Вокруг Украины за 23 дня
По крайней мере, для себя мы смогли составить целостную картину того, о чем говорят и как живут люди в нашем государстве.
Не так страшен Донецк, как его малюют
Выехав из Запорожья, маршрут наш выглядел таким образом: Донецк – Харьков – Полтава – Днепропетровск – Запорожье – Черкассы – Одесса – Ильичевск – Кишинев – Винница – Хмельницкий – Черновцы – Ивано-Франковск – Тернополь – Ровно – Львов – Киев – Суммы – Киев – Запорожье. Описывать все города большого смысла не имеет, остановлюсь только на тех, которые запомнились больше всего.
Путешествовали мы преимущественно в плацкартных вагонах поездов, электричках, дешевых автобусах (причем «дешевых» – слово условное, поскольку даже по сельской местности этот вид транспорта по дороговизне сравнялся с ковром-самолетом старика Хоттабыча), а потому нам удалось и на вокзалы посмотреть, и с кассирами пообщаться.
С первым же мифом столкнулись в Донецке. Нам давно и упорно рассказывали, что ездить с концертами сюда не стоит. Мол, публика там не очень, а учитывая украиноязычный фольклорный репертуар нашей группы, лучше начинать гастроли со Львова или Франковска. Но эти города были в нашем маршруте ближе к концу. А пока что нас ждал Донецк и клуб «Орешек» в торговом центре.
Кстати, этот самый клуб (внимание!) открыл немец для того, чтобы повышать культурный уровень населения (ну и попутно заработать денег), а потому украинский репертуар здесь – дело привычное. Публика на концерте оказалась интеллектуальной и заинтересованной. К тому же, несмотря на отсутствие афишек, людей в клуб пришло не мало. Завсегдатаи уверяют, что в афишах как таковых мероприятия «Орешка» не нуждаются, ведь все знают, что ни шансон, ни попсу здесь не приемлют. Так развеялся наш первый миф.
Чем меньше, тем лучше
Описывая Полтаву, мне хотелось бы рассказать не о самом городе, а о его жителях. Золотая троица лучших по атмосфере и энергетике мест, по нашему общему мнению (а путешествовали мы втроем), – это центральная Украина: Полтава, Сумы, Винница. Количество населения в данных населенных пунктах колеблется от 300 до 380 тысяч человек (Сумы – самые маленькие (300), Полтава – 300,5, Винница – 380). Еще одна деталь, объединяющая эти города, – все они расположены вдоль рек. В Полтаве это исторически важная для всего казачества Ворскла, в Сумах – Псел, в Виннице – Южный Буг.
Вот несколько фактов, которые бросаются в глаза гостя маленьких городов:
1. Люди меньше говорят о политике и больше интересуются спортом, музыкой и кино.
2. Улыбаются в общественном транспорте. Пользоваться автобусом или троллейбусом нам приходилось стабильно – наши вещи просто не умещались в малогабаритные маршрутки. В мегаполисах, особенно там, где есть метро, лица людей больше мрачные или озабочены вечной гонкой, поиском жилья и нескончаемой работой. В этих же трех городах люди более спокойные и радостные.
3. Маленькие городки каким-то странным образом сплачивают население, и все люди гордятся тем местом, где живут. Что не всегда, к сожалению, можно сказать о жителях миллионников.
Кстати, открытием для нас стал и маленький Ильичевск. Там мы увидели большое количество жителей, которые с удовольствием ходят на концерты украиноязычных групп. А вот здоровенный золотой памятник Ленину нас изрядно повеселил – ведь таких гламурных постаментов мы даже в Интернете не видели.
Культурный андеграунд
О Черновцах, Ивано-Франковске, Ровно, Тернополе и Львове говорить можно долго. Кто-то недолюбливает эти города, даже ни разу не побывав там, слепо веря существующим мифам, а кто-то возвращается туда снова и снова. Но то, что организаторы концертов в Харькове, Днепропетровске и Запорожье очень уступают организаторам в западных областях – факт неоспоримый. Пожалуй, именно поэтому группы из Чехии, Польши и Германии чаще ездят выступать во Львов, чем в Запорожье. У нас нет традиции должным образом встретить музыкантов, предоставить им нормальные условия проживания, гримерку и т. п. А от таких мелочей, кстати, и зависит успех будущего концерта, ведь музыкант выходит на сцену с определенным настроением, которое он передает аудитории.
К тому же во Львове и Тернополе есть устоявшаяся культурная элита, которая становится решающим фактором в развитии культуры всего города. В Запорожье такой тусовки нет, однако все еще теплится надежда, что когда-то будет…
В «місті Лева» нам повезло попасть в самое сердце тусовки культурного андеграунда. Клуб, который находится в подвале, в центре города, найти без сторонней помощи невозможно. Под землей ежедневно собираются музыканты, художники, актеры. Как и в советское время, пьют из пол-литровых баночек пиво и курят в помещении без вытяжки, обсуждают культурные процессы, играют на гитарах и цимбалах, а в углу даже можно заметить, как кто-то рисует картину. Кстати, в подобных местах принципиально не вешают часы, а телефоны на такой глубине под землей не принимают сигнал.
Разговоры, разговоры
Вот говорят нам постоянно про «Схід і Захід», кто «разом», кто «не разом», а ведь, по сути-то, людей объединяет лишь одно – общие проблемы. Они во всей (единой и неделимой!) Украине – одни. И люди у нас одинаковые, и радости, и невзгоды также. По моим же наблюдениям, отличаемся мы лишь тем, что разочарования в жизни у людей из восточных областей гораздо больше, чем когда бы то ни было.
Что почем?
За 23 дня у нас была возможность сравнить и цены. Самые дешевые в плане питания кафе оказались в Черновцах. В одной из местных кафешек порция борща стоила 4 гривны, мамалыга (нужно быть кощунственно невежественным ко всей национальной кухне, чтобы не попробовать это уникальное блюдо) – от 7 до 9 гривен, порция пельменей – 8, а салаты, будь то из свежей капусты или оливье, от 2 до 5 гривен. Т.е., комплексный обед обходится в 12-15 гривен. Кстати, алкогольные напитки в этом заведении не продавались, но любезная официантка советовала купить пиво или вино в магазине за углом, а уже в кафе его можно было бы открыть и даже попросить бокалы.
Хит-парад самого дешевого транспорта возглавляют все те же Черновцы. Доехать от центра до вокзала мы смогли на такси за 9 гривен. Дело в том, что деньги за посадку в авто с нас не взяли, а посчитали только километраж.
Кстати, схожая ситуация и в Тернополе. Там таксист нам честно признался, что доехать от вокзала до отеля стоит 11 гривен, но минимальный тариф составляет 12. А потому гривну нам пришлось переплатить.
Что же касается самого дешевого общественного транспорта, то бесспорным лидером здесь является Донецк: трамвай и троллейбус – по гривне. И контролер есть, и кондукторы, и как-то не убыточно это все у них. Случилось нам и маршрутное такси увидеть по цене одна гривна 50 копеек.
И, кстати, почти во всех городах на вокзалах мы встречали киоски с сувенирами: от магнитиков до открывалок. Не мешало бы и у нас такой поставить, хоть один. А то вдруг кто-то решит объехать всю Украину за месяц, и уж очень хотелось бы, чтобы в память о Запорожье у такого авантюриста осталось хоть что-нибудь.