значит, в театре не существует той системы, чтобы бегать и навязывать билеты – есть свой постоянный зритель.
– Какую музыку сложнее писать – для детских или для взрослых спектаклей?
– Детскую: надо серьезно относиться к работе, но в душе нужно быть ребенком. В нашем театре одна из последних работ – «Романтики» – для студенческой молодежи. Но писать надо не в угоду молодежи, под них не подстилаться, все-таки доступно для них, ведь молодежь сегодня и не читает, и музыки, кроме как «гоц-гоц аккордов», не слушает.
– Как рождаются ваши произведения?
– Если говорить о театральной музыке, то работа над пьесой начинается еще при чтении – здесь что-то музыкальное будет, а здесь чисто танцевальный номер. Сценарий читает режиссер, композитор, художник. Сначала каждый работает сам, потом мы встречаемся, и все обсуждается, проговаривается, каким будет стиль и жанр. Потом расходимся, и каждый работает сам. А сколько по времени работается, зависит от вдохновения. Иногда можно и за одну ночь набросать все.
– А если нет вдохновения?
– Бывает и такое. Режиссер сказал: «Так, все, через неделю репетиция!» Но это редкие случаи. Вот тут выручает, что сидишь на репетиции за инструментом и материал наигрываешь – по ходу сочиняется. Но это не очень удачный вариант. Как правило, в десятку не попадешь. Хорош тот материал, который ты неоднократно через себя пропустил. Если вы хотите создать что-то новое, грандиозное – это только вдохновение!
– А в чем вы черпаете вдохновение?
– Толчком к вдохновению может быть что угодно: работаю я со студентами и, бывает, раз – и ты чувствуешь, что открылось! Самый идеальный вариант – все бросить и побежать писать. Иногда так и делаю: все, меня больше нет, сажусь и работаю. Иногда поэзия несет вдохновение, особенно в вокальном жанре.
– Бывает что приходится писать музыку под конкретного артиста?
– Все зависит от того, кто назначен на роль, от пластичности актера, от актер­ского мастерства. Иногда приходится работать под актера, бывает, чувствуешь, что он вокально или пластически не тянет фразы. Это самый благодатный момент работы композитора, когда он прямо с ноля работает.
– Вы сотрудничаете с театрами по всей Украине?
– Из тех 60-70 спектаклей, к которым я писал музыку, в нашем городе звучит половина, все остальные в других городах. Вот последний вариант – работал с Черновцами, над «Кошкиным домом» для их музыкально-драматического театра к Новому году. Как так получается? Звонят и говорят: «Николай Иннокентиевич, мы вам по электронной почте сбросили пьесу, давай работай!» Читаю, потом общаемся по скайпу, я тут же им играю – вот такой есть момент работы. Потом еду в Черновцы на репетиции на два-три дня максимум. Но это не очень интересно. Интересно, когда я вижу глаза зрителя, как он реагирует.
– А с какими еще городами вы под­дер­живаете отношения?
– Когда-то у нас в театре со звукорежиссером Колей Середой мы повесили карту СССР. Это наша боевая карта! И флажками отмечали, где работали: начиная от Петрозаводска на севере, в Алма-Ате, во Владивостоке (самая восточная точка работы) и самая крайняя – в Ужгороде. Это не значит, что в каждом из городов писался новый спектакль. Например, «Терем-теремок» идет у нас, в Ужгороде и в Московском театре. В 2011 году довелось работать с двумя киевскими театрами, хоть там и своих режиссеров хватает.
– Вам больше нравится писать для театра или для хора?
– С 1990 года я начал работать в музучилище им. П. Майбороды, а с 2004-го руководить академическим хором. Я написал много произведений для хора, женского, смешанного. Меня привлекает хоровая духовная музыка. Что такое духовная музыка – это как у вас сердечко застучало. Точно так же оно может застучать и от пьес, и после того как вы побывали в храме на службе. Вот я был в наших православных храмах на службах, был в католическом храме возле цирка (там священник тоже Попов, мы сдружились).
– Бывает такое, что свои же произведения хочется переписать,  улучшить?
– Конечно же! Что касается театра, безусловно, есть такое, даже в тех пьесах, где, казалось бы, все очень хорошо, удачно. Проходит какое-то время, театральный спектакль меняется: темп, ритм, появляются другие актерские акценты. Вот тут видишь – не попал, тут надо переделать – и переделываешь. Что такое удавшийся спектакль? Он идет два-три года и на год замирает, ждет пока придет новый зритель, вырастет. Когда спектакль «откладывается в сторону», идет восстановление, меняется что-то в декорациях, костюмах. Вот тут есть возможность переделать что-то. Возвращение к старым материалам не всегда интересно. Ведь хочется вперед.
– Какое для вас произведение идеальное?
– Я могу сказать однозначно, одного произведения как такового идеального нет. В любом жанре обязательно есть что-то интересное – в вокально-хоровом, симфоническом. На сегодняшний день мне очень интересна духовная музыка. Когда мы учились, нас к этому пласту вообще не подпускали. А если и звучала духовная музыка, то она была в переводе на советские тексты. Та же месса, реквием звучат на советские тексты: «Ура! Вперед!» Все апофеозное. И вот когда в 1990 году все начало валиться, рушиться – вдруг открылось это окно, этот громаднейший пласт. Это интересно. Мы сейчас стараемся и со студентами работать. Для них это тоже близко, это состояние души не только нашего возраста.
– Как вы думаете, ваше и зрительское видение музыки  совпадает?
– А это сразу видно по залу, по реакции. Бывает, совпадает, а бывает, к своему удивлению, смотришь – тишина в зале, хотя думал, что сейчас произойдет взрыв. А тихо! И понимаешь, что мы со зрителем на разной волне.
– На ваш взгляд, должен ли композитор менять манеру, стиль в разных произведениях, чтоб не повторяться?
– У каждого композитора свой почерк – то мелодический язык, то гармонический. И как бы я не хотел что-то менять – не получится.
– Бывает так, что вы чувствуете, вас клонит в одну сторону?
– Конечно, бывает! А бывает, что садишься работать – и пауза в голове. Ну все, думаешь, все, закончилось, а потом вдруг внутренний толчок Господь Бог дает, и что-то получается.
– Что самое важное в профессии композитора?
– Композитор живет тогда, когда его исполняют, ведь можно писать, и все будет лежать на полке. Когда твое произведение исполняется, ты видишь глаза зрителей или слушателей и понимаешь, удачно или неудачно было написано. Вот так и счастлив композитор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *