Миллионы гривен из бюджета Запорожья уходят на «проектные работы» фантазий власти

Наследие Карташова
Особую любовь к проектированию запорожские СМИ нередко приписывали бывшему градоначальнику Евгению Карташову. Что вполне понятно. Ведь именно Евгений Григорьевич регулярно заставлял журналистов и горожан обсуждать свои глобальные идеи. От унаследованной советской грезы – метро, которое все-таки собирался построить бывший мэр, до собственной выдумки – прокладывания теплосети из Энергодара в Запорожье. Городской казне богатое воображение Евгения Карташова иногда влетало в копеечку.
Наиболее памятным запорожцам проектом бывшего городского головы остается крематорий. Еще «при Поляке» было предварительно определено первое месторасположение будущей топки – в районе НИИОГАЗа. Правда, после этого место неоднократно меняли. Горожане запутались в одних только официальных сообщениях минувших лет: крематорий начинали строить то на Капустяном кладбище, то на Кушугумском, то где-то в районе «Близнецов».
За это время «предварительные оценки стоимости» крематория возросли приблизительно в десять раз – с одного миллиона долларов до десяти. К тому же излишне поспешно разработанный дорогостоящий проект, оплаченный из бюджета, вызвал многочисленные замечания экспертов и контролирующих органов. Например, санэпидстанции, указавшей на ряд недоработок в проекте. В частности, на отсутствие землеотвода, места захоронения останков и многое другое. Наверное, 1,5 млн. грн. не хватило проектанту – «Запорожгражданпроекту» – для завершения проектных работ.
Планируемая площадь крематория составляла 1000 кв. м, и при тогдашнем курсе гривны стоимость квадратного метра проектируемого объекта обошлась почти в 300 долларов, что превысило среднюю рыночную стоимость таких работ не менее чем в десять раз! При этом крематорий, так дорого обошедшийся запорожцам, в городе так и не появился. Сегодня информация об этом объекте не афишируется. Руководство проектного института на информационный запрос «Правды» не ответило. Обещая «отыскать затерявшийся ответ», проектанты затянули процедуру, а после, наконец, честно ответили, что давать письменный ответ не станут вовсе.
 

Эпоха Сина
Нынешний городской голова Александр Син особенно известен своим вниманием к самому дорогостоящему проекту строительства полигона твердых бытовых отходов № 3. Данный проект достался Александру Ченсановичу от легендарного предшественника. Например, в 2007 году на проектирование этой мусорной свалки из городского бюджета было выделено более 700 тыс. грн. (712 820,3 грн.). Два года спустя бюджет раскошелился еще приблизительно на 70 тыс. грн. (71772,65 грн.). Сколько денег на проектирование было потрачено ранее – не известно, ведь фактически старт данного проекта можно отнести к 2004 году, когда коммунальщики начали подыскивать земельные участки, подходящие для полигона.
Как и в случае с крематорием, горожанам до сих пор, спустя девять лет, не ясно, где именно будет располагаться мусорный полигон. Также не совсем понятно, как именно делается данный проект без учета особенностей его месторасположения. А проектные работы ведутся масштабно – уже при новом руководстве города, в 2011 году, из казны на проектировку было выделено еще 2,2 млн. грн. Казалось, к минувшему году власть окончательно определилась с местом полигона – неподалеку от жилого сектора на Верхней Хортице. Но сегодня на схемах Госкомзема в предполагаемом месте строительства уже значатся чьи-то земельные участки, а сам полигон остается фантомом.
– Появилась информация о том, что в районе Верхней Хортицы будет строиться полигон для твердых бытовых отходов. Никогда не было и нет в планах городской власти строительства в том районе подобного полигона, – заявил первый заместитель городского головы Дмитрий Свиркин 18 марта на брифинге в мэрии.
Но где же он все-таки будет, городская власть не конкретизирует. А это значит, что проект, разработанный под конкретный участок харьковским проектным институтом «УКРКОММУННИИПРОЕКТ», еще потребует, как минимум, внесения корректировок, оплачиваемых, соответственно, из бюджетных средств. Кстати, специалисты предварительно оценивают минимальный срок службы полигона в 15 лет. Учитывая, что только проект-
ная стадия затянулась почти на десятилетие, наверное, чиновники уже могут начинать проектировать полигон ТБО № 4 и выделять из бюджета необходимые для этого миллионы…

Один проект – две оплаты
Понятие «разработка проекта» в Запорожье, похоже, давно вытеснило близкую ему по смыслу «подготовку сметы». Проектирование в нашем городе давно предваряет не только передовую архитектурно-строительную и инженерную мысль, но и черновые работы вроде ремонта дорог в частном секторе. А разбивка таких работ на «этапы» и «очереди» (от забора до столба) позволяет чиновникам тратить бюджетные деньги на индивидуальное проектирование едва ли не каждой развилки между огородами. Отличия таких проектов, мягко говоря, не очевидны.
Не особо отличается и их стоимость – от 50 до 75 тыс. грн. Например, в 2011 году проект капитального ремонта двух кварталов ул. Двинской (от Краснополянской до Батайской) обошелся нам в 48 967,34 грн. Чуть дешевле (на 1254 грн. 92 коп.) был проект ремонта… параллельной ей улицы Новочеркасской между этими же улицами Краснополянской и Батайской.
Аналогичным образом, т.е. участками, проектировались ремонтные работы на ул. Горького, где были проложены новые бесшумные рельсы. Разбивка работ на два участка (от ул. Чекистов до ул. Леппика и от ул. Чекистов до пл. Транспортной) позволила проектантам еще в 2008 году получить оплату дважды – по 40 тыс. грн. за каждый участок, а спустя год еще раз проделать проектировку второго из указанных участков на сумму 24 853,08 грн.
Традиционно крупные суммы ежегодно расходуются на проектирование ремонтных работ в различных помещениях коммунальных учреждений – медицинских и образовательных, органов местного самоуправления, на облагораживание улиц и парков. А также на подземные коммуникации (теплосети, водопроводы, коллекторы) и подводные работы (расчистка русел малых рек, берегоукрепление и т.п.). Проверить соответствие таких работ затраченным ресурсам представляется затруднительным. В период с 2007 г. по 2011 г. включительно на проекты ремонта различных коммуникаций было израсходовано 3 713 508,19 грн., а на водоемы – 1 202 744,6 грн. Причем львиную долю (почти миллион гривен) на заботу о водоемах израсходовал в первый год своего пребывания в должности мэра Александр Син.

Рубрика «Разное»
Приход Александра Ченсановича к власти вообще ознаменовался целым рядом проектных нововведений. Например, начиная с 2011 года в городе предварительно проектируются некоторые работы, возможно, не нуждающиеся в проекте вовсе. Например, установка «светофорных объектов». Так в стоимость «строительства» светофоров на перекрестке Днепропетровского шоссе, улицы Дудыкина и управления ЗТР, а также на пересечении улицы Рубана и Хортицкого шоссе входят проектные работы стоимостью 25 тыс. грн. для каждого (!) светофора. Причем в такую же сумму обошелся проект реконструкции светофора на углу улиц Панфиловцев и 40 лет Советской Украины. А вот проект строительства светофора на выезде из
17-го микрорайона (Никопольский поворот – Хортицкое шоссе) обошелся городу в 37 тыс. грн. До 2007 года в Запорожье то ли светофоры не устанавливали, то ли как-то обходились без их проектирования.
То же касается таких нововведений эпохи Сина, как проекты «инструментального наблюдения за состоянием жилых домов», проектирование «работ по капитальному ремонту жилых домов», проектные работы «на установку приборов учета в жилых домах» и, наконец, проекты «диспетчеризации лифтов жилых домов». Причем дома в таких проектах произвольно разбиваются на группы, для каждой из которых готовится отдельный проект. А «диспетчеризируемые» лифты делятся порайонно. Только в 2011 году на эти ноу-хау бюджет израсходовал более чем три четверти миллиона гривен (772 476,01 грн.). Из них на «инструментальное наблюдение» – 43 432,1 грн., на проекты капремонтов – 383 978,05 грн., на проекты приборов учета – 132 960,14 грн., на диспетчеризацию лифтов – 44 406 грн.
Но если в данном случае речь идет о малопонятных, но хотя бы наполовину реальных работах, то некоторые спроектированные за деньги громады объекты так и остались призрачными. Например, проект строительства инженерных сетей к ледовой арене по ул. Космической обошелся почти в 200 тыс. грн. (199 448,8 грн.) и оказался телегой впереди лошади, поскольку до самой арены у чиновников руки так и не дошли.
Кто виноват в преждевременной растрате бюджетных денег? Кто компенсирует городу ущерб?
 DON_8551С условной ледовой арены на «Космосе» сошел снег, и вместе с ним в инженерные сети утекли 200 тысяч бюджетных гривен…

