ЖКХ: перезагрузка?
Фантастика, не правда ли? Вот и мы подумали – мол, очередные обещания, однако оказалось, что в этом направлении уже на протяжении девяти месяцев идет кропотливая работа. Каковы сроки и финансовые затраты такого замысла, читайте далее.
На страницах газеты у нас уже, наверное, вошло в привычку критиковать деятельность городских мужей за… бездеятельность. И не потому, что мы такие злые и писать нам не о чем. Городское хозяйство уже как минимум десять лет напоминает музейную экспозицию советского периода. Тарифы по всем видам услуг увеличиваются практически в геометрической прогрессии, однако качества как не было, так и нет. В коридорах обслуживающих предприятий можно получить седину, ибо даже решение банального вопроса занимает драгоценное время и нервы. И вот он, давно назревший вопрос: доколе? Возможность ответить мы предоставляем депутату городского совета от Партии регионов Елене Бондаренко, которая вместе с группой единомышленников разработала программу создания единого обслуживающего центра.
О недостатках
«Их немало. К примеру, каждый из исполнителей ЖКУ содержит свою абонентскую, контрольно-проверочную, юридическую службы. Они разрозненно взаимодействуют с одним и тем же конечным потребителем, что приводит к дублированию выполняемых ими функций. Горожанин выстаивает множество очередей в службах каждой из структур для получения различной информации, документов и решения других вопросов. Также он собирает и предоставляет идентичные пакеты документов для каждого исполнителя коммунальных услуг при оформлении договоров. В случае подписания, а также внесения изменений ему приходится вновь по кругу обойти все инстанции. К неудобствам можно отнести обязанность потребителя ежемесячно предоставлять показания приборов учета каждому исполнителю коммунальных услуг. Это ненормально, когда в одну и ту же квартиру ходит по шесть контролеров в месяц. При этом зачастую возникают коммуникационные проблемы при передаче информации: сложно дозвониться, пришел, а там вечный технический перерыв, не задействованы альтернативные способы передачи информации (Интернет, e-mail, смс). И самое главное – неосведомленность о составе услуг и неудовлетворенность их качеством. Также не стоит забывать о том, что коммунальное хозяйство, которое досталось нам от предыдущих поколений, имеет предел».
О преимуществах
«Мы предлагаем объединить абонентские, юридические и аварийные службы коммунальных предприятий города. Заключить договоры с электроснабжающими организациями и поставщиками газа – они ведь тоже хотят снизить стоимость своих услуг. По нашим расчетам, только устранение дублирующих функций и оптимизация органов управления даст годовую экономию в 40 млн. гривен. Это деньги, которые позволят ремонтировать дома, дороги, не забираясь в карманы горожан». Что касается сотрудников, вот вам пример. Абонслужба «Водоканала» состоит из 774 человек, «Теплосетей» – 349 человек. А ведь есть еще и «Горсвет», и «Горгаз». Когда мы спроектировали оптимальную структуру, то у нас получилось, что людей необходимо в три раза меньше, а эффективности будет в три раза больше.
Реформа, план которой разработала наша аналитическая группа, поставит все на свои места. В центре концепции – житель города, потребитель ЖКУ. Задачи по обеспечению справедливого соответствия цены, качества и объема оказываемых услуг будет решать единый обслуживающий центр. В любое время суток сюда можно будет позвонить, а главное – дозвониться по многоканальному телефону, обратиться через Интернет и что самое важное – получить обратную связь по качеству и оперативности решения любого вопроса и найти надежного представителя интересов каждого потребителя услуг. Допустим, поступает обращение о прорвавшейся трубе. Это сообщение будет на постоянном контроле, пока проблема не будет решена. Время исполнения будет четко фиксироваться. Работа выстраивается таким образом, чтобы исключить недобросовестность некоторых людей. Будет известно, кто принял звонок и кто отвечает за конечный результат. Реагирование должно быть очень быстрым, потому как уже завтра информация, к примеру, о той же трубе будет у мэра, и он будет знать, с кого спрашивать.
Что касается единой абонентской службы, сначала будет создана база данных, куда будет внесена полная информация о задолженностях, квадратных метрах, начислениях, прописанных людях, внутридомовых и внутриквартальных сетях. Сама служба будет выполнять стандартный набор функций. Также есть дополнительный, который направлен на решение вопросов и упрощение механизма взаимодействия потребителя и городской администрации. Работа будет происходить по принципу обратной связи – круглосуточно работающий сall-центр будет принимать звонки от потребителей с любыми вопросами относительно ЖК услуг, в перспективе – по всем вопросам городской инфраструктуры, анкетирование потребителей, проведение встречи общественных собраний. Горожан будут информировать о наступлении сроков проверки, предоставлении сервисных функций по проверке приборов учета.
Мы выстроим четкую линию контроля, чтобы искоренить такие явления, как коррупцию и неисполнение своих обязанностей. Главное – мотивация, причем, двусторонняя. Сотрудники будут заинтересованы четко выполнять свою работу ввиду материальных поощрений, как это делается в бизнесе. Но если по истечении месяца по результатам оказывается, что человек не справляется со своими обязанностями, он работать не будет. А интерес горожан в этом проекте заключается в том, что они смогут экономить свое время и контролировать свои счета благодаря прозрачности системы».
О финансах и о сроках
«Вариантов финансирования два. Первый – частно-государственное партнерство. Когда приходит инвестор, он спрашивает за каждую копейку. Правда, я не уверена, что наши люди готовы к такому виду сотрудничества. Поэтому сейчас мы остановились на втором варианте – создание коммунального предприятия. Для первичной организации особых средств не надо. Их мы изыщем за счет внутренних резервов. На первых порах помещения мы можем получить у тех же ПРЭЖО. За счет оптимизации отделов, перечисленных выше, у нас будет персонал. Оргтехнику можно получить из других КП.
Первый эффект от реализации этой программы мы сможем получить через шесть месяцев. Когда люди увидят, что система работает, к нам придут и частные инвесторы. Так мы сможем обновить техническое оснащение.
P.S.: На минувшей сессии горсовета Александр Син вкратце оповестил присутствующих о разработке этого проекта и обратился к руководителям фракций городского совета с предложением принять участие в рабочей группе, которая будет заниматься отработкой вопросов концепции. В течение месяца она будет обсуждаться широким кругом экспертов, с привлечением руководителей департаментов городского хозяйства, коммунальных предприятий, с общественностью Запорожья. Продолжится дискуссия и на страницах «Правды».