Запорожская стройка на костях
Земли на берегу Днепра манят чиновников и их семьи похлеще долларовой взятки. Увы, согласно украинскому законодательству в 100 прибрежных метрах строительство жилых зданий запрещено. Но кому как не запорожским чиновникам знать лазейки в законах. Как правило, схема приобретения жилья в живописном уголке выглядит следующим образом: водоохранная зона вместо положенных 100 метров или схлопывается до кромки воды, или причудливым образом изгибается в нужных местах. Целевое назначение высвободившегося пространства перестает быть природоохранным. На следующем этапе происходит безвозмездная раздача земли «простым» гражданам. Именно так застраивается и Великий Луг, и склоны Днепра при въезде на Бабурку. Аналогичная ситуация сложилась и в Заводском районе, где еще в 2008 году волшебное решение сессии запорожского горсовета создало несколько гектаров свободной земли, на которых в году 2013-м стартовало строительство.
Увы, пока правоохранителям и местным жителям удалось отстоять лишь часть территории. В том, как водоохранные земли были отданы под жилую застройку, разбиралась и «Правда».
Решение сессии горсовета от 23.04.2008 № 27
Улица Автодоровская в Заводском районе расположена у самого берега Днепра. Не сказать, что места здесь очень уж живописные – после того как местная власть взялась за берегоукрепление, берега в этом районе больше напоминают пейзажи времен обороны Севастополя – сплошные глыбы, камни и отсев. Зато сохранился прекрасный вид на залив.
О том, что этот самый прекрасный вид заинтересовал кого-то еще, местные жители узнали абсолютно случайно.
– Люди попытались приватизировать землю около своих домов, которую десятилетиями использовали под огороды, и получили отказ, – вспоминает жительница улицы Автодоровской Наталья Винник. – А когда по этим самым огородам начали деловито расхаживать геодезисты, мы забили тревогу.
Вот тут и оказалось, что земля на берегу Днепра давно поделена.
По заявлению инициативной группы, а также на основании депутатского запроса государственной инспекцией сельского хозяйства в Запорожской области и Запорожской межрайонной экологической прокуратурой была проведена проверка установления границ водоохраной зоны реки Днепр в районе комбината «Звезда» – вдоль улицы Вятской и Автодоровской. Оказалось, что проект внесения в натуру границ водоохраной зоны в части листов 13а, 14 и 15 утверждался решением сессии городского совета от 23.04.2008 № 27. При этом были допущены нарушения не только Земельного, но и Водного кодекса Украины.
То, как изменилась после этого решения прибрежно-защитная полоса, можно понять, сличив две копии одного и того же генерального плана Запорожья. Те, кто думал, что у Запорожья один генеральный план, забыли, в какой стране живут. Интересно, что обе копии датированы одним и тем же числом.
Решение сессии горсовета 24.09.2008 № 53
Вкратце остановимся на том, как развивались события дальше. 24 сентября 2008 года через сессию городского совета проходит еще одно решение «О внесении изменений в градостроительную документацию изменений по размещению малоэтажной жилой застройки усадебного типа по ул. Автодоровская в г. Запорожье». Говоря русским языком, городская власть на месте, где вчера проходила водоохранная зона, разрешила строить жилые дома.
На момент вмешательства прокуратуры на земле по улице Автодоровской уже был зарегистрирован целый кооператив «Новый Кичкас» с 24-мя аккуратными участками. Есть даже план застройки этой земли. Интересно, что к каждому домику прилагался небольшой бассейн. Более того, у каждого участка уже был свой владелец.
И хотя жителям Автодоровской вместе с прокуратурой удалось сохранить эту землю (30 января 2013 года протест прокуратуры прошел через сессию городского совета и был удовлетворен решением № 36), «Правда» все равно публикует фамилии любителей смотреть на Днепр из окна собственного дома. Город должен знать своих героев. К тому же осведомленный читатель найдет в этом перечне немало интересных фамилий. Чтобы ничего не напутать, приведем фамилии и имена на украинском языке – так, как они указаны, например: «Рішення Запорізької міської ради про затвердження матеріалів вибору місця разташування земельної ділянки… по вулиці Автодорівській» від 24.06.2009 № 82: «Остапенко С.П., Титов С.О., Зінченко Н.О., Гурко Н.І., Захаров Г.І., Ярошенко М.О., Спиця Ж.О., Загнет О.О., Цвіркун Л.К., Коленко Г.О., Овсієвський В.А., Пономаренко І.В., Сунгарська П.А., Черепюк Л.Я., Верьовкін О.І., Ярова Л.І., Павленко В.І., Гришина Т.М., Кучінський І.В., Печьонкін А.О, Глушко І.Л., Богдан І.Д., Лукашов П.М.».
