«Майдан» одного дома
«Прав.Да» еще раз возвращается к этой истории, потому как случай жильцов по улице Дегтярева не единичный – он скорее показателен, чем случаен для запорожского коммунального хозяйства, давно нуждающегося в тотальной люстрации и реформировании. Потому что большинство из нас предпочитает молча платить за услуги (не всегда оказываемые), не особо задумываясь над тем, кому и за что платим.
Ниже мы публикуем выдержки из письма, которое жильцы дома № 6 по улице Дегтярева (а всего в доме проживает около 400 человек) на днях отправили начальнику инспекции по вопросам защиты прав потребителей в Запорожской области, а также в государственную жилищно-коммунальную инспекцию и запорожскому областному прокурору. Перечень всех нарушений занимает 15 листов, которые мы, увы, не в состоянии напечатать. Поэтому приведем лишь самые вопиющие.
1. КП «Основание» игнорирует и грубо нарушает права потребителей. Согласно статьям 20, 21, 23 Закона Украины «О защите прав потребителей» собственники жилого дома не были предварительно ознакомлены с расчетным тарифом, перечнем жилищно-коммунальных услуг путем проведения по дому общественных слушаний. Несоблюдение данной процедуры является нарушением Постановления КМУ № 529 от 20.05.2009 г. «Об утверждении Порядка формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий». Также нарушено право потребителей отказаться от каких-либо невыгодных условий по структуре тарифа, режиму и периодичности предоставления той или иной услуги.
2. Потребителям отказано в праве на получение достоверной и своевременной информации до получения ими услуги (ст. 15 п. 1 Закона Украины «О защите прав потребителей»). Ввиду отсутствия акта придомовая территория многоквартирного дома № 6 находится в ведении городского совета. По устному заверению работников КП «Основания», уборка придомовой территории происходит в соответствии с их планом-схемой, которую никто из жильцов в глаза не видел.
3. Вопреки требованиям Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» балансодержатель и исполнитель услуг игнорируют безопасность и здоровье жильцов в вопросе состояния полотна придомовой подъездной дороги, особенно на участке от 1 до 4 подъездов дома. За все годы эксплуатации жилого дома ремонт полотна придомовой дороги так и не был включен в перечень хотя бы ямочного ремонта.
4. Бездеятельность КП «Основания» в обеспечении нормального функционирования конструктивных элементов многоквартирного дома вынуждает потребителей вкладывать немалые личные средства в утепление наружных стен, ремонт межпанельных стыков, отдельных участков мягкой кровли крыши, проводить точечные косметические ремонты в подъездах (окрашивание панелей), уборку лестничных клеток, мытье панелей, перил, кабины лифта. Затраты жильцов – личные денежные средства, затраченное личное время на работы, которые входят в обязанности балансодержателя и исполнителя услуг, – во внимание не принимаются, возмещению (перерасчету) не подлежат.
5. Прикрываясь отсутствием необходимых средств и должниками, «Основание» недобросовестно относится к техническому обслуживанию дома. Не обеспечивает нормального функционирования внутридомовых инженерных сетей.
Общие плановые осмотры дома, особенно перед началом осенне-зимнего сезона, проводятся неквалифицированно и необъективно, формальный подход к организационно-техническим мероприятиям по результатам осмотров не способствует устранению неисправностей, восстановлению работоспособности инженерных внутридомовых сетей.
6. В тариф по обслуживанию дома включены виртуальные услуги, которые по состоянию на 01.04.2014 г. вообще никогда не предоставлялись. Например, на протяжении ряда лет систематически насчитывал и всем потребителям жилого дома (209 квартир) к оплате за услуги дератизация и дезинсекция, которые никогда вообще не проводились.
7. Исполнитель услуг грубо попирает статью 17 Закона Украины «О защите прав потребителя», которая запрещает принуждать потребителя оплачивать не предоставленные услуги или ненадлежащего качества. Если выставлен счет, значит, существует и первичный документ, заполненный должностным лицом, согласно которому будут произведены соответствующие начисления… Безапелляционно заявляя, что все необходимые работы в необходимых объемах по дому проводятся, «Основание» надежно «прикрыто» актами выполненных работ, соответствующими приказами, нарядами-заданиями, актами списания материалов, отчетами мастеров, другими фиктивными документами.
8. Не соблюдается статья 20 Закона Украины «Об обращениях граждан», игнорируется право потребителей на получение необходимой, доступной и достоверной информации об услугах (их стоимости, порядке предоставления, качественных и количественных показателях, размерах снижения оплаты за услуги в случае ухудшения их показателей, непредоставления услуги в порядке предъявления претензий).
9. Качество услуг по обслуживанию дома вполне определяемо визуально. Среди прочего – многолетнее скопление на стенах, панелях, потолке, окнах, перилах грязи; вечные щели между козырьками над входными дверями подъездов; разрушение дождевыми водами кирпичной кладки в местах стыковки фундамента дома и ступенек, ведущих в подвал во всех подъездных секциях дома; проникновение дождевых вод в подвал дома, в месте расположения электрощитовой; насекомые, комары, летом и зимой путешествующие по вентиляционным каналам дома, попадающие в квартиры и кусающие жильцов.
10. Самый проблемный и самый важный вопрос для жильцов дома – состояние внутридомовых инженерных сетей, расположенных в подвале дома (систем тепло- и водоснабжения, сливной канализации), которые на должном уровне не обслуживаются.
11. Противоправные действия «Основания» нарушают права потребителей, проводят агрессивную практику, поставляя услуги, на приобретение которых потребители прямого и недвусмысленного согласия не давали – ст. 19 ч. 2, 4 Закона «О защите прав потребителей». Пример. Теплоноситель теряет свою температуру на пути следования к потребителям. В наши квартиры доходит лишь остаток тепла. С момента введения в эксплуатацию воздушного участка теплотрассы протяженностью более полукилометра, работы по устранению многочисленных повреждений изоляции на трубах (открытые без теплоизоляции участки голых труб в зимнее время – источник огромных потерь тепловой энергии) Теплосетями не производились. В декабре 2013 года, после публикации статьи «Тепло на ветер: кто согреет жильцов домов по улице Дегтярева?» в газете «Прав.Да» № 46 (361) от 21 ноября, коммунальщики в спешном порядке частично ликвидировали оголенность труб на участке трассы от ул. Зестафонская до дома № 62 улицы Дегтярева, а оставшуюся оголенную часть – сотню метров – оставили без изменений до настоящего времени – 30 мая 2014 г.
12. Исполнитель услуг КП «Основание» не обеспечил надлежащую сохранность домового прибора учета тепловой энергии, в результате чего прибор был похищен при весьма загадочных обстоятельствах в марте 2013 года. Наличие теплового счетчика позволяло потребителям двух многоэтажных домов № 6 и 8 (практически 300 жилых квартир) на протяжении пяти лет – с января 2008 по март 2013 – уплачивать за фактическое потребление тепловой энергии.
На этом перечень претензий жильцов отнюдь не заканчивается. Зато заканчивается газетная страница. Поэтому в связи с фактами, изложенными выше, жильцы требуют создать комиссию из представителей КП «Основания» и жильцов дома для проверки на месте указанных фактов. По результатам рассмотрения комиссией фактов непредоставления услуг, предоставления услуг в неполном объеме и низкого качества по содержанию дома и придомовой территории КП «Основание» должно составить акт по форме и содержанию, соответствующий рекомендациям. После чего обязать КП «Основание» за собственные средства устранить причины, обеспечить круглосуточную и бесперебойную подачу горячей воды, температура которой соответствовала нормам установленных законом. А также пересчитать платежи, начисленные потребителям дома № 6 за услуги, которые не предоставлялись, предоставлялись в неполном объеме и низкого качества за период с июля 2012 года по 01.06.2014 года. Также жильцы хотят, чтобы «Основание» рассчиталось за расходование этих средств, уплаченных жильцами за обслуживание дома и придомовой территории за период с июля 2012 года по 01.06.2014 года.
Наконец, назвать конкретных лиц, допустивших бесхозяйственность, халатность в работе, что привело к ухудшению состояния дома, ущербу общей собственности совладельцев дома, непредоставления услуг по обслуживанию дома, предоставлению услуг низкого качества.
Татьяна Литовченко,
председатель домового комитета:
– В последних числах апреля 2014 г. во второй подъезд дома № 6 КП «Основание» «забросило» рабочих для ремонта подъезда (штукатурка, побелка, покраска). В первых числах мая на придомовой территории началась непривычная активность коммунальщиков: беготня, выстригание травки, а на следующий день появились телевизионщики, должностное лицо головного офиса, ответственное за обслуживание дома и придомовой территории…
Лицо в интервью пояснило, что наличие денежных средств позволило провести ремонт подъезда. В ответ присутствующие жильцы стали возражать против такого бесхозяйственного подхода к дому. На вопросы жильцов, почему эти так называемые «лишние» средства не были израсходованы на восстановление похищенного домового теплового счетчика, устранения неисправностей инженерных сетей горячего водоснабжения, на ремонт длительно простаивающих лифтов, дырявую крышу, ответов не последовало. После фразы «Хотите поговорить, приезжайте на Украинскую» лицо уехало.
Показуха, бесхозяйственность, безответственность КП «Основание» вызвала шквал негодования жильцов дома. До настоящего времени безосновательно затягивается ремонт в подъезде. Утром к 9:30–10:00 подъезжает микроавтобус, высаживает двух рабочих и в 14:30–15:00 автобус их увозит.
Кто и на каком основании дал распоряжение таким образом списать круглую сумму на ремонт?