 

 

 

 

Дома-призраки
DON_8567Эти же вопросы касаются строитель-ства жилого дома № 25 на улице Алмазной, на проект которого, если верить информации, предоставленной «Правде» за подписью начальника КП «Управление капитального строительства» Вадима Харламова, в 2008-2009 годах из бюджета было выделено почти 300 тыс. грн. (160 тыс. грн. и 136 862, 82 грн. соответственно). Сегодня по указанному адресу в частном секторе красуется новый частный особняк. Вопрос напрашивается сам собой: кто за бюджетные деньги спроектировал частный дом? Кроме того, в 2011 году в окрестностях ул. Алмазной за бюджетные деньги (141 812,96 грн.) были спроектированы некие «внеквартальные инженерные сети и сооружения».
Еще один давно спроектированный, но несуществующий объект – «жилой дом № 10 в микрорайоне № 5 жилого массива «Южный». Нам не удалось обнаружить не только указанный дом, но и сам «микрорайон № 5». Понятное дело, что «Пески» активно застраиваются и растут в действительности, еще активнее они развиваются в планах и отчетах, но проектировать дом № 10, когда в микрорайоне еще не построен дом № 1 – это заслуживает премии. Проектирование несуществующего дома финансируется из бюджета уже не менее пяти лет. В 2008 г. на проектные работы была потрачена почти четверть миллиона гривен (249 265,68 грн.), годом позднее – 6390 грн., а уже в 2011 году дом-призрак поглотил еще 300 тыс. грн. И здесь возникают вопросы: кто будет застройщиком, кому пойдут квартиры в доме, проект которого оплачен из бюджета?

DON_8562Здесь должны быть, как минимум, десять многоэтажек 5-го микрорайона

 

 

 

Диагноз поставлен
Мы намеренно не оперируем данными за минувший 2012 год. Ведь не исключено, что все оплаченные проектные работы сейчас усердно претворяются в жизнь трудолюбивыми чиновниками. А вот ранее оплаченные проекты, реализация которых так и не сдвинулась с мертвой точки, – повод для размышлений избирателю и сигнал правоохранителям. Ведь немалое количество различных проектов финансируются из бюджета малыми частями долгие годы. Что это – чей-то бизнес? Ведь хроническая незавершенность заказанного проекта позволяет регулярно пересматривать и индексировать его стоимость, а главное – избегать ответственности за бездействие.
Многие такие «бумажные долгострои» уже пережили своих заказчиков. А из бюджета на подобные проекты ежегодно безвозвратно утекают крупные суммы. Тот же «Запорожгражданпроект», проектировавший не только крематорий, но и глобальную застройку Южного микрорайона, еще в начале 2000-х годов был на грани банкротства. Но проектная лихорадка в Запорожье буквально за несколько лет забила портфель заказов учреждения коммунальными заявками. Как видим, эпидемия продолжается…

Проектные работы, оплаченные из бюджета развития г. Запорожье в 2007-2011 гг. (грн)

Для сравнения: сопоставимые суммы были внесены в бюджет, например, на хозяйственное обслуживание образовательных учреждений в 2010-2012 гг. или на ликвидацию аварийного состояния объектов жилого фонда города в 2009-2012 гг. На реальное обслуживание и реальную ликвидацию…

СФЕРА

2007

2008

2009

2010

2011

ИТОГО

Медицинские учреждения

1008103

249 190,8

45 485

298 556

1 601 335

Учебные заведения

82 664

370 636

156 367

200 000

710 988

1 520 655

Административные здания

32 961

651 626

154 596

56 852

312 706

1 208 742

Благоустройство улиц и парков

786 790

1 003 353

702 393

152 774

2 097 214

4 742 525

Подземные коммуникации

1105709

1 296 213

143 466

211 512

956 607

3 713 508

Водоемы (малые реки и пруды)

79 512

159 870

963 363

1 202 745

Строительство и реконструкции

712 820

409 266

298 916

2 500000

3 921 002

«Нововведения Сина»

884 476

884 476

ИТОГО

2720945

4 739 197

1784442

826 493

8 723 911

18794 988

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *