Журналисты «Правды» исследовали Космос и Пески
История в цифрах
«Важной вехой развития города Запорожье стало образование в 1977 году новой административной единицы – Коммунарского района. Его территорию начали осваивать еще в XVIII веке запорожские казаки. Длительное время она развивалась благодаря упорному труду меннонитов», – указывается на сайте мэрии. Свое название район получил в честь революционных событий 1905 года в Александровске, главными действующими лицами которых были рабочие – «коммунары» Южных железнодорожных мастерских. Шестой по счету, он был создан путем разделения Жовтневого района на две части. Границей стала река Мокрая Московка: Жовтневый остался на ее правом берегу, а Коммунарский – соответственно, на левом. Сейчас на общей площади в 61 кв. км проживает 135 422 человека.
Район славится своими предприятиями: ОАО «Запорожский автомобильный завод», ГП «Радиоприбор», ОАО «Запорожский механический завод», ОАО «Запорожский завод резинотехнических изделий», ОАО «Запорожприбор». Естественно, некоторые из них находятся на разной стадии заброшенности.
По состоянию на апрель этого года в районе 675 многоэтажных домов, 93 жилищно-строительных кооператива, 21 ведомственный дом и общежития, 12 объединений совладельцев многоэтажных домов, 7200 домов частного сектора.
Коммунарский район – один из самых экологически чистых. Здесь имеются один парк, семь скверов, пять уголков отдыха, шесть зеленых зон и, конечно же, Детская железная дорога. В общей сложности это 2241 га зеленых насаждений и 55,8 га газонов. Также стоит учитывать, что Заводский со всеми своими трубами и печами находится в другом конце города.
В районе работает 18 школ коммунальной формы собственности: три гимназии, пять учебно-воспитательных комплексов, девять общеобразовательных школ и учебно-воспитательный комплекс технического профиля. Медицинскую помощь оказывают пять лечебно-профилактических учреждений.
Территория разделена на Космический и Южный микрорайоны. С первого мы и начали.
Шанхай
Проезжаем мимо автовокзала, центральные двери которого были закрыты много лет. Напомним, что замок с них сняли лишь в прошлом году, после окончания реконструкции проспекта Ленина. Увы, дальше порога наводить порядок не стали. Внутри все так же идет бойкая торговля сомнительными пирожками да чебуреками.
Следуем дальше – железнодорожный вокзал «Запорожье-1». Здесь тоже есть к чему придраться, но на фоне замершей стройки, стихийного рынка и ряда «разливаек» эти недочеты меркнут. Лицо города (для приезжих) выглядит, мягко говоря, непрезентабельно.
Почти на самом въезде на Космос – здание бывшего «Запоріжмлина». Несколько лет назад здесь производили более 2000 тонн муки в месяц. Но после того как на предприятие положил глаз главный рейдер Запорожья Максим Дрозденко, здесь и зернышка не осталось. Сейчас на фасаде красуется табличка «Аренда – продажа».
Далее по плану – стадион «Торпедо», который принадлежит «АвтоЗАЗу». Ранее здесь тренировалась одноименная футбольная команда, прекратившая свое существование в 2002 году. Причина – отказ нового руководства завода ее финансировать. Проходим на территорию и упираемся в забор, которым огорожено зеленое поле. Спрашиваем у вахтерши: «Могут ли здесь заниматься спортом простые запорожцы?».
– У нас есть много спортивных секций, но на поле играет только руководство завода, – ответила она нам.
Недоступны люду и беговые дорожки. Что тут скажешь, сам себе барин, вернее, футболист. К слову, на стендах висит расписание игр нашего «Металлурга» за 2006 год.
Въезжаем в частный сектор. Дорога, как и в большинстве таких укромных мест, отсутствует. Двигаемся, а точнее искусно лавируем, вдоль Московки. Раскинувшийся пред нами пейзаж заставил выйти из машины и совершить небольшую прогулку. Над противоположным берегом – одноэтажные покосившиеся домики, расположенные буквально друг на друге. Переходим через мостик и входим в это поселение. Во дворах ни души, а халупы вблизи выглядит еще хуже, чем на расстоянии. Крутой подъем по переулку Чугуевский, на котором ноги сломать – дело плевое, заставляет задуматься о том, как сюда добираются медики. Уже по возвращении в редакцию мы узнали, что некоторые жители той территории хоронят родных прямо на своих участках. Вот он, XXI век. Философских настроений добавляет надпись, выведенная на коллекторе: «Весь мир у твоих ног». Также на трубе были написаны обыденные признания в светлых чувствах. Наш фотограф предположил, что местные используют ее поверхность ввиду отсутствия асфальтного покрытия. В очередной раз спотыкнувшись, я согласился с его точкой зрения.
Следующий объект – кинотеатр «Космос». Некогда культурное достояние района превратилось в пристанище для бомжей. Полтора года назад Александр Син говорил о возрождении синемы в этом здании. Им были озвучены два варианта: либо финансировать реконструкцию из городского бюджета, либо искать инвесторов и сдавать кинотеатр в долгосрочную аренду. Однако Александр Ченсанович явно забыл упомянуть о третьем и самом распространенном сценарии – вообще ничего не делать.
Затишье и на том месте, где собирались возводить оптовый рынок сельскохозяйственной продукции (пересечение трасы Харьков–Симферополь и Ореховского шоссе). Два года назад эту стройку чуть ли не под свой личный контроль брал премьер-министр Николай Азаров. Не помогло.
Но что мы все о плохом да о плохом. Приятно порадовал нас парк им. Гагарина, что возле райадминистрации. Чистый, просторный, с обилием посадочных мест. Его не портит даже «Аллея влюбленных» в стиле арт-хаус и супермаркет, расположенный в его дальней части. А вот рынок, разбитый неподалеку от него, явно не к месту. Нашему взору предстал плотный ряд палаток и «ЗИЛов», кузова которых, по-видимому, используют под склады. Такой вывод напрашивается сам собой, ибо у многих машин уже и колес нет.
Воздушные замки
Пока едем на Южный, вспоминаем 2007 год. Именно тогда общественности был представлен план детальной застройки микрорайона до 2025 г. Согласно документу, на Южном должны были построить девять микрорайонов (до сих пор возводят лишь пятый), соединить его с Космическим троллейбусной веткой, а также построить мини-метрополитен «Радан». Вдоль берега Днепра предусматривался пляж протяженностью 1,5 км. Кроме того, в районе должно было стать на 32,8 тыс. квартир больше. Пишем в прошедшем времени, потому что сами понимаете – «кризис», «попередники»…
Первым делом мы решили наведаться на скотомогильник между 4-м Южным и поселком Балабино. Напомним, что весной этого года неизвестные приспособили это место под склад биологических отходов. После наших публикаций их вывезли двумя «МАЗами» с использованием экскаватора. Но злодеи имеют привычку возвращаться на место преступления. Наши предположения подтвердились, потому как, подъезжая к указанному месту, почувствовали резкий запах в салоне авто. Далее нашему взору предстала небольшая кучка кишок. Реакция власти как всегда была разовой.
К слову, еще разворачиваясь на «кольце», мы заприметили «КамАЗ», груженный песком. Значит, незаконные раскопки, которым мы также посвятили не одну публикацию, продолжаются. Однако удивила нас совсем другая картина. В том месте, откуда ранее незаконно вывозили этот природный материал, теперь огороженная территория с табличкой «КП «Сприяння». Согласно справке на мэрском сайте «КП «Сприяння» является организацией, которая уполномочена в соответствии с законодательством осуществлять техническое и организационное обеспечение оформления перепланировок (в том числе ранее выполненных) или реконструкцию жилых помещений в домах на территории г. Запорожья». Не хотим делать поспешных выводов, потому сами будем копать.
Но вернемся к нашему маршруту. Проехав околицами микрорайона, отмечаем, что средней глубины котлованы – здесь не редкость. Выбрались к Гребному каналу, но к воде практически не подобраться – мешают заросли камышей. В преграду, правда, иного характера мы уперлись и по пути к местному пляжу, именуемому «Островом», – коттеджный поселок. Потому желающие окунуться и позагорать вынуждены идти по узкой тропке меж забором и все той же растительностью.
Отдельным абзацем стоить отметить
детскую железную дорогу. Здесь размещен зоопарк, аквариум, зимний сад и террариум. Вот как об этом месте отзываются пользователи интернета: «Самое желанное и увлекательное развлечение для детей — железная дорога! Маленькие вагончики, мерный стук колес, пассажиры, кондуктор, гудки паровоза — все это создает потрясающую атмосферу дальнего путешествия, хотя ж/д путь – всего 9 км».
По дороге в родную редакцию для себя отмечаем, что на Песках много недостроев и заброшенных зданий: корпус юридического института, фундамент, заложенный «АвтоЗАЗом», цеха «Радиоприбора».
А закончим мы тем, с кого начали: именно в Коммунарском микрорайоне делал свои первые шаги по карьерной лестнице Александр Ченсанович.