Ноябрь, 1962: Демонстрация

Мелкий, въедливый, осенний дождь. Но и он не помеха для исторической демонстрации. Праздничные колонны запорожских трудящихся впервые маршируют по новой Октябрьской площади. Впереди – школьники, за ними – учащиеся и студенты, буд  ущие металлурги, энергетики и машиностроители. Над ученическими колоннами плывет макет земного шара с ракетой, нацеленной в космос. Его сопровождает соответствующий транспарант «Слава героическим советским космонавтам!». Затем на площадь ступают рабочие колонны. Первыми идут металлурги и строители Орджоникидзевского района. Их за собой ведет… Ленин на броневике! За «орджоникидзевцами» вышагивают «ленинцы» и «жовтневцы». Впервые жители и трудящиеся всех районов города отмечают 7 ноября вместе.

 

Город, полгорода и деревня
Да-да, до 1962 года у нас проходило по две праздничные демонстрации – в старой и новой частях города. Над особенностью строения Запорожья в середине ХХ века гости города часто пошучивали. Мол, и не город у нас вовсе, а город и полгорода, между которыми находится еще и деревня. И возра-зить им было сложно – до начала 60-х Запорожье действительно разделено на две части глубокой балкой Капустянка, в которой на самом деле еще ютятся вознесеновские хатки. «С тех пор когда возле Днепрогэса появились первые дома шестого поселка, Запорожье разделилось на две части – старую и новую, которые разграничивали глинистые кручи балки, – писала об этом «Запорожская правда». И добавляла: – портит вид города, как рубец – лицо человека».

Даешь дамбу!
В конце 50-х такое положение дел запорожцы решили исправить. На помощь был призван смелый замысел – для соединения частей города решили насыпать огромную дамбу и проложить по ней путепровод. Автором задумки стал молодой запорожский архитектор Николай Жариков. А вот для ее осуществления в короткие сроки необходимо было навалиться всем миром. Что в общем-то тут же и сделали. Стройка была объявлена ударной комсомольской и стала во истину народной.

Как начиналась стройка
Старт грандиозному строительству был дан в марте 1959 года. Именно тогда в Капустяную балку прибыли две бригады комсомольцев во главе с архитектором Жариковым. Первый этап работ – замеры с теодолитами в руках. Чуть позже балка и вовсе оживилась: «В одно из воскресений сюда прибыли сотни юношей и девушек. На вопрос о том, что они собираются делать, дружно отвечали, что строить новую магистраль», – писала «Запорожская правда». Инструментами первых строителей дамбы стали лопаты и тачки – современной техники поначалу недоставало. А еще, как когда-то днепростроевцы, дамбостроители трудились ногами – шествуя дружными колоннами, трамбовали на насыпи землю.

Более миллиона кубометров
А с мая 1959 года на строительстве дамбы работало уже 50 самосвалов. Каждый день им приходилось перевозить до полутора тысяч кубометров земли. Ее ровняли и уплотняли уже три бульдозера, скрепер и катки. «За сравнительно небольшой срок разработано, перевезено и уложено в сооружение более миллиона кубометров грунта», – будет рапортовать в 1962-м секретарь Запорожского горкома партии Бондалетов.

«В подарок Октябрю»
Накануне 1962 года запорожцы решили: дамбу необходимо сдать на два года раньше намеченного срока. И даже наметили точную дату ввода сооружения в эксплуатацию – дамбу надо преподнести в «подарок Октябрю», то есть к 7 ноября. Потому-то осенью 1962 года на ударной стройке был настоящий аврал. Например, для досрочного завершения работ асфальтчики выдают за рабочий день по полторы нормы – кладут 900 «квадратов» асфальтного полотна вместо 600. Всего же на дамбе заасфальтируют 39 тысяч квадратных метров дороги. «Это площадь, равная почти 40 гектарам!» – восхищаются журналисты.

Магистраль Ленинского комсомола
И обещание выполняют: торжественное открытие магистрали проходит 5 ноября. «Митинг открыл первый секретарь Запорожского горкома партии И.В. Бондалетов», – сообщает пресса. Чиновник рассказывает о том, что участие в строительстве дамбы принимали практически все трудящиеся города. Одна только молодежь отработала на стройке более 50 тысяч человеко-часов. И молодым строителям таки воздали по заслугам. Как сообщает на митинге председатель гор-исполкома Площенко, новому сооружению присвоено имя «магистраль Ленинского комсомола».

Открытие
Завершает митинг выступление главы облисполкома Мокроуса. «Новая магистраль – свидетельство нашего замечательного времени, вклад советских людей в строительство коммунизма. Много лет мы делили Запорожье на старую и новую части. Сейчас город слился воедино», – произнес чиновник и перерезал красную ленточку. Дамба открыта!

Чемпионы Украины
Спортивное событие месяца – запорожские гандболисты становятся чемпионами Украины. Лучшей в республике признана команда треста «Запорожалюминстрой». В решающем поединке наши земляки оказались сильнее игроков 13-кратного чемпиона Украины – киевского «СКИФа». Счет – 14:12 в пользу запорожцев. Чемпионский титул отправляется в Запорожье впервые за 22 года. В последний раз его выигрывала аж в 1940 году сборная нашего города. Вот фамилии чемпионов Украины 1962 года: Ганженко, Ефремов, Зеленов, Полонские, Пикуль, Резников, Попадчук, Золотарев, Решетняк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *