Июнь, 1987: Выставка собак
Свою красоту и мастерство на «Локомотиве» демонстрируют 276 собак – «маленьких и устрашающих, добрых и хмурых». Запорожцы пришли на выставку с пуделями и боксерами, английскими бульдогами и ньюфаундлендами, колли и догами, спаниелями и «уродливыми, но преданными и сильными бультерьерами». «День был солнечным, лай невообразимый, а лица – довольные», – подобьет итоги выставки журналист Чаер.
Первый рок-фестиваль
Музыкальное событие месяца – первый в Запорожье рок-фестиваль. Он проходит в ДК имени Жданова (будущий ДК «Автозаз»). На предложение обкома участвовать в мероприятии откликнулись 43 музыкальных коллектива. Отобрали лишь 16 рок-групп и одного исполнителя-инструментальщика. Последнему – Александру Михайленко – жюри фестиваля единогласно и присудило победу. Пальму первенства с рок-исполнителем разделила запорожская группа «Троя». Второе место досталось коллективу «Раунд», третье – бердянской группе «Дизайн».
В поддержку Хайдера
1987-й – год последнего американского героя советской пропаганды. Его знают практически все запорожцы – доктор Чарльз Хайдер сидит под Белым домом в Вашингтоне и голодает, требуя ликвидировать ядерное оружие. Единственное, что остается загадкой, – как выглядел протестант раньше. На экранах советских телевизоров доктор имеет запущенный вид: какие-то лохмотья, неопрятная борода и старая вязаная шапка. Зато программа «Время» и уроки политинформации славят Хайдера, как совесть Соединенных Штатов, противостоящую агрессивной политике империалистической державы. 652 (!) представителя Запорожского госуниверситета (и тысячи других их сограждан) пишут самому Рейгану: «Спасите жизнь Чарльза Хайдера!» Президент США не отвечает, время идет, доктор Хайдер продолжает голодать, из репортажа в репортаж повторяя угрозу умереть ради мира во всем мире. «Лишь один-два галлона подогретой воды», – восторженно описывают ежедневный рацион доктора советские собкоры. И так… семь месяцев! Наголодавшись досыта, Хайдер выживет, а оружие останется…
Модные прически
Пора вспомнить и о моде. Начнем с причесок. В них молодые запорожанки по-настоящему отводят душу. Поэтому во второй половине 80-х они чаще походят на взорвавшийся стог сена. Преобладают мелированные пряди, химическая завивка и высокий начес. В 1987-м популярен «Каскад». «Это сама модная среди молодежи прическа. Для того чтобы она было объемной, волосы подстригают ступенчато и делают легкую химическую прикорневую завивку. Иногда локоны осветляют, и волосы кажутся выгоревшими на солнце. «Каскад» может показаться неаккуратной прической, но как раз этим подчеркивается желание молодых быть и природными, и непринужденными», – описывают писк моды будущие парикмахеры, студентки запорожского СПТУ. Парни же стригутся «под итальянского мальчика» – ну почти, как будущие эмо, разве только без розовых прядей! «Основное украшение современного парня – пышная челка. Ради него ребята делают химзавивку волос, осветляют их, мода требует жертв», – рассказывают в 87-м все те же будущие парикмахеры.
«Кое-что о СПИДе»
Заметки о новом страшном недуге (смотрите предыдущую страницу) заставляют запорожцев занервничать. Редакции запорожских газет получают множество писем с одним и тем же вопросом: «Не обнаружен ли в Запорожской области СПИД?». Со страниц прессы запорожцев успокаивает главный санитарный врач области В.Ф. Мариевский: «В Запорожье и других населенных пунктах нашей области случаев заболеваний СПИДом и подозрений на поражение им не было». Медик уже открыто называет и группу риска: «Вирус передается и половым путем, в основном гомосексуалистами и наркоманами».
Проституция
Весной 87-го года статья в газете «Московский комсомолец» впервые признает общеизвестное: в столице есть «системная» проституция. Следом подобное открытие делают и журналисты Запорожья – статья под названием «Жрицы «Интура» выходит в «Комсомольце Запорожья». «Это одно из мест, где собираются те, кого мы иронично называем жрицами любви, искательницами приключений, ночными охотницами», – пишут о гостинице «Запорожье» журналисты. Здесь работает высший эшелон проституток – красотки, обслуживающие иностранцев. У валютных жриц любви особое наименование – путаны. «На вечернюю смену они обычно выходят парами», – пишет «КоЗа». В ресторане гостиницы на втором этаже их определить несложно. Заказы у путан довольно скромные – по салату и бутылка минералки. Зато глаза – «наг-лые, а уши, словно локаторы, так и вылавливают, откуда послышится иностранная речь». Итальянцев охмуряют, например, так: «Предлагают послушать в интимной обстановке Кутуньо или Челентано. Естественно, после того, как посетят вместе валютный бар»… На следующий день девушки хвастаются друг перед другом презентами или рублями – «валюту за свои услуги берут в крайнем случае, ее же надо менять, а это статья в Уголовном кодексе». Чтоб не дошло до драк из-за клиентов, отношения регулируют «мамочки» – они распределяют мужчин, у них можно добыть нужный номер телефона, проконсультироваться об оплате, снять квартиру на ночь.
«Путана, путана, путана…»
Запорожцы мигом откликаются на скандальную публикацию – в своих письмах требуют ссылать падших женщин за полярный круг, изолировать в лагерях или перевоспитывать на сельхозработах. Жгучую проблему мигом подхватывает и фольклор. Шлягером 80-х становится песня с неслыханными ранее словами «Путана, путана, путана, ночная бабочка, ну кто же виноват…». Впрочем, контрпропаганда имеет и обратный эффект – ремесло жриц любви для некоторых девушек приобретает даже привлекательный окрас. Еще бы – тема «ночных бабочек» становится едва ли не самой модной на страницах газет. Газетчики с жаром рассказывают о мире торговли «живым товаром», «мамках», сутенерах, точках «съема» и, конечно, о несусветных по советским меркам гонорарах – поговаривают, что путаны за ночь зарабатывают больше, чем рабочий за месяц у станка. Пиком бума вокруг темы станет выход на большие экраны художественного фильма «Интердевочка». Впрочем, это уже история для наших следующих выпусков. Не переключайтесь!