Роман Кирченко: «Сложно этим не заниматься»

Несмотря на то, что большинство его времени занимает постоянная работа в благотворительном фонде «Счастливый ребенок» (deti.zp.ua), находит в себе силы, время и возможность улучшать город Запорожье, создавать ему позитивный имидж не только в Украине, но и за рубежом. 15 мая проект был запущен, и первые 12 знаков уже появились на улицах Запорожья. Но, к сожалению, большинство из них не просуществовали до сегодняшнего дня. Наверное, уж больно они приглянулись горожанам.
– Откуда такое название инициативы – «Проект 42: городские знаки»?
– У цифры 42 есть, конечно, целая мифология, но пока что ее значение – секрет. Целиком же название отталкивается от инициативы улучшения городской среды, которая называется «Воля запорожская».
– Какая главная цель вашего проекта?
– Я исхожу из такого умозаключения, что среда формирует человека. Отсюда, мне кажется, достойной задачей есть вдохновение людей на создание именно такой среды, в которой бы обществу предлагалась взаимопомощь. То есть давать людям больше возможностей для самовыражения и в целом улучшать качество изни, показать, что для этого не нужно каких-то безумных капиталовложений или тысячи людей. В принципе, нужна только воля. Сама воля и позволяет находить, воплощать, соединять, применять все для того, чтобы выходили в свет подобные инициативы.
– Кто вдохновил вас на создание подобной инициативы?
– Мне очень нравится концепция, которую описывает Марат Гельман (российский политтехнолог, публицист), о развитии Перми. В первую очередь он делает ставку именно на культурный аспект. Именно уличной культуры сейчас не хватает. Не всегда человек после работы устремится в музеи или выставочные залы. Поэтому искусство должно существовать и встречать людей буквально по дороге домой. Также вдохновляет творчество одного замечательного человека, который, например, из обычных столбов делает людей – визуальный мусор становится объектом искусства, вызывающим улыбки прохожих.
– Почему Ваш выбор пал именно на знаки?
– Дело в том, что чем необычней носитель, тем он интересней, тем легче заметить его человеку. Знаки представляют собой относительно новый уличный объект, который не продает что-то, не сдает квартиры посуточно и не дает беспроцентные кредиты и ссуды под залог. Кроме того, они не вандальные – это не объявления, которые потом оставляют следы на столбах, знаки легко монтируются и демонтируются в течение нескольких минут.
– Вас не смущает то, что ваши знаки имитируют дорожные?
– Имитируют достаточно отдаленно. Скорее, они вдохновлены дорожными знаками. Это достаточно очевидно, потому что движение машин на дорогах регулируется знаками довольно-таки однозначно, а движение людей не регулируется практически ничем, кроме как теми же знаками в отношении автотранспорта, и опять же рекламой, которая не столько заботится о человеке, не столько создает какую-то среду, сколько работает сама на себя, соответственно – она слабовата.
– На кого ориентированы ваши знаки?
– Одна из основных задач, как мне кажется, уличного искусства и вообще любых подобных инициатив, заключается в том, чтобы показать, что хорошие вещи по улучшению уличного пространства могут делать обычные люди. И для этого не нужно каких-то огромных бюджетов, долгих согласований или преодоления страшных консервативных порогов. Для того чтобы действительно улучшить жизнь в городе, есть самый потенциально могучий ресурс, правда, сейчас не совсем используемый, – это сами горожане.
– Накладно ли это в финансовом плане?
– Смотря с чем сравнивать. Я думаю, что в целом это вполне нормально. Я чествую hand-made. Знаки – это просто виниловые пластинки, покрашенные краской, а сверху поклеены пленкой, на которую нанесен рисунок.
– А погодные условия никак не повлияют на них?
– Я изначально думал, о том, что дождь их испортит, но на самом деле гораздо быстрее их срывают люди.
– В каких местах вы развешиваете знаки?
– В целом основные требования таковы: первое – это антивандальные знаки, мы не крепим их болтами или тем, что может навредить дереву или столбу. И второе – знаки находятся в пешеходных зонах, и они фактически не видны водителям, чтобы не вводить их в заблуждение и излишне не отвлекать внимание.
– Где конкретно можно их сейчас увидеть?
– На острове Хортица, но там, конечно, нужно ходить пешком по тропкам. В парке за Алеей Славы, на бульваре Шевченко. Новые знаки появятся на пл. Маяковского, и хотим развесить в парковых зонах на Космосе и в Шевченковском районе.
– Были ли какие-то жалобы или негативные отзывы об этой инициативе?
– В общем-то, да. Один негативный отзыв я получил, но, скажем так, не очень конкретный. Было сказано, что это просто кретинизм. Но больше мне приходится сталкиваться с позитивными отзывами (в основном в Интернете). Есть публикации в российских довольно крупных сообществах. Добрые люди запросили макеты и инструкции для того, чтобы сделать такие же объекты в Москве, Киеве и Екатеринбурге (где будет проходить фестиваль уличного искусства «Стенография»).
– Реакцию прохожих на эти знаки доводилось вам видеть?
– В общем-то, доводилось в виде комментариев в Интернете. Я не скажу, что мне хотелось бы ее обязательно увидеть. Наверное, хорошо, когда человек посмотрев на знак, улыбнулся и понял что-то для себя. Ведь есть знаки, которые напрямую направлены на какое-то действие, например, «Позвони родителям» или «Прости». Мне кажется, что иногда такой знак, такое сообщение может найти своего адресата, для которого это именно сейчас актуально и важно.
– Сложно ли Вам заниматься этим проектом?
– Нет, абсолютно. Сложно, наверное, не заниматься.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *