Беларусь-Украина: скрепим дружбу внешней торговлей

БережнойАлександр БЕРЕЖНОЙ,
гендиректор холдинга «УГМК-Беларусь»,
лауреат конкурса «Человек Дела-2017»,
специально для журнала «Человек дела»

На II Форуме регионов Беларуси и Украины президенты Александр Лукашенко и Владимир Зеленский обозначили цель выйти на взаимный товарооборот в размере $6-8 млрд (в 2018 году было $5,5 млрд — прим. ред.). На наш взгляд, цель достижимая и даже может быть более амбициозной. Нераскрытый потенциал есть как в традиционных, так и в новых направлениях торговли.

Молодое правительство Украины объявило о масштабной программе реконструкции автомобильных дорог объемом в $63 млрд — прекрасная возможность для наращивания поставок белорусской техники, а также услуг дорожно-строительных компаний.

Обновление городского транспорта Украины может активней происходить за счет белорусских автобусов и электробусов, которые, на наш взгляд, лучшие по соотношению цена-качество.

Украина испытывает дефицит электроэнергии в объеме 15-30% от суточного потребления, что сопоставимо с генераций 2-3 блоков атомной электростанции. Соответственно, интересен экспорт белорусской электроэнергии, которая после ввода БелАЭС будет в республике в избытке.

Если рассматривать встречные товарные потоки, то традиционно перспективной остается торговля украинской металлопродукцией. К сожалению, в последнее время работу в этом направлении усложняют заградительные пошлины, инициированные Россией в рамках ЕАЭС. Так, пошлина в размере 38% действует на металлический уголок. В ноябре 2019 года сбор аналогичного размера вводится в отношении листового металла.

Россия пытается создать для своих производителей условия «теплой ванны», но, на наш взгляд, это нарушение рыночных условий, от чего в итоге страдают потребители. На белорусском рынке возникает искусственный дефицит, происходит удорожание металлопродукции. По нашим оценкам, в 2018 году потери белорусских предприятий в связи с удорожанием уголка составили $30 млн. Похоже, пагубность такой политики понимают и в правительстве Беларуси. По крайней мере, когда заградительные меры привели к значительному скачку цен на колеса для железнодорожных вагонов, удалось добиться отмены пошлин на эту продукцию.

Одним из драйверов внешней торговли обещают стать туристические услуги. В последние годы в Украине существенно модернизирован гостиничный фонд: на 80% это уже объекты трех-четырех «звезд». Не будем забывать и об уникальных природных условиях.

Например, высокое содержание йода в водах Азовского моря делает отдых там не только приятным, но и исключительно полезным для здоровья. Со своей стороны, наш холдинг как представитель украинского бизнеса готов оказать всевозможное содействие развитию взаимной торговли. Порядка 500 компаний Беларуси, в том числе ведущие машиностроительные предприятия, уже знают нас как надежного поставщика металлопродукции.

В лучшие времена мы обеспечивали 72% потребностей в металле компании БелАЗ, 62% — МАЗ, 47% — МТЗ. С привлечением украинских металловедов специально для белорусских машиностроителей разработаны новые высококачественные марки стали, среди которых основная — X56, позволившая экономить не менее $100 на каждой тонне металла. Внедрена специальная лизинговая программа для поставок белорусской техники в Украину.

Надеюсь, полезным будет и мой личный опыт чиновника и бизнесмена. В свое время, будучи первым заместителем губернатора Запорожской области, я курировал строительство крупнейшей в Европе Запорожской АЭС, контролировал снабжение углем и газом Запорожской ТЭС (еще одного крупнейшего объекта), занимался промышленностью, сельским хозяйством и прочими вопросами.

Все это позволяет мне компетентно говорить о направлениях, которые могли бы поспособствовать интенсификации торговли между двумя странами. Уверен, что интересы бизнеса и государства в ходе сотрудничества между нашими странами могут быть продуктивно объединены в формате государственно-частного партнерства. Интересы бизнеса и государства могут быть продуктивно объединены в формате государственно-частного партнерства.