Облегчит ли новый закон работу журналистам

 

– Какова ситуация со свободой слова в Запорожской области?
– Говоря о свободе слова, никто лучше, чем сами представители СМИ, не может дать ей объективную оценку.
Если говорить о ситуации со свободой слова в контексте нового Закона «О доступе к публичной информации», целью которого является обеспечение доступа к информации, то могу сказать, что все не так просто. Существует открытая информация, которая может находиться в свободном доступе без ограничений, и есть та, которая содержит ограничения. В связи с этим могут возникнуть определенные проблемы. Что же касается взаимодействия СМИ и судебной системы непосредственно в Запорожской области, то мы всегда открыты для журналистов и готовы к конструктивному сотрудничеству.

– Много ли судебных разбирательств, одной из сторон которых выступают журналисты и СМИ?
– В 2010 году судами Запорожской области рассмотрено 104809 гражданских дел, из них всего 12 дел были о защите чести, достоинства и деловой репутации к средствам массовой информации, по двум из которых было принято решение об удовлетворении исковых требований. Апелляционным судом Запорожской области в 2010 году рассмотрено 10 таких дел, из которых два решения суда первой инстанции были отменены с постановлением нового решения, и такая ситуация соответствует показателям прошлых лет.
На данный момент острой проблемы с рассмотрением дел, одной из сторон которых выступают журналисты и СМИ, нет. Вместе с тем, есть предпосылки к тому, что будет увеличиваться количество дел о непредоставлении информации или ограничении доступа к ней, однако мы надеемся, что такие дела не достигнут количественных масштабов дел по спорам «детей войны».

– Были ли иски от самих СМИ?
– На моей памяти, за последние несколько лет иски от СМИ в суды не поступали.

– В чем основная суть споров со СМИ?
– Размещение недостоверной информации СМИ было, есть и будет основной причиной возникновения подобных споров, поскольку журналисты не всегда удостоверяются в подлинности информации, которую они предоставляют общественности. Некоторые журналисты главной целью своей профессиональной деятельности считают поиск сенсаций. Поэтому «набрасываются» на провокационную информацию из непроверенных источников, что, в свою очередь, может нанести моральный вред объекту публикации и ставит изложенную в ней информацию под сомнение на предмет подлинности.

– Изменит ли ситуацию Закон «О доступе к публичной информации»?
– Уменьшит ли количество рассматриваемых дел? Скорее нет, ведь их и так крайне мало, а вот прибавить работы и увеличить нагрузку на аппараты судов может.
Закон рассчитан не только на журналистов, но и на обычных граждан, что в свою очередь может привести к лавине неправильно оформленных запросов и, соответственно, риску парализации работы судов. Значительным новшеством также должна стать возможность лица подать запрос в устной, письменной или иной форме (по почте, факсу, телефону, электронной почте) на выбор запрашивающего.
Также следует отметить, что Закон охватывает органы государственной власти одним определением «субъект властных полномочий» без учета специфики ветвей государственной власти, определенных Конституцией Украины, их полномочий, которые определены специальными законами. Таким органом является и суд.
Кроме того, согласно Закону «О доступе к публичной информации», у правительства есть всего два месяца, чтобы привести в соответствие с ним все свои нормативные акты. Будем надеяться, что оно успеет до 9 июля 2011 обеспечить пересмотр и отмену тех нормативных актов, которые противоречат новым правилам в сфере предоставления информации.

– С одной стороны, запросы можно подавать в устной форме, с другой – неправильно оформленный запрос может быть неудовлетворен. Не станет ли это причиной отказа предоставлять «ненужную» информацию?
– По Закону неправильно оформленный запрос может быть поводом для мотивированного отказа в предоставлении информации.
Информация о деятельности суда может подаваться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе и в виде электронного документа. Но не все так просто и с самой формой заполнения запросов. Если для устного запроса достаточно дозвониться по телефону, то для иных форм вводятся определенные правила. Например, в инструкции относительно заполнения формы электронного запроса говорится, что его текст должен содержать только один вопрос, не превышать 1000 знаков и не содержать вложенных файлов. Запросы же, тексты которых содержат более 1000 знаков, копии документов, фотографии и другие вложения, направляются в суд почтовой связью или через приемную.

– Ранее представители органов власти должны были реагировать на информацию, запрашиваемую на страницах газет. Сохранилось ли подобное с введением нового закона? Или теперь власть должна давать ответы только на информационные запросы, предоставленные по форме, прописанной в Законе?
– В Законе прямо указано, что запрос может быть устным, письменным или в другой форме (по почте, по факсу, по телефону, электронной почте) – на выбор запрашивающего, без объяснения причины подачи запроса и независимо от того, касается эта информация запрашивающего лично или нет. Запрос также может быть индивидуальным и коллективным. Что же касается информации, запрашиваемой на страницах газет, то, по моему убеждению, ситуация в корне не изменится и представители органов власти будут продолжать «реагировать» на нее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *