Технические новации «Укрзалізниці» вынуждают пассажиров переплачивать

 

Одним из основных нововведений в этой сфере стало внедрение Единой автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками. Во сколько обошлась техническая новинка, общественности неизвестно. В ответ на информационные запросы средств массовой информации, включая газету «Правда», Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины («Укрзалізниця») ссылается на свое монопольное положение, что дает, по ее же мнению, право отказать в обнародовании такой информации в соответствии с Законом Украины «Про природні монополії».

img_002

img

Тест на бесплодность
Достоверно не известен и источник расходов на разработку и поддержку автоматизированной системы – собственные средства предприятия или бюджетные деньги. В Реестре государственных закупок заказчиками таких услуг выступают железные дороги, входящие в «Укрзалізницю». Их – шесть. Запорожская область входит в территорию, обслуживаемую «Придніпровською залізницею». Объявление о проведении открытых торгов по закупке «Придніпровською залізницею» «услуг, связанных с базами данных (услуг по организации заказов (бронирования) мест и продажи населению проездных документов на поезда, курсирующие территорией Украины, и осуществление за них расчетов в сети Интернет и через иные каналы), было обнародовано еще в 2011 году. Согласно этому документу, конечным сроком проведения торгов была указана дата 18 августа 2011 года, а конечным сроком проведения работ – декабрь 2012 года (код закупки ДК 016-97 — 72.40.1).
На некоторых железных дорогах торги были назначены на еще более ранние сроки. Например, «Південно-Західна залізниця» запланировала завершение торгов на 1 сентября 2011 года, а выполнение работ – на октябрь-декабрь 2011 года. Но на дворе – конец 2013 года, а автоматизированная система все еще работает в тестовом режиме. Таким образом говорить о введении системы в эксплуатацию и завершения оплаченных государственным предприятием услуг не приходится. Правовой статус потраченных денег, независимо от их источника, остается неясным общественности, а железнодорожная администрация отчитываться в расходах не торопится, чем ставит под сомнение эффективность проводимых в этой отрасли «президентских» реформ.

Бермудский треугольник
Впрочем, это и так ясно из открытой общей бухгалтерии «Укрзалізниці»: железнодорожные пассажирские перевозки в Украине остаются убыточными, за январь–октябрь 2013 года убытки отрасли составили 5,35 млрд грн. Правда, большая часть убытков – 2,9 млрд грн – приходится на пригородные сообщения (электрички). И это при том, что «тестовый режим» Единой автоматизированной системы вынуждает пассажиров переплачивать за билеты. По крайней мере, запорожских.
Например, при попытке забронировать билеты из Запорожья в Киев пользователи автоматизированной системы сталкиваются с отсутствием мест в поездах. В то же время, билеты на отрезок пути Мелитополь–Киев в наличии имеются. Наглядный пример: поезд 012П «Симферополь пассажирский – Киев пассажирский». Поиск в автоматизированной системе билетов на отрезок пути Запорожье–Киев выдал нам информацию о наличии лишь трех мест класса «люкс». В то же время при поиске билетов «на Киев» из Мелитополя обнаруживается наличие уже 18 «люксовых» мест и 48 (!) купейных. Куда «исчезают» эти билеты, железнодорожники пояснить не могут.

1

2

Опять от меня сбежала последняя электричка
«Мелитопольская аномалия» несет очевидные экономические выгоды ведомству. Запорожцы приобретают «мелитопольские» билеты, переплачивая за отрезок пути Мелитополь–Запорожье. Кстати, этим активно пользуются мелитопольцы и дачники, которым выгоднее добираться до областного центра, договариваясь с проводниками, на оплаченных запорожскими пассажирами местах. Выгоднее чем пользоваться электричками.
– Конечно, мы берем пассажиров, – на условиях анонимности рассказали «Правде» проводницы поезда, курсирующего через отрезок пути Мелитополь–Запорожье. – С опаздывающих пассажиров, которые просто не успевают купить билет, берем почти полную стоимость билета, разве что немного округляя ее в сторону уменьшения. С дачников берем меньше. Даже немного меньше, чем стоимость проезда в электричке. И пенсионерам выгодно, и нам небольшая прибавка к зарплате.
В результате «Укрзалізниця» получает доходы за непредоставленные услуги, жители областной глубинки экономят на проезде, процветает и «бизнес» проводников. А убытки несет сегмент пригородного сообщения, что является основным аргументом в пользу «реформирования» системы работы электропоездов.
Напомним, что в информационном пространстве активно обсуждается возможность реформирования системы пригородных железнодорожных сообщений, сокращения количества электричек, общественное мнение подготавливается к принятию возможного подорожания проезда в электропоездах или урезания льгот. В том числе с этой целью убыточная «Укрзалізниця» ежегодно расходует миллионы гривен на информационную поддержку железнодорожных реформ.

Освещение или пропаганда?
В 2010 году – в период подготовки президентской «Реформации» – Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины израсходовала почти 8 млн грн (7 958 189,74 грн) на услуги информационных агентств, средств массовой информации, радиовещание и телевидение. В том числе 1,9 млн грн – на услуги консорциума «Конеджмент Консалтинг Груп», почти полмиллиона гривен – информационному агентству «Интерфакс-Украина», около 800 тыс. грн – «Украинскому независимому информационному агентству новостей», приблизительно 900 тыс. грн – телерадиокомпании «Эра», почти
4 млн грн – ведомственной газете «Магистраль».
Наконец, почти полтора миллиона гривен (1 499 634 грн.) убыточное государственное ведомство в 2010 году потратило на изготовление Научно-производственным предприятием «Полиграфсервис» «имиджевой продукции». Насколько улучшился имидж железнодорожников, догадаться несложно. Особенно после повышения железнодорожных тарифов в 2013 году и приобретения за бюджетные деньги леденцовых «Хюндаев», тающих в украинских степях от жары и ломающихся в морозы.

Порочный круг
Но основной проблемой монополиста независимо от периодов реформ и смен политических элит остается непрозрачность механизма формирования железнодорожных тарифов. «Укрзалізниця» ссылается на то, что тарифы железнодорожникам «спускаются» из Министерства инфраструктуры Украины. Не влияет на формирование цен и Антимонопольный комитет.
– В нашу компетенцию не входит контроль над формированием тарифов «Укрзалізниці», – пояснили «Правде» в Запорожском территориальном отделении АМКУ. – Они формируются не монополистом, а профильным министерством, которое и осуществляет данный контроль.
В свою очередь, в Министерстве инфраструктуры Украины нас отослали к министерскому приказу № 170 от 19 марта 2012 г. «Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров, багажа и грузов железнодорожным транспортом внутреннего сообщения», которым регулируется – внимание! – коэффициент формирования стоимости проезда. В свою очередь, установленные этим документом коэффициенты применяется к «стоимости проезда в вагоне» – именно эта величина является базовой в формировании конечной стоимости билетов. А «стоимость проезда в вагоне» определяется… «Укрзалізницею». Круг замкнулся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *