Что Запорожской области следует ждать от реформы децентрализации?

map
О децентрализации в Украине говорят с начала независимости. На протяжении 20 лет все соглашались с тем, что органам власти на местах нужно больше полномочий, больше денег, больше самостоятельности. Дальше разговоров дело не шло. Пока в Украине о реформе местного самоуправления говорили, в Европе ее проводили. Поэтому сегодня, когда перераспределение полномочий и бюджетов на местах стало одной из ключевых реформ, которые должна провести украинская власть, нам как никогда стал важен европейский опыт. О том, что такое децентрализация, зачем она нужна, как она проходила в близлежащей Польше, а также о том, что от этого получит конкретно Запорожская область, и поговорим в этой статье.

военнослужащих
Зачем нужна децентрализация?
О децентрализации говорено много, тем не менее, из-за чересчур рьяных спекуляций и манипуляций политиков на данной теме (одна Партия регионов чего стоит), многие украинцы лишь отдаленно представляют, что это такое и зачем это нужно.
Дело в том, что главная проблема местного самоуправления в Украине заключается в практически тотальной зависимости органов власти на местах от чиновников в столице. Эта зависимость как административного, так и финансового свойства. Наверное, нет запорожца, который не слышал бы от мэра сетований на проплаты госказначейства. В результате декларируемые широкие полномочия органов местного самоуправления – фикция, и реальными представителями власти на местах являются РГА и ОГА.
Бессчетные местные советы, не имеющие собственных исполкомов, не способны осуществлять даже свои базовые функции – окормлять коммунхоз, заботиться о жилищном фонде, оказывать услуги населению. Единственное, на что реально способны местные советы, – вызывать вопросы о целесообразности своего существования.
В общем, очевидно, что сложившаяся ситуация давно требовала коренных преобразований.
военнослужащих
Суть реформы
Концепция переформатирования системы местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине была разработана и одобрена Кабинетом министров еще шесть лет назад. Сегодня этот документ лишь обработали и, что называется, причесали.
Краткая суть реформы заключается в том, чтобы укрупнить нижнее звено системы местного самоуправления, параллельно наделив соответствующие органы власти реальными административными и финансовыми полномочиями.
Базовой административно-террито-риальной единицей станет община. Вместо 458 городских, 783 поселковых и 10,3 тысячи сельских советов останутся полторы тысячи советов общин. Территория общины должна быть достаточно компактной, из расчета не более 30 минут на доезд скорой или пожарных.
А вот район будет, по сути, госпитальным округом: от центра до любой точки должно быть не более часа езды. Он должен быть экономически состоятельной территорией с достаточной численностью населения (150-200 тысяч человек). Из нынешних 490 райсоветов останется около сотни.
Наконец, третий уровень местного самоуправления – региональный. Здесь никаких укрупнений не планируют: все области и регионы в Украине сегодня отвечают современным нормам по численности населения. Зато будут упразднены ОГА. На их месте планируется создать префектуры. Задача префекта – координировать работу вертикально организованных государственных ведомств на данной территории и следить за законностью деятельности местного самоуправления, решающего все основные вопросы местного масштаба.
военнослужащих
От повята до воеводства
Уже запущенная украинская реформа по децентрализации власти по своей сути является дочкой польской реформы, стартовавшей в 1999 году. Поэтому вкратце пройдемся по сути польской реформы.
У поляков базовой единицей является гмина – то есть город, городок или несколько сел. Аналог нашего района называется повят. Так, крупные города, например Варшава, приравниваются в правах с повятом, а отдельные районы в таких городах являются отдельными гминами. Повяты, в свою очередь, объединены в воеводства.
Большинство средств, собранных на территории гмины в виде местных налогов (налог на недвижимость, земельный и экологический сборы), там и остаются. Государство мало берет, но и дает совсем немного.
Аналитики информационной кампании Stronger Together приводят пример польского города Плоньска (аналог нашего райцентра, населенный пункт в Мазовецком воеводстве). Из 82 миллионов злотых доходной части городского бюджета субвенции из бюджетов высшего уровня составляли лишь 2 миллиона злотых, что отнюдь не означает, что местные советы существуют на самоокупаемости. Важным фактором финансирования являются субвенции из бюджета Евросоюза. Бурмистр Плоньска утверждает, что 70-80% средств на все коммунальные проекты по энергосбережению, реконструкции системы городского водоснабжения, строительство систем переработки городских отходов были получены городом из разных программ ЕС.
военнослужащих
Налоги и финансы
Одна из проблем, с которой сталкивается такая модель децентрализации, заключается в том, что, например, жители Запорожской области, работающие в Запорожье, налоги будут платить по месту регистрации. Таким образом, бюджеты городов будут недополучать значительные суммы.
