Россияне нацелились на чужое
Авиадвигатель АИ-222-25, разработанный запорожским МКБ «Прогресс», будет целиком выпускаться на Омском моторостроительном объединении им. П.И. Баранова. Об этом сообщила пресс-служба российского предприятия. Напомним, в этом году ОМО им. Баранова вошло в государственный НПЦ газотурбостроения «Салют», который принимал участие в создании этого двигателя и сейчас поставляет агрегаты для их производства на «Мотор Сичи».
Российская сторона по этому проекту и ранее не скрывала желания сократить участие в нем партнеров из Украины и даже указывала на то, что под вопросом находится право получения роялти «Прогрессом». «Сейчас есть большое желание навести порядок в интеллектуальных правах собственности на эти двигатели. На мой взгляд, участие РФ в их финансировании и создании очевидно», – заявил в июле в одном из своих первых интервью новоназначенный директор реструктуризированного НПЦ «Салют» Владислав Масалов. По его словам, Минпром РФ начал активную работу по узакониванию прав «Салюта» на выпускаемые в Запорожье двигатели с целью «изменить взаимоотношения, чтобы они были действительно партнерские». Для этого Украине было предложено создать СП с долями 50 на 50.
Впрочем, пока ни в Минпромполитики, ни в конструкторском бюро не сообщили, какой ответ был дан на эти предложения. В то же время гендиректор МКБ «Прогресс» Игорь Кравченко допустил, что основание СП по двигателю Д-27 возможно, но только потому, что создание этого агрегата пока находится на стадии освоения серийного производства.
Отметим, ранее СМИ писали о том, что «Салют» намерен прекратить сотрудничество с «Прогрессом» по производству двигателей Д-436 для самолетов Ан-148 и Бе-200. Решение было мотивировано нецелесообразностью оплаты роялти конструкторам с учетом сделанных Россией финансовых вливаний в эти разработки. Правда, позже в МКБ опровергли эту информацию. Комментируя вопрос роялти, Игорь Кравченко заявил, что считает эту уплату справедливой, тем более что, по его словам, плата за интеллектуальные права равнозначна как для российского «Салюта», так и для украинской «Мотор Сичи».
По информации портала «Крылья», двигатель АИ-222-25 разрабатывался без бюджетной поддержки, исключительно за счет средств предприятий, задействованных в кооперации («Прогресс», «Салют» и «Мотор Сич»). Каковы были вложения в проект с каждой стороны, партнеры не озвучивают. В «Салюте» сообщили только, что около 3 миллионов рублей (примерно $100 тысяч) было вложено в освоение серийного производства двигателя (НПЦ имеет доступ к полному комплекту документации для самостоятельного производства АИ-222-25, правда, до сих пор удавалось выпускать только единичные экземпляры). В то же время на «Моторе» считают, что основные издержки по запуску двигателя в производство легли на запорожцев.
Чем завершится конфликт, спрогнозировать сложно. Впрочем, учитывая авторитет на международной арене председателя совета директоров «Мотор Сичи» Вячеслава Богуслаева, следует ожидать, что запорожским предприятиям все же удастся отстоять свои права. Правда, доверие к российским партнерам может быть серьезно подорвано.