Житель Мелитопольского района собрал на собственном подворье настоящий самолет
Страсть к технике у него появилась еще в детстве. «Как мальчишкой был, любил в мопедах, мотоциклах разбираться, все мог починить. Мать очень гордилась. Ну а как Валера из армии вернулся, начал авиацией заниматься, мотодельтапланами сначала», – говорит его младший брат Геннадий.
Необходимые для начинающего авиастроителя технические знания Валерий Каталкин приобрел за 14 лет службы авиамехаником в военно-воздушных силах: «Что-то в армии понял, плюс литература специальная для авиаторов-самодельщиков была, а дальше – бери в руки карандаш, сядь, просчитай. Ну, конечно, синусы знать надо, спецтаблицами пользоваться…» – вспоминает энтузиаст первые шаги в конструировании. Свой первый самолет Валерий Викторович построил в 1991 году и подарил своему товарищу из Одессы. Через несколько лет собрал еще один — точную копию американской «легенды» Piper J-3 Cub (его, модифицируя, выпускали 80 лет, с 1931 года. А с 1939-го этот самолет стал основным для начальной подготовки пилотов гражданской авиации. 75 % летчиков в США постигали азы мастерства имено на Cub-ах). Собрать именно такой самолет конструктор со своим другом Валерием Сухотюком решил не случайно, несмотря на сложное техническое название J-3 – «подкосный высокоплан смешанной силовой конструкции с полотняной обшивкой, традиционным хвостовым оперением, неубирающимся шасси», – изготовить его относительно просто. Второй самолет также «ушел» от создателя к другу.
Четыре года назад Валерий Каталкин решил построить крылатую машину, что называется, «для себя». Вновь выбрал конструкцию высокоплана, но собственной разработки. Пару лет провел за расчетами, затем — подготовка и подбор необходимых деталей. Вплотную к сборке мастер приступил весной 2011-го. А уже осенью самодельный летательный аппарат прошел первое испытание — скоростную пробежку.
– Вообще то самолет строится в течение 2-3 тысяч человеко-часов. Меньше не получается, – говорит конструктор.– Каждая деталь сделана индивидуально. Ее нужно подогнать. Несколько раз промерил – не подходит, опять измерил, и только тогда ее можно вварить.
Взлетно-посадочные характеристики самолета Каталкин улучшил благодаря большой площади крыла с размахом в
8,5 метров. Само крыло взято от планера промышленного изготовления, оно дополнительно усилено и адаптировано. «Сердце» машины — двигатель австрийского производства. Фюзеляж сварен из тонких стальных трубок. Кабина обшита дюралюминием, все остальное — бязью, пропитанной специальным лаком — эмалитом. Ручка управления — точная копия штурвала военного МиГ-25. В шасси использованы колеса от мопеда. Из приборов в «кок-пите» – вариометр, высотомер, указатель скорости, часы, несколько датчиков.
– В процессе выявились недостатки: слабое шасси и охлаждение плохое, все было доработано, – вспоминает недавние испытания Валерий. – Высокоплан показал хорошую скороподъемность – показатель 4,5, и это на половине оборотов, мы даже на всю мощность двигатель не использовали.
В начале августа, после всех «доводок», наступил самый ответственный момент – первый настоящий полет. Дока в конструировании и сборке крылатых машин, Валерий Каталкин сам ими управлять пока не умеет. Для первого полета пригласил летчика из Токмака, однако тот, увидев самодельный аппарат, оторваться на нем от земли отказался. На помощь пришел друг, с которым изобретатель работал над своим вторым самолетом. Валерий Сухотюк (в свое время тоже служил в войсках, связанных с небом) – пилот не профессиональный, однако необходимая подготовка и навыки у него есть.
– Первое ощущение мое было – самолет легкий, – делится летчик впечатлениями от первого полета, – мечта любого авиалюбителя, чтобы самолет взлетал с малой скоростью, чтобы не разгонялся до 120 км/час и только тогда начинал взлетать, а этот буквально при скорости 45 км/ч уже был в воздухе. Управление очень комфортное. Еще отметил бы даже какое-то нежелание приземляться. Я сбросил газ, а он все летит и летит, пришлось его буквально прижимать к земле.
Легкость аппарата (он весит порядка 180 кг) ограничивает его грузоподъемность. Пилот (а пассажирского места в самодельном самолете не предусмотрено) должен весить не больше 110 кг – тогда крылатая машина сможет взлететь и даже разогнаться до 120 км/ч. Кстати, никаких аэродромов и бетонных дорожек ему не нужно. Главное, чтобы было 30-40 метров относительно ровной земли. В первый раз самолет оторвался от земли на заросшем сорняками поле. Еще один плюс, уверен Валерий Каталкин, – экономичность двигателя. По расчетам, на воздушный путь от Данилоивановки до Запорожья понадобится не более восьми литров обыкновенного бензина – вполне сопоставимо с расходом автомобиля, проехавшего такое же расстояние. Впрочем, дальние путешествия для пока еще «сырого» самолета — отдаленная перспектива.