Рынок перевозок – зеркало власти

План
Тотчас мэр заговорил об очевидном – необходимости реформирования системы пассажироперевозок. «В нашем городе она развивались по принципу броуновского движения. Мы имеем некий упорядоченный хаос, который формировался на протяжении более 10 лет. Заканчивается срок эксплуатации маршрута, объявляется новый тендер, в котором побеждает старый перевозчик, но сама система остается на прежнем уровне», – поделился своими наблюдениями Александр Син в ходе традиционной пресс-конференции в этот понедельник. Путь дальнейшего развития, озвученный градоначальником, – разработка научно-обоснованной программы, в основу которой ляжет изучение схемы перевозок. Таким образом власть, выступающая заказчиком этого вида услуг, будет знать, какие из направлений нуждаются в больших автобусах, а где можно будет обойтись и привычными «спринтерами». По словам Александра Ченсановича, это займет два-три года.
Чуть более подробно о данной затее «Правде» рассказал начальник Запорожского городского управления по вопросам транспортного обеспечения и связи Юрий Дроздов:
– Понятное дело, что средств на эти автобусы сейчас нет. Более того, это произойдет лишь тогда, когда в городе будут отремонтированы все крыши, подвалы, дороги, а больницы обеспечены медикаментами. То есть проблемы нужно решать планово. В течение последних нескольких лет наблюдается прирост в городской казне, и в конце концов мы выйдем на профицит. И вот тогда мы сможем закупить необходимый автопарк и учредить коммунальную автоколонну. Но это в будущем, а пока что наша первостепенная задача – создать условия для частных перевозчиков и вызвать у них интерес к закупке больших автобусов. Конечно, при проведении тендера мы можем поставить условие, что на маршруты должны выходить машины только первого класса (от 22-х сидячих мест. – Авт.). Но в таком случае конкурс просто не состоится, потому что ни у кого их нет.
К слову, о габаритах. Те шесть автобусов, которые функционируют в нашем городе, приносят 300 тысяч гривен убытка. В Донецке на маршруты выходят «МАЗы», но и они работают в минус. Поэтому сегодня для тех пассажиропотоков, которые есть в городах-миллионниках, «Богдан» – самый большой безубыточный транспорт. Если же мы введем первый класс, то люди станут томиться на остановках по 20-30 минут. Потому что пускать их в рейс чаще будет экономически не выгодно. И тогда ими будут не довольны сами горожане, так как они привыкли к существующему комфорту. Выбор велик, и без особых задержек можно добраться в любую точку города.
Что касается тех мероприятий, которые мы сейчас проводим. Мы дали разрешение фирме «Автоконтиненталь» провести обследование маршрутов 52 и 69. Цель – получить разрешение на эксплуатацию по этим направлениям габаритного транспорта. Во-вторых – мы работаем над объединением маршрутов. Допустим, у нас есть маршруты 43, 43а, 43б, 94, и все они находятся у разных перевозчиков. То есть у каждого из них есть свой бухгалтер, команда медиков, техников и разное количество машин. Спрашивается, зачем нужна такая мозаика, если все они едут в одну сторону?

На страже
Тем временем, ввиду трагических событий, упомянутых выше, с 5 марта стартовал месячник профилактических мероприятий «Безопасный перевозчик», о промежуточных результатах которого уже рапортует облГАИ. На вторник были проверены порядка 10 предприятий и около 300 транспортных средств: 30 авто оказались в технически неисправном состоянии. Также правоохранители выявили, что тех- и медосмотры, которые предшествуют выходу водителя на рейс, проводятся, мягко говоря, недобросовестно. «К примеру, ночью на одной из автомобильных стоянок наши сотрудники зафиксировали микроавтобус и установили за ним наблюдение. В полпятого утра появился водитель, сел и спокойно поехал по своему маршруту. Днем его остановил один из наших постов, и оказалось, что он якобы прошел обязательные предрейсовые проверки в шесть утра…» – рассказал «Правде» начальник отдела профилактики Управления ГАИ в Запорожской области Андрей Топчий.

Где воз?
Но вернут ли эти слова и цифры оборвавшуюся в результате аварии жизнь? Нет. А здоровье остальным пострадавшим? Нет. Обезопасят ли эти речи запорожцев, которые ежедневно пользуются общественным транспортом? Тоже нет. Потому что, как показывает история, делами они так и не оборачиваются. «Городские власти отдадут лучшие маршруты перевозчикам, которые предложат пассажирам новые большие автобусы», «Городские власти проводят политику замены автобусов класса «Б» на автобусы 1-го класса», «В следующем году запорожцы пересядут в более удобные и безопасные автобусы» – вот такие броские заголовки можно найти на сайте мэрии в архиве новостей. Первый из них датируется 2005 годом, последний – 2009-м. А о вышеупомянутых исследованиях Юрий Владимирович говорил еще осенью прошлого года. Где воз? Сдается, что он уже даже и не «там».
Так кто же виноват в том, что частыми участниками, а то и виновниками ДТП становятся водители маршрутных такси? Наверное, сами водители. Ведь они гоняют, что тот Шумахер, и при этом успевают отвечать на телефонные звонки, пить кофе, курить сигарету и считать деньги. А, может быть, их работодатели, которые выставляют высокие планы по сдаче выручки, вследствие чего шоферы вынуждены работать практически круглосуточно? Отсюда стресс, нервы, а как результат – хамское обращение с пассажирами и невнимательность на дороге. (К слову, на одном из запорожских АТП дневная норма – от 900 до 1300 гривен. Официальная зарплата – 1000 гривен плюс за сутки можно заработать в свой карман от 100 гривен.) Или власть, которая, с одной стороны, выступает заказчиком пассажирских перевозок, с другой – диктует свои условия слабым и еле слышным голосом?

Корень зла…
Некоторые депутаты и первые лица города от него отмахиваются, но он есть, причем весьма серьезный и даже фундаментальный – коррупция. Благодаря этому фактору никто особо и не торопится решать насущные проблемы. Ведь ни для кого не секрет, а в первую очередь для того же депутатского корпуса, кому принадлежат городские маршруты. Благо, давно друг с другом работают и прекрасно знают, кто и каким способом пришел к «успеху». Различные направления «крышуют» от чиновников до правоохранителей. Естественно, не напрямую, а через родственников, на которых оформляются частные фирмы. Потому и внеплановые проверки становятся неожиданностью лишь для нелегальных перевозчиков. Понятное дело, что преследуются «бизнесменами» отнюдь не благие цели, из разряда создать комфортные условия как пассажирам, так и простым водителям, а самые что ни на есть меркантильные – выжать из этого вида деятельности максимум средств при минимуме вложений…
Ввиду всего вышеизложенного мы спросили у простых запорожцев, депутатов, перевозчиков: что нужно сделать, дабы рынок пассажирских перевозок удовлетворял всех участников этого процесса?

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Замдиректора ООО «Эталон» Сергей Завражин:
– Необходимо модернизировать маршрутную сеть города, и уже сейчас нужно делать некоторые направления под большие автобусы. А после того как дороги приведут в порядок, уже можно будет говорить о замене подвижного состава. Как это будет решаться, какие проекты и кто их будет финансировать, нам пока неизвестно.
Нельзя забывать, что мы зависим от запасных частей, цен на топливо. Акциз поднимают, и нас наверняка ожидают 11-12 гривен за литр. Но повышение тарифа, на которое мы вынуждены будем пойти, не решит проблемы. Поставим плату за проезд 3 гривны – и уже не каждый по-
едет. Потеряем пассажира и ничего не выиграем. Как ни копай, проблема за проблемой, и их решение – за властью.

Председатель постоянной комиссии горсовета по вопросам жизнеобеспечения города Геннадий Рекалов:
– Решение существует уже лет 10 – нужно переходить на большие автобусы. Но сегодня никто не предпринимает реальных шагов. К примеру, некоторое время назад к нам хотели зайти иногородние предприниматели с соответствующим автопарком, но они ставили условие: проезд нужно повысить до гривны, а на тот момент горожане платили по 50 копеек. Власть решила не рисковать и от этого варианта отказалась. И какой результат? Сейчас запорожцы платят по 2,50.
Еще один аспект – льготники. Допустим, в Турции данная категория населения получает деньги непосредственно из бюджета, и за проезд платят все. Но для того, чтобы ситуация изменилась, необходимо волевое решение Киева.
– В неофициальных беседах многие участники системы перевозок говорят о так называемом «крышевании» и налаженной схеме «откатов»…
– Реальных доказательств этого нет. Тем не менее, если это явление существует, то способ избавления прост – четкие и понятные правила. А что мы сейчас имеем? Вы видели, чтобы кто-то, зайдя в маршрутку, взял билет? Я – нет. Получается, что сегодня идет грубейшее нарушение законодательства. Значит, перевозчиков это устраивает. Но если смотреть в корень проблемы, то очевидно, что виноваты не они, потому как им позволили так работать. Виновата власть, которая не может определить стратегию.

Глава Запорожской ассоциации автомобильных перевозок Дмитрий Сарьян:
– Во-первых, государство требует перевозить льготников, но в то же время не выделяет субвенций. Лишь отдельным фирмам, которые участвуют в схеме «откатов». Зачастую так везет большим АТП, оставшимся от Советского Союза, за счет чего они и выживают. К тому же 70% запорожских льготников пользуется услугами автотранспорта. При банальной арифметике выходит, что лишь 30% – лежачие. Поэтому данная статистика говорит о том, что среди них много «мнимых» и бюджетные средства уходят не в те руки.
Во-вторых, на некоторое время нужно оставить разговоры об обновлении подвижного состава, которые сейчас поднимаются в СМИ. Объясню почему. За последние 12 лет замена автопарка произошла трижды. С «рафиков» мы пересели на «газели», с «газелей» – на «спринтеры» и «Богданы». Делалось это за счет частных инвестиций, которые по нашим подсчетам составили 800 миллионов гривен. А в последние полтора года, ввиду нынешних экономических условий, этот процесс практически остановился. Обратите внимание, сколько сейчас объявлений о продаже микроавтобусов. Для многих бизнес становится нерентабельным. Об обновлении состава можно говорить тогда, когда будут выполнены определенные условия. К ним я отношу нормальное дорожное покрытие и защищенность частного перевозчика от политических давлений. Все знают, что передел рынка идет каждые три-четыре года. Появляются, так скажем, различные «отвечающие». В итоге неугодные уходят, угодные остаются, используя те же транспортные средства, что были до него.
В-третьих, меньшее количество проверок, но усиление ответственности. То есть, если есть контролирующий орган в лице Госавтоинспекции, управления транспорта и связи, то они должны проверять комплексно. Есть нарушения – расторгайте договор. Но они не должны быть высосанными из пальца.
Большие автобусы, о которых говорят уже несколько лет, не решат проблемы. До сих пор нет ответа на вопрос: готовы ли к ним наши главные транспортные артерии – проспект Ленина и улица Победы? Загруженность этих двух участков и так велика, а представьте, что будет, если пустить по ним габаритные машины. Что касается моей личной точки зрения, то я сторонник создания коммунального предприятия. Тогда не будет вопросов к частным перевозчикам, а точнее не будет «козлов отпущения» в лице водителей и их работодателей. Также будет убрана целая прослойка посредников, из-за которых идет повышение стоимости проезда и снижение уровня доходов.
– Что нужно сделать, чтобы вывести бизнес пассажирских перевозок из тени?
– Есть такая поговорка – «рыба гниет с головы»… Рынок пассажирских перевозок – небольшое отражение того, что происходит во всем государстве. Причем неважно, кто сейчас является президентом, а кто премьером. Ситуация складывалась со дня нашей независимости – лица менялись, а система оставалась та же. Поэтому нужно убрать влияние политических течений на бизнес. И любые посты должны занимать люди не по личным мотивам или членству в той или иной партии, а исходя из опыта его предыдущей деятельности.

ГЛАС НАРОДА

Довольны ли Вы услугами общественного транспорта Запорожья, а именно работой маршрутных такси? Если нет, то что, по Вашему мнению, стоит изменить в системе пассажироперевозок?

Сергей Царьков, аспирант:
– В целом, я вполне доволен нашими маршрутками. Но имею несколько замечаний. Водители на конечных остановках не отправляются до тех пор, пока пассажиры не займут хотя бы сидячие места. На следующих остановках заходят еще люди и вынуждены стоять. Я против «стоячих» мест. За границей уже давно есть счетчики, которые контролируют, чтобы количество мест в маршрутке и количество пассажиров совпадало. Предложения? Сделать маршрутки более широкими, более вместительными. К примеру, зимой люди одеты в шубы и поэтому в транспорте не развернуться.

Алефтина Михайловна, пенсионерка:
– Раньше я ездила на маршрутках, а сейчас это средство передвижения стало дорогим удовольствием, и теперь приходится ездить на троллейбусах, в которых очень много людей. Меня не устраивает то, что маршрутки подрезают, быстро трогаются, да и вообще мчатся неизвестно куда. Для улучшения я предлагаю, чтобы водители маршруток внимательней следили за правилами дорожного движения и останавливались там, где это положено, не загораживая путь другому транспорту.
Михаил, рабочий:
– Хотелось бы, чтобы общественный транспорт ходил регулярнее и был более информативнее. Поскольку я сам не запорожец, приезжаю сюда очень редко, то также хотелось бы иметь на местах высадки четкие схемы маршрутов и чтобы почетче объявляли об остановках.

Владимир Иванович, пенсионер:
– Я пенсионер и маршрутками практически не пользуюсь, так как нас, льготников, почти не берут. А так, троллейбусом езжу нормально. Что предложить? А толку от моих предложений? Даже если я и скажу, что изменить, все равно меня не послушают.
Анжелина Петровна, домохозяйка:
– Меня не устраивает качество трамваев. Их ходит мало и все забитые, редко ездят поздно вечером. Я хочу предложить, чтобы было больше троллейбусов и трамваев и меньше маршруток, так как цены на последние кусаются.

Евгений, Станислав, Артем – студенты:
– Для нас привычный транспорт – это маршрутки. Но в них есть как положительные моменты, такие как скорость, комфорт, если сидишь, и приятная музыка. Но есть и вторая сторона медали. Водители маршруток – хамы и очень невоспитанные люди. Они разговаривают по рации, курят, считают сдачу в то время, как должны все внимание уделять дороге.
Майя Липартелиани, студентка:
– Не совсем довольна. Иногда бывает, что жду транспорт 15-20 минут по утрам, да он еще переполненный. Хочу, чтобы маршрутки чаще ездили и в них было чисто, а то за что не возьмись – все грязное и жирное.
Екатерина Саченко, студентка:
– Нет, недовольна. Маршрутки еще куда не шло, но трамваи и троллейбусы оставляют желать лучшего. Они подлежат капитальному ремонту (которого они не видели со времен СССР), естественно грязные, противно держаться за поручни, да и вообще находиться там. Может, пора нам метро сделать?

Мнением запорожцев интересовались Виталий ОЧЕРЕТ, Валерий КАЛАЙТАН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *