Украинские яхтсмены обогнули землю за 888 дней

Без цветов, но с глобусом
Прибытия «Купавы» в Запорожье ожидали к полудню, однако позже выяснилось, что яхта придет лишь к вечеру. В течение вынужденного тайм-аута встречающие делились эмоциями.
«Ребята – молодцы. Такой путь прошли! – говорил начальник яхт-клуба ОАО «Запорожсталь» Анатолий Достов, под началом которого парусным спортом занимаются более 200 детей. – Мне бы крайне хотелось, чтобы они с моими воспитанниками пообщались. Парням будет очень интересно. Может, и они когда-нибудь смогут повторить этот маршрут».
Встречали экипаж «Купавы» в одном из развлекательных комплексов на Волне, имеющих свой причал. Чтобы журналисты и гости не скучали, им организовали небольшой фуршет. «Нас никто не собирал. Просто запорожские яхтсмены решили достойно встретить ребят. Созвонились с ними, пригласили сделать остановку в нашем городе. Ну, примем, как полагается», – заверил давний соратник главного рейдера Запорожья Максима Дрозденко Виталий Семенюк.
По сравнению со своим коллегой, больше года полирующим нары в СИЗО, словоохотливый Семенюк с бокалом шампанского в руке выглядел неприлично цветущим. По словам бизнесмена, в настоящий момент его больше всего интересует парусный спорт: «Яхты просто обожаю, несмотря на то, что я – «болотный» капитан. В том смысле, что больших плаваний за моей спиной, увы, почти нет. Но будут! Все еще впереди», – двусмысленно поведал Виталий.
Всего в районе причала собралось около тридцати человек, большинство из которых составляли активные приверженцы местных яхт-клубов. Из общей тусовки выделялся мужчина средних лет с большим пакетом, из которого выглядывал…школьный глобус. Объяснение было лаконичным: «Хочу, чтобы ребята нарисовали на нем свой маршрут. А глобус внуку подарю, чтобы знал, к чему стремиться»…

Скорлупка с мачтой
Около 17.00 «Купава», наконец, показалась в поле зрения. В честь прибытия экипаж зажег сигнальную шашку, пускавшую оранжевый дым. Яхта показалась неприлично маленькой – представить себе это суденышко в океанских волнах многим было не под силу. «На этой скорлупке они совершили кругосветку?! – Пацаны реально сумасшедшие!», – переговаривались журналисты.
Эксперты тут же пояснили: яхта далеко не такая незащищенная, какой кажется на первый взгляд. Этот класс суден вполне может совершать длительные переходы, а его живучесть зависит в первую очередь от мастерства экипажа.
И все же большинство собравшихся с трудом представляли, как отважные яхтсмены смогли обогнуть на крошечном кораблике всю землю.
– С прибытием! – закричали морякам с причала.
– Спасибо, – закивали в ответ двое мужчин, с интересом наблюдая за публикой.
Моряки выглядели несколько уставшими. Как выяснилось позже, всему виной – традиционное украинское гостеприимство, от которого сложно отойти после аскетичного путешествия. «Ребята, извините, если что не так. Поймите, ну на каждой остановке так встречают, что до сих пор в себя прийти сложно», – с извиняющимися интонациями пояснил капитан «Купавы» Юрий Бондарь.
Понять желание людей приобщиться к рекорду яхты можно: мореплаватели действительно совершили подвиг, пройдя за 888 дней почти 60 тысяч километров. Они покорили три океана, а легендарный мыс Горн, который считается полюсом недоступности для моряков всех времен, и вовсе обогнули «против шерсти». Как правило, пролив Дрейка пересекают исключительно с Запада на Восток. «Купава» же прошла это кладбище кораблей в обратном направлении, что лишний раз подтвердило мастерство украинского экипажа.

«…Рио – наибольшее разочарование»
Сойдя на берег, Юрий Бондарь и Андрей Зубенко наконец смогли расслабиться. Всего участие в экспедиции приняли восемь человек, однако полностью маршрут кругосветного плавания смогли осилить только двое: остальные прерывали путешествие на разных этапах.
По словам парней, несмотря на массу острых впечатлений, наибольшая опасность подстерегла яхту уже на подходе к родным берегам. «Вы знаете, сколько всего было, но Черное море нас потрепало так, как ни один океан. Волна высотой 5 метров – это все-таки серьезно. Хотя, по-моему, даже выше… В общем, это было единственным местом, где нас перевернуло. Даже не ожидали», – делится воспоминаниями капитан «Купавы» Юрий Бондарь.
Путешествие яхтсменов началось осенью 2009 года. «Купава» спустилась по Днепру, вышла из Черного моря в Средиземное, пересекла Атлантику и далее направилась вдоль побережья южноамериканского материка. Здесь моряков ждало первое разочарование.
«Рио-де-Жанейро – это крах всех идеалов! Если бы с нами был Остап Бендер, ему пришлось бы утопиться. Ужас: никто не ходит в белых штанах, никто не танцует самбу, никто не поет, музыка играет американо-европейская, и главное – женщины! Ну, очень некрасивы», – сокрушенно пожаловался Андрей Зубенко. «Я тебя прошу! – возмутился Юрий Бондарь, истосковавшийся по женскому теплу. – Не бывает некрасивых женщин!…»

В ожидании пиратов
Спустившись вдоль Южной Америки, моряки обогнули мыс Горн, прошли самый южный город мира Ушуайа, увидели каналы Патагонии и вышли в Тихий океан, попутно посетив живописный остров с украинским названием «Сало-и-Гомес» (правильно писать «Сала-», но ребята патриотически настаивают на обратном). А еще до этого экипаж яхты помог режиссеру Михаилу Ильенко в съемках фильма «Тот, кто прошел через огонь». Ильенко некоторое время путешествовал на борту «Купавы», а начальные кадры украинского блокбастера снимались в Аргентине, куда кинематографист прибыл вместе с моряками.
После «Купава» прошла через Новую Зеландию и поднялась к Папуа–Новой Гвинее. Пройдя через Индийский океан, путешественники остановились на подходе к Аденскому проливу.
– Мы очень боялись пиратов. Вначале шутили, а когда увидели пострадавший корабль, который подвергся нападению разбойников, поняли, что опасность действительно серьезная. Тем морякам повезло – они сумели отбиться, но при обстреле потеряли одного члена экипажа. А у нас какая защита? Так что все последующие дни мы были в диком напряжении. Несколько раз уже готовы были подавать в радиоэфир сигнал опасности, но, к счастью, «пиратами» оказались обычные рыбаки, – говорит Андрей Зубенко.

«Долго отдыхать не будем…»
Сделав остановку на американской военной базе (яхту начали грызть черви), парни прошли мимо Саудовской Аравии и через Суэцкий канал вышли к Европе. Зимовать «Купаве» пришлось в Очакове. Сейчас же корабль держит курс на Киев, чтобы там завершить долгое путешествие.
«Мы должны прийти в столицу 9 мая. Потом главное – отдохнуть, в том числе и друг от друга. Так что, надеюсь, скоро мы расстанемся», – шутит Юрий Бондарь. Впрочем, по словам капитана, долго гулять морякам не придется. Возможно, уже в следующем году экипаж вновь выйдет в плавание, теперь уже – в Северную Америку.
«Мы очень хотим пройти по Великим озерам в Канаде и США. Много о них слышали, теперь надеемся увидеть», – коротко рассказали о дальнейших планах члены экипажа яхты.
Хотя в экспедицию ребята выйдут на борту уже другого судна. Как рассказал Юрий Бондарь, в ближайшее время он намерен приступить к постройке новой яхты. «Купава» уже подтвердила свой потенциал. О дате начала экспедиции моряки обещают сообщить позже. И дали уже обещание обязательно зайти в Запорожье. Уж очень им понравилось наше гостеприимство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *