Запорожец из Китая
Цена нового авто – от 80 тысяч гривен, а выпускаться он будет вместо снятых с производства «Таврий» и «Славут». Удастся ли Forza стать такой же родной для автолюбителей, пока неясно. Впрочем, на ЗАЗе уверены – украинцы «китайцев» полюбят.
Forza Italia?
Слоган футбольных тиффози теперь можно спроецировать и на новую марку запорожского автомобиля. Forza переводится как «сила», «мощь», или, как в последнем случае, «вперед». Итальянским корням названия авто удивляться не стоит. Как оказалось, его стиль был разработан в итальянском дизайнерском ателье Torino Design.
К чести разработчиков, автомобиль действительно выглядит прекрасно. По крайней мере, если сравнивать его внешний вид с машинами, которые выпускал запорожский автозавод ранее. Впрочем, даже неспециалист может отметить для себя некоторое сходство форм кузова Forza с Chevrolet Aveo.
На этом итальянский след обрывается. Кроме представителей Апеннин, из европейцев в со-здании авто принимали участие лишь австрийцы (им принадлежит авторство двигателя). Все остальное – творчество конструкторов Поднебесной. Украинскую сторону в этом перечне тактично предлагаем опустить – до европейцев мы как-то не дотягиваем, да и с китайцами нас сравнивать не с руки.
Хотя значение отечественной сборки недооценивать не стоит. Только наши люди могут испортить самый раскрученный мировой бренд и довести до совершенства полнейшее убожество (любителей проводить аналогии просьба не фантазировать – ред.)
Брачный контракт
Церемония презентации Forza в Запорожье прошла с должным размахом. На торжественное мероприятие пригласили первых лиц города и области, а в помещении, где проходило шоу, камер и объективов было едва ли не больше, чем работников предприятия.
По словам вице-президента компании Сhery Automobile Джу Бирена, Forza создана на базе модели Сhery А13. «Наша компания начала продавать автомобили на украинском рынке четыре года назад. На сегодняшний день здесь уже реализовано около 17 тысяч авто», – похвастался Джу Бирен. Он также выразил уверенность в том, что совместное производство сможет еще более укрепить доверие к китайским производителям, не умаляя при этом достоинства украинцев.
Следует отметить, что запорожско-китайский альянс крайне выгоден обеим сторонам. До этого ЗАЗ долгое время вел переговоры с представителями Южной Кореи, собираясь производить автомобили марки KIA. Однако в конечном итоге корейцы приняли решение сотрудничать с российским автопромом. Тем временем по продажам запорожских производителей ударил кризис. Вдобавок ко всему компания General Motors отказалась от реализации Chevrolet Lanos на российском рынке. К тому времени уже было принято решение о снятии с конвейерного производства «Славут» и «Таврий». Таким образом, предприятие неожиданно оказалось перед перспективой простоя половины (!) производственных мощностей.
Китайцы также столкнулись с определенными трудностями на рынке СНГ. В Россию их не пускали местные производители, и наладить сборку авто при нынешних раскладах предпочтительнее всего оказалось именно в Запорожье. Отсюда же новые автомобили будут отправляться как в РФ, так и в другие постсоветские страны.
При этом только одной моделью соратники ограничиваться не собираются: Forza станет лишь первой ласточкой. «По поводу следующего автомобиля нам нужно принять правильное решение. Какой будет новая модель, вы узнаете позднее», – сказал Джу Бирен. Дальнейшие планы производителей станут известны через несколько месяцев.
Каждой – по паре
Почетные гости не скрывали своего восхищения. Было видно, что Forza произвела на них впечатление. Некоторые от волнения с трудом подбирали слова. «Работники завода создают новую Украину своим умом! А новая страна может быть только с новыми технологиями, с новым производством, пример которого мы видим на ЗАЗе, – заявил губернатор, комментируя произведение китайско-украинского автопрома.
«Автомобиль – как ребенок. Он создан тысячами людей!» – не отставал в красноречии соратник Бориса Петрова по партии, глава облсовета Павел Матвиенко.
Хозяин ЗАЗа Тариэл Васадзе поблагодарил партнеров и трудовой коллектив, после чего предложил всем оставить свои автографы на капоте автомобиля, стоящего на сцене. Под залпы конфетти, гости, вооруженные маркерами, занялись росписью по металлу. Предполагается, что это авто останется в музее предприятия.
Сомнений в том, что машины будут пользоваться спросом, не было ни у кого. В конце концов даже Борис Петров заявил, что Forza обязательно появится в его автопарке. «Я уже выбрал себе цвет», – отметил председатель облгосадминистрации. Его примеру пообещали последовать мэр и секретарь. По крайней мере, так заявили со сцены.
Местный колорит
Как сообщили в пресс-службе «УкрАвто», инвестиции в новый проект составили около $30 миллионов. Была изготовлена специализированная оснастка для сборки автомобиля, а также проведены модернизация сборочной линии и переоборудование прессового производства.
Пока автомобиль является более китайским, нежели украинским. Отечественной составляющей тут не более четвертой части. Однако уже до конца года локализация производства должна составить свыше 50%. Это значит, что большая часть деталей будет производиться в Украине. Таким образом ЗАЗ не только обеспечит загрузкой свои мощности и заводов-смежников, но и сможет вывести Forza на российский рынок без уплаты пошлин. В противном случае Тариэлу Васадзе пришлось бы платить 30-процентный сбор, что никак не устраивало ни китайцев, ни украинцев.
На предприятии говорят, что уже освоили штамповку, производство элементов подвески, пластмассы и сидений, а автомобильный лист будут покупать на ОАО «Запорожсталь». Кстати, передняя подвеска – независимая «Макферсон», задняя – полузависимая с пружинами-амортизаторами. Двигатели и коробку передач будут производить на Мелитопольском моторном заводе. Сборка Forza происходит на заводе вручную, поэтому качество нового авто зависит исключительно от квалификации рабочих.
Полный фарш
В конце церемонии всем приглашенным предложили обкатать машину на тест-драйве. Больше всех за рулем пришлось посидеть городскому голове Александру Сину. По просьбе фотокорреспондентов он намотал сразу несколько кругов. Вслед за ним ходовые качества Forza опробовали журналисты.
Что можно сказать? Достаточно мощный 1,5-литровый двигатель (109 л. с.), пятиступенчатая коробка передач (кстати, вскоре обещают поставить на поток и «автомат»), гидроусилитель руля… На первый взгляд, адекватная машина. Движок работает практически бесшумно, подвеска не мягкая, но и чрезмерной жесткостью не отличается – в общем, в аккурат для городских дорог после зимы. А вот салон понравился не очень: высокому человеку там будет не слишком комфортно, особенно на заднем сидении. Помимо этого, в машине неприятный пластик, скользкий руль и невнятная приборная панель.
Впрочем, все это компенсируется остальными составляющими: в базовой комплектации Forza оснащена кондиционером, одной подушкой безопасности, электрозеркалами и стеклоподъемниками. Сюда же входит центральный замок, иммобилайзер и задние «противотуманки». За дополнительную плату предлагают машины с ABS, подушкой безопасности пассажира, магнитолой и подогревом сидений.
Пока автомобиль производится в базовой комплектации ценой 79900 гривен.
Да, и, конечно, о расходе топлива: загородный режим – 5,8 л на 100 км, городской – 9,7, смешанный – 7,2 л. С учетом нынешних цен на бензин, вполне приемлемо. В общем-то, можно сравнивать с той же «Славутой». Хотя та стоила в два раза дешевле…