В столице Польши городские власти, столкнувшиеся с такой же проблемой, пытаются решить ее путем экономического стимулирования граждан сменить прописку. «Карта варшавяка», которую ввели городские власти, предлагает носителю некоторые льготы, включая дополнительную скидку на проезд в городском транспорте зарегистрированным в городе жителям. То есть гражданам предлагается обменять фактическую налоговую скидку на скидку в метро и автобусах.
Что касается финансов, то здесь тоже существует интересная модель так называемого «гражданского бюджета», когда направления расходования небольшой части средств бюджета территории выбираются жителями. В основном это касается проектов, связанных с инвестициями, физическим обновлением или содержанием коммунального имущества.
Показателен пример польского города Вроцлава. Каждый год его жители направляют свои предложения по улучшению жизни города, которые рассматривает профильный комитет городской управы и, если есть необходимость, просит доработать. После этого проекты рассматривает комиссия из представителей местной власти. Когда список проектов утвержден, проходит общегородское голосование. Каждый совершеннолетний вроцлавец может проголосовать за три проекта.
военнослужащих
Шесть уже есть
По заявлениям местных чиновников, Запорожская область – одна из лидеров в процессе реформирования структуры местного самоуправления. Старт процессу децентрализации был дан в мае этого года. Именно тогда состоялась презентация так называемого Офиса реформ, задача которого оказывать консультационную, информационную, организационную помощь общинам и всячески разжевывать, разъяснять на местах все преимущества децентрализации, которые получит регион. Декларируемые планы офиса – более чем наполеоновские. По словам директора Офиса реформ в Запорожской области Александра Свистуна, весь процесс формирования дееспособных территориальных общин планируется завершить в сентябре, чтобы назначенные на 25 октября местные выборы прошли уже на новой территориальной основе.
Спустя три месяца работы есть и первые результаты. 16 сентября Кабинет министров Украины утвердил перспективный план формирования громад Запорожской области. Согласно ему в Запорожской области будет создана 51 объединенная община, но цифра не окончательная и может увеличиться. На сегодняшний день их создано уже шесть.
А для того чтобы помочь новым образованиям ощутить все плюсы от децентрализации, в частности, возможность привлекать на свою территорию иностранные инвестиции, в Запорожской области создана Ассоциация органов местного самоуправления «Запорожский региональный центр развития способных территориальных общин». Организация будет помогать искать инвесторов, писать инвестпроекты, просчитывать возможные риски. Глава ассоциации Олег Кузьменко говорит, что юристы и сотрудники инвестиционного департамента Ассоциации будут не только помогать общинам искать инвесторов под их проекты, но и займутся вопросами тесного взаимодействия между общинами, чтобы представлять их потенциальные возможности на международной арене.
военнослужащих
Материальные ценности
Пока в области заняты территориальным перераспределением, в городе не нарадуются первым плодам финансового аспекта децентрализации.
По словам главы бюджетного комитета Запорожского горсовета Виктора Великого в процедуру формирования городского бюджета по статьям его наполнения и перераспределения средств уже внесены существенные изменения. На последней пресс-конференции чиновник отметил, что в прошлом году бюджет города составил 3,2 миллиарда гривен, тогда как налогов и сборов было собрано порядка 8 миллиардов. В этом году ожидается, что бюджет составит порядка 4,5 миллиарда гривен, совокупный доход налогов и сборов – не менее 10 миллиардов.
Тот факт, что благодаря внесенным изменениям в законодательство, касающимся децентрализации, бюджет города получил больше источников финансирования, подтверждает и мэр Запорожья Александр Син:
– Объем планируемых доходов увеличился на 22%, что позволило нам выделить больше средств на сферу ЖКХ – 454 миллиона против 280 в прошлом году. Это позволило нам начать комплексные ремонты дворов и домов, ремонтировать внутриквартальные дороги, чего не делалось в Запорожье несколько десятков лет. При этом траты на жилищно-коммунальное хозяйство составляют всего 12% от всех запланированных расходов бюджета.
Если говорить об источниках наполнения бюджета развития города, то здесь мэр называет поступления средств паевого участия, прибыль от продажи земли, переводы из общего бюджетного фонда, деньги от аренды коммунальной недвижимости.
– Нужно подчеркнуть, что эти позитивные изменения были бы незаметны без стабильной работы казначейства Украины. Предыдущие годы, к сожалению, наблюдались задержки с оплатой счетов, что приводило к срывам графика запланированных работ и ставило под угрозу их выполнение в сроки.
При этом мэр подчеркивает, что некоторые тенденции могут нивелировать положительные результаты децентрализации. Так, в проекте государственного бюджета заложено недофинансирование из госбюджета отраслей образований и здравоохранения на 400 миллионов гривен.
– Это значит, что мы должны будем выделить эти деньги из бюджета города. При том, что моя позиция – обеспечивать выплату зарплат учителям и врачам даже за счет местного бюджета, прогнозируемое недофинансирование – это негативная тенденция. Чтобы вы понимали объем средств, 400 миллионов хватило бы на то, чтобы достроить один из мостов через Днепр, – утверждает городской голова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *