Последние годы в украинской журналистике, особенно той её части, что относится к сегменту «деловой» «аналитической» и «социально-экономически ориентированной», стали очень популярны разные рейтинги. Самый значительный интерес, после, пожалуй, списка самых богатых людей, всегда вызывали всякого рода рейтинги-сравнения городов. Что примечательно – Запорожье, с самых первых рейтингов и до сих пор уверенно занимает места в нижней части всевозможных сравнительных исследований, время от времени выходя на призовые места в таких номинациях как «количество тяжких преступлений» или «самая плохая экология».
Украинские издания — не новаторы. Такие рейтинги очень популярны в мировой прессе, но, что интересно — в рейтингах таких популярных журналов как Forbes или the Economist, примерно те же самые последние места занимает город очень похожий на Запорожье, но опередивший его в своей истории на несколько десятков лет – город «Большой Тройки» или Детройт.
Детройт – большой индустриальный город с населением, в лучшие годы, в два миллиона человек, столица мирового автопрома и четвертый город в США. В 50-х годах – каждый четвертый из пяти, сделанных в мире автомобилей был собран именно здесь – в Мотор Сити. Город быстро разрастался и богател вплоть до топливного кризиса в 70-х, когда внешние экономические факторы подкосили огромные корпорации, а выход на рынок новых японских компаний так и не позволил Детройт вернуть себе былое величие.
И город начал умирать. Резкое сокращение количества рабочих мест на заводах Большой тройки (General Motors, Ford, Chrysler) вызвало рост безработицы, которая «потащила» за собой все остальные беды стагнирующего региона, которые как водится, не ходят поодиночке. Рост преступности, резкое снижение численности населения (за тридцать лет население уменьшилось с двух миллионов до семисот тысяч), снижение инвестиционной привлекательности, отток не-корпоративного капитала, уход среднего и мало бизнеса. Стремительно старела инфраструктура, на обновление которой уже не было ни денег, ни желания, город начал влезать в долги и займы. Масла в огонь подливали объективные внешние экономически условия — производство в процессе модернизации (а в худшем случае — банкротства) и переноса мощностей в регионы с более дешевой рабочей силой увольняло людей десятками тысяч. С 2000 года с заводов Мотор Сити было уволено более 250 тысяч человек. Дефицит бюджета стал переходить все разумные рамки приближаясь к тремстам миллионам долларов…
И в этот момент, как в хорошем голливудском триллере случилось то, от чего зал в едином порыве вздрагивает и закрывает глаза руками. Финансово-экономический кризис 2008 года. Он стал контрольным выстрелом в голову умирающему промышленному мастодонту севера США.
«Прямо сейчас это все – выживание» говорит Дэйв Бинг, мэр Детройта в интервью журналу Forbes в июле этого года. Он говорит о на первый взгляд совершенно непреодолимых проблемах высочайшей преступности, о безработице, правительственном кумовстве, городском упадке, продолжающейся утечке мозгов, постоянном прессинге огромного количества долгов . «Это — слишком большая яма, чтобы из нее выбраться».
И теперь в массовом сознании, образ инновационного, счастливого «американского Парижа», города будущего, уступает образу полуразрушенного города призрака. С забытыми, некогда роскошными, небоскребами в стиле арт-деко, мертвыми промышленными кварталами, горами мусора, уличными бандами и автостоянками в здании великолепных театров.
История Детройта – во многом олицетворение и летопись индустриальной эпохи. Её памятник. И назидание. Большой город, развивавшийся в угоду и во имя больших промышленных корпораций, просто умер, когда под напором веяний сначала постмодерна, а потом и эпохи информационного общества корпорации были вынуждены отступить.
Схожесть многих процессов, исторических экономических и социальных Детройта с тем, что переживает Запорожье, заставляет невольно проводить аналогии и задуматься о будущем нашего города. Возможно, кто-то сочтет неприличным в наше непростое и бурное время загадывать далее чем на послезавтра, но мы считаем, что это сделать просто необходимо, пока «точка невозврата» ещё не пройдена и у нас могут быть причины, а главное время, для умеренного жизненного оптимизма.
Расцвет Запорожья связан с постройкой и становлением гигантов металлургии энергетики и машиностроения. Все градообразующее предприятия находились в промышленном секторе и когда произошел разрыв экономических связей после развала СССР город впал в кому. Все мы помним середину 90-х годов с аппетитными макаронами на первое второе и компот трижды в день из года в год.
Позже город ожил, но эта пауза, пожалуй, сыграла с нами злую шутку. Ведь, случилась она именно тогда, когда мир стал стремительно меняться. Окончательно стало ясно, что глобальной экономике быть. Появились революционные компьютерные технологии, основные средства производства стали перемещаться в страны с дешевой рабочей силой, оказавшись в итоге на Востоке.
А в это время моральное и физическое старение нашей и без того не самой новой инфраструктурной и промышленной базы ускорилось в десятки раз. Собственники предприятий, исповедуя логику временщиков, стремились не вкладывать деньги в инновации и развитие предприятий, а максимизировать прибыль, выведя её после, куда-нибудь где мало налогов, и много диких обезьян. Как раз в тот момент, когда прибыль было нужно вкладывать в реновации и омоложение производства. И предприятия начали умирать. О великолепном заводе «Гамма» напоминают теперь лишь живописные руины в центре города да несколько помещений сдающихся под офисы. Затихли заводы «Супертрансформатор», «Спутник», «Весна» и остальное множество того, что обеспечивало рабочими местами наш город. Исчезли, или влачат жалкое существование НИИ.
Затем экономический рост заставил многие предприятия ожить пусть и не во всей своей былой силе, но принципиальных изменений в подходе к развитию города не произошло. Оборудование стареет и изнашивается, многие заводы постепенно (а в период экономического падение в 2008 году — резко) сокращают свои штаты. Такие заводы как, к примеру, ЗАлК уверенно идут по стопам упоминавшейся уже «Гаммы» с той лишь разницей, что его площади даже в аренду сдать не получится. И медленно, но верно над Запорожьем встает призрак Детройта — увольнения с больших промышленных предприятий приведут к росту безработицы и оттоку населения. Устаревающая и требующая все новых и новых средств инфраструктура, проделает значительные прорехи в местном бюджете, а вероятное сокращение промышленного производства вследствие второй волны экономического кризиса может привести к большому дефициту коммунальных средств.
И даже если собственники больших предприятий смогут пролоббировать на государственном уровне комфортные для себя решения – такие как девальвация гривны, для повышения конкурентоспособности продукта; заградительные пошлины на ввоз автомобилей или другой продукции – это не снимет, а только отсрочит главный вопрос. Каким образом Запорожье перейдет от индустриального типа хозяйствования к общемировому пост-индустриальному, или даже информационному? Ведь гибель предприятий сама по себе ничего не решает – это просто количественный процесс. Процесс деиндустриализации, а не качественные изменение в экономическом профиле города.
До сих пор около 75 процентов всей реализованной продукции города – это продукция металлургии и машиностроения. И львиная доля рабочих мест приходиться именно на эти предприятия, которые рано или поздно будут вынуждены либо провести глубокую модернизацию – и уволить большую часть сотрудников, либо просто тихо сойти с исторической сцены сделав то же самое.
К сожалению реалии таковы что город не сможет достаточно быстро переконфигурироватся например на малый бизнес, поглотив безработицу, предоставив новые рабочие места и бюджетные поступления. А если ориентироваться на медиапространство региона то порой складывается впечатление что местные элиты не вполне осознают этот глобальный вызов который встает перед городом, или, по крайней мере, не считают его достаточно опасным, сосредоточившись на иных, сиюминутных вопросах.
Безусловно, есть стратегическая концепция развития запорожского региона, но насколько она на данный момент соответствует реалиям? Внешние факторы ведь стремительно меняются. И насколько эта стратегия учитывает проблемы именно города?
Концепция развития города 1985 года давно исчерпала себя , да и вообще насколько целостно власти видят перспективы развития на ближайшие десятилетия?
Что же нас, простых запорожцев, ждет в будущем? Не остынет ли «атриум» нашого города? Каковы вероятные сценарии развития Запорожья от самих радужних до мрачных?
Хотелось бы узнать ответы на эти вопросы сейчас, пока ещё не поздно, а не по факту их свершения.
Читать далее