Затерянные в Польше. В гостях у украинской диаспоры
Таможня дает добро
Ехать в Польшу нам пришлось через Львов. Так удобнее, быстрее и дешевле всего. Оттуда до Варшавы три раза в день ходят автобусы. За 290 гривен и семь часов в пути вы будете уже в польской столице.
Хотя возможны заминки (причем довольно длительные) на таможне, в основном из-за нерадивых пассажиров, которые пытаются провезти недозволенный груз. Так, одна из наших попутчиц поведала, как довелось провести в автобусе на таможне почти шесть часов из-за того, что у кого-то было несколько блоков сигарет. Наши таможенники пропустили, а вот польские высадили курильщика из автобуса. Почему такое строгое отношение к количеству сигарет? Да потому, что это один из двух главных контрабандных товаров на территорию «шенгена». Второй, конечно, алкоголь. Цены на сигареты, например в Польше, выше – больше, чем в три раза (самая дешевая пачка стоит 30 гривен). Алкоголь, в частности коньяк, – напиток заоблачный, особенно для молодежи.
Наш автобус на польской границе простоял около трех часов. Все из-за того, что за две машины до нашей таки нашли контрабандистов. Пробка рассосалась, а приятной внешности девушка в форме собрала паспорта. Через час мы были уже в Польше. Кстати, узнали об этом и по SMS-сообщению от оператора «Vitaemo u Polschi!».
«Мы – «мутанты»…»
Пообщаться с польскими украинцами было и крайне приятно, и крайне полезно. Глаза наши, честно говоря, смотреть на некоторые вещи начали по-другому. А главное, что вообще начали смотреть.
Как оказалось, о наших соотечественниках мы знаем только на уровне СМИ, а это не всегда хорошо. Так, если верить переписи населения, то состоянием на 2002 год украинцами себя назвали порядка 27 тысяч польских граждан (в действительности же их намного больше (от 150 до 300 тысяч), ведь многие все еще побаиваются сознаваться в том, что у них украинские корни). Но кто они, чем занимаются и как живут, нам неизвестно. А, между прочим, староста (так у них называется городской голова) города Кошалина, что в Западно-Поморском воеводстве, всего в шести километрах от Балтийского моря, родом из Украины!
В Польше есть четыре украинских лицея, в разных частях страны. Обучают там по-украински. Но, нужно заметить, что украинский язык в нашем понимании и украинский в Польше – две большие разницы. Тот, на котором учат польских украинцев, напоминает, скорее, смесь украинского и польского. Понять, о чем они говорят – с небольшими трудностями, но можно. Нас же они понимают без проблем.
Вопрос сохранения своих исторических корней в принципе для наших соотечественников там остро не стоит, но есть частные примеры. Так, один из польских музыкантов, сам украинец (играет, кстати, украинскую музыку), живущий в Гданьске, рассказал, что женат на польке, а ребенку уже семь лет:
– Мне хочется, чтобы сын знал украинский язык. Я с ним пытаюсь говорить по-украински, жена с ним общается по-польски. Отдали в украинскую школу, но методы обучения там очень устаревшие. Настолько, что детям совсем не нравится манера преподавания, у них даже пропадает желание в такую школу ходить. Знаете, мы ведь не совсем украинцы (хотя мне очень радостно чувствовать себя украинцем), но и не поляки. Так сказать, «мутанты». Естественно, я шучу. Но очень печально, когда свою культуру сохранить удается с трудом, а польская – для меня немного чужая.
Память
Несмотря на то, что соотечественники уверяли: с местным населением у них проблем нет, мы все-таки имели неприятный опыт общения с поляками, в чьей памяти еще живы трагические страницы из истории Украины и Польши. Так, услышав украинскую речь, на улице Кошалина к нам подошла женщина средних лет, которая со злобой и обидой прокричала, мол, как могли наши родители убивать их воинов? Вот так, несмотря на примирение государств на высшем уровне и высказывание дружеских намерений, среди простых поляков все также ничто не забыто.
Евро во всех смыслах
Слово «евро» теперь ассоциируется не только с валютой, но и с чемпионатом по футболу, который должен пройти в Украине и Польше уже в следующем году.
Что касается денег, то в Польшу все-таки лучше ехать с национальной валютой – злотыми. В Запорожье их купить проблематично – мы их приобрели во Львове.
И правильно сделали, так как евро в Польше не ходят. Рассчитаться можно банковской карточкой, но большинство магазинов принимают наличный расчет в злотых.
А вот что касается подготовки к Евро-2012, то мы были приятно удивлены. Стадион в Варшаве уже почти достроен, а вся Польша живет предвкушением футбольного праздника. Трамваи ездят разукрашенные символикой чемпионата, на каждом углу продаются сувениры: от футболок и кепок до ручек и чашек, магнитики и брелоки. А в самом центре Варшавы стоит большое цифровое табло, которое показывает, сколько часов осталось до старта Евро-2012.
Мы не рискнули поинтересоваться, за кого же будут болеть украинские поляки, в случае если в финале чемпионата по футболу встретятся украинская и польская сборные, но то, что за успехами братьев Кличко они следят так же страстно, как и мы, это факт.
Эх, дороги
Наверное, не стоило бы лишний раз упоминать о существенной разнице качества отечественных и зарубежных дорог. Но, поверьте, она уж слишком бросается в глаза. В отличие от наших магистралей, которые собираются ремонтировать за пару месяцев до старта Евро-2012, в Польше ремонт автодорог идет уже полным ходом.
Кстати, за все время нашего путешествия мы ни разу не встретили такого явления, как дорожная полиция. Как ни старались узреть спрятанные в кустах машины с мигалками, их там не оказалось.
Несколько мифов
1. Большие зарплаты и дешевая еда
Наслушавшись разговоров о том, что в Европе все дешево и большие зарплаты, мы решили пообщаться на эту тему с журналистом «Польского радио». Кстати, Игорь оказался родом из Запорожья, учился в ЗНУ. Так вот, зарплата журналиста в Варшаве составляет от тысячи долларов до тысячи евро. При этом почти половину приходится отдавать за съем жилья. Жить на остальные деньги, в принципе, можно… у нас. Там же цены значительно выше. Хлеб стоит в среднем 3-5 злотых (9-15 гривен), а 95-й бензин – 4,70 (около 15 гривен).
2. Удобные поезда
Вот что-что, а поезда в Польше ну никак не приспособлены для перевозки людей в ночное время. В составе от Кошалина до Варшавы только два вагона с лежачими полками. Кто не влез – едет сидя, и то в лучшем случае. Билеты продаются без указанных мест, а купе построены так, что в них могут ехать шесть-восемь человек. Все остальные путешествуют в тамбурах и коридорах. Мы ездили и сидя, и стоя, пока наконец поняли, почему в купе зашторены окна и двери (они там из стекла или пластика). Самые быстрые и хитрые люди занимают сразу все купе, зашториваются и никого не пускают, мол, занято. Так ехали однажды и мы. Совесть не чиста, потому что места свободные у нас были, зато удалось немного вздремнуть.
Единственный плюс поездов – скорость. Изначально планировалось, что в любой польский город можно попасть за пять часов, а потому и не делали спальных вагонов. Честно говоря, за пять часов доехать можно далеко не в каждый город из Варшавы, но поезда действительно втрое быстрее украинских. К тому же чудным образом наши соседи избежали монополии на «железке». В отличие от «Укрзалізниці», которая делает с ценами на билеты все, что заблагорассудится, в Польше более пяти перевозчиков, а потому на рынке железнодорожных перевозок есть здравая конкуренция.
Удобно также и то, что каждый купленный билет действителен в течение 24 часов с момента приобретения. Поэтому, если не сел в первый нужный поезд, запросто можешь поехать на следующем.
Нет в таких составах и проводников – лишь контролеры и кондукторы.
3. Сервис
О том, что мы едем домой, можно было догадаться не только по билетам на автобус из Варшавы до Львова, но и по отношению польского водителя. Возможности содрать денег с туристов не упускают даже они.
По билетам положено место для багажа, но с нас водитель слупил по 10 злотых за каждую сумку. При этом на поклажу клеились наклейки «бесплатный груз». Теоретически можно было спорить и что-то доказывать, но за полчаса до нашего рейса мы стали свидетелями того, как багаж «правдолюбивой» тети водитель отказался брать вообще из-за того, что она купила билет в кассе, а не приобрела у него, как он рекомендовал.
В общем, почти без эксцессов мы добрались до границы. И как-то стало грустно и странно оттого, что на нашем кордоне пограничники озлобленные, без настроения и любят хамить. Да и оператор уже не приветствует словами «Ласкаво просимо до України!». Такой он, дом. Но, несмотря на все недостатки, следует понимать – не все так, как нам описывают с экранов телевизора. Везде есть свои плюсы и минусы.