Улица Вятская
Одной из причин того, что прокуратуре и местным жителям удалось отметить решение сессии, стал тот факт, что хоть земля в районе Автодоровской и была передана непростым смертным, государственные акты на эти участки они получить не успели. А вот на землю по улице Вятской, также высвободившуюся в результате смещения водоохраной полосы, четыре госакта все-таки были выданы. Свое законное конституционное право на землю реализовали некто Иван Васильевич Предущенко, Роман Викторович Бородавченко, Андрей Николаевич Зыков и Александр Николаевич Шелудько.
Интересно, что на сайте мэрии текста решения № 39 от 25 февраля 2009 года о выделении и передачи в собственность вышеозначенным гражданам земельных участков по улице Вятской нет. Как нет и решения № 76/327 от 30.09.2009 «О выделении и передаче в собственность гражданину Шелудько А.Н. земельного участка по улице Вятской, 20». О том, что такие решения существуют, можно догадаться лишь косвенно, благодаря решению городского совета № 65 от 24 июня 2009 года, в котором удовлетворялся протест прокуратуры на решение Запорожского городского совета от 25.02.2009
№ 39 «О выделении и передаче в собственность… земельного участка по улице Вятской…».
По всей видимости, в данном случае, чтобы добиться отмены дерибана этой земли, одной отмены решения сессии оказалось уже недостаточно: выдачу госактов, которая происходит через два месяца после решения сессии, необходимо оспаривать через суд. Что прокуратура и делает. Ближайшее заседание суда по землям на улице Вятской состоится 27 августа. На первые два заседания ни ответчик, ни его представители так и не явились. Суд это не смущает – в случае неоднократной неявки ответчика заседание может обойтись и без него.
Что сейчас?
22 января 2013 года инспекцией сельского хозяйства в Запорожской области в горсовет подано ходатайство о приведении в соответствие к требованиям земельного законодательства того самого 27-го решения, которое дало старт дерибану на Автодоровской и Вятской.
25 февраля 2013 года межрайонная экологическая прокуратура Запорожья направила в горсовет аналогичный протест – установить границы прибрежно-защитной полосы по линии существующей застройки, а не по линии берега. Кроме того, правоохранителями установлено, что на кадастровом плане Запорожья прибрежно-защитная полоса также проходит по берегу Днепра, а не по линии существующей застройки.
По последней информации экологической прокуратуры, несколько месяцев назад городская власть передала проект по возвращению вятско-автодоровских земель в водоохранную зону на рассмотрение Института землеустройства, где документы и зависли. То есть забрать землю гораздо легче, чем вернуть.
Вишенка на торте
По заверениям местных жителей и воспоминаниям старожилов, как раз на земле, на которую выданы четыре госакта, находилось старое, еще довоенное кладбище.
Хотя на запросы в райадминистрацию, городскую и областную СЭС и даже в центр охраны культурного наследия получены ответы, что информацией о наличии кладбища никто не располагает. Отсутствует кладбище и на генеральном плане города, и на кадастровом плане – данная местность обозначена как «навалы грунта». Вся надежда на архив…
К счастью, прокуратуре наличия кладбища и не требуется – достаточно незаконного решения сессии.
Несмотря на это сама по себе ситуация показательна и демонстрирует, что в погоне за лакомым куском земли власть имущие запорожцы готовы идти в прямом смысле слова по могилам.
На данный момент четыре участка по улице Вятской уже обнесены высоким бетонным забором, за которым полным ходом идет строительство. Процесс контролируется водителем автомобиля «Фольксваген» с госномером
«АР0919СЕ», вероятным владельцем одного из земельных участков.
Видеокомментарий Запорожской межрайонной экологической прокуратуры о ситуации с землями на улице Вятской и Автодоровской