Виталий Горьковой о нововведениях, европротоколах и обязанностях ГАИ

Анна Слюсаренко: Изменение дорожного законодательства в Украине. Что принципиально нового: в упрощении процедуры регистрации, в правовых основаниях остановки ГАИ транспортных средств при передвижении, в негласном контроле на автодорогах и т.д.?
– Процедура регистрации действительно достаточно громоздкая и сложная и представляет собой систему взаимодействия различных служб милиции, в первую очередь, конечно, доминирует ГАИ. Также задействовано экспертное подразделение, которое определяет отсутствие фальсификаций в номерных деталях, а также в документальной части при регистрации автомобилей. Кроме того, существуют установленные законодательством различные оплаты, например за спецпродукцию, а также в Пенсионный фонд 3% от суммы оценки автомобиля. Все это в комплексе влияет на время регистрации транспортного средства.
С начала этого года, после внесения изменений в законодательство, работники МРЭО ГАИ практически не занимаются функциями налоговых служб, не проверяют квитанций, в частности об уплате налога с транспортных средств, как раньше он назывался в народе «дорожного сбора». Эта функция отменена. Оплата штрафных квитанций при регистрации сейчас по-прежнему требуется.
Что касается вопроса регистрации транспортных средств, он регламентируется Постановлением Кабинета министров №1388 от 1997 года, в котором расписана вся процедура. За последние несколько лет она менялась, в нее вносились изменения и дополнения по различным пунктам. Всего таких изменений было 14.
Самым существенным новшеством за последнее время является то, что мы разрабатываем и в скором времени уже планируем ввести в действие возможность подачи заявки на регистрацию транспортного средства в электронном режиме – на сайт ГАИ области, чтобы к прибытию владельца транспортного средства в МРЭО для регистрации были уже готовы все данные и проверочные мероприятия проведены заранее. Но это пока в стадии разработки. Такая система только в одном МРЭО Украины – в Киеве – и она уже действует. Также работает информационное табло подразделения, где выставляются все регистрационные данные автомобилей, а также государственные номерные знаки, которые возможны при регистрации, – человек может сам выбирать госномер на транспортное средство, руководствуясь своими пожеланиями. Аналогичную систему хотим внедрить и мы.
О правовых основаниях остановки ГАИ транспортных средств говорят много. Основное новшество – этому вопросу законодатели придали большое значение в изменениях, коснувшихся закона «О милиции». В частности, ст. 11 данного закона дополнили 12-ю пунктами остановки транспортных средств. Они неукоснительно должны выполняться работниками милиции. Дело в том, что раньше в законодательстве так конкретно и полно не были определены случаи, когда транспортное средство подлежит остановке. Ранее работник милиции имел право остановить транспортное средство в случае выявления нарушений правил дорожного движения. Сейчас эти понятия расширены и конкретизированы – всего их 12.
Кроме того, очень четко определен порядок взаимоотношений между сотрудниками ГАИ и участниками дорожного движения. В законе отмечено, что работник милиции обязан сообщить водителю причину остановки транспортного средства и суть правонарушения, которое он усматривает. Раньше в законодательном порядке этого не было, а данный пункт имелся только в ведомственных инструкциях.
Что касается негласного контроля на автодорогах – это неотъ-емлемая часть функционального контроля за любым видом деятельности любой службы. Существует он и в Госавтоинспекции, сотрудники подразделений управления ГАИ занимаются этой деятельности, и это определено нормативами. Такие мероприятия проводятся регулярно, с использованием средств фото- и видеофиксации. Выявляем нарушения со стороны инспекторского состава, руководителей. Принимаем соответствующие меры. Статистика в этом плане имеется, а также определенная динамика в данном направлении работы.

 

Сергей: Реформа ГАИ подразумевает, в частности, отмену обязательного техосмотра. Какие полномочия остались у инспекторов для определения технического состояния автомобиля?
– Отмену техосмотра подразумевает административная реформа, а не реформирование системы службы ГАИ. Госавтоинспекция устранена от функций проведения техосмотра, так как для этого есть существующая и развивающаяся система субъектов хозяйствования, которая, имея определенную оснащенность, занимается именно проверкой техсостояния. Ранее госавтоинспекторы выдавали талоны для прохождения техосмотра, проверяя при этом диагностические карты проведенного инструментального технического контроля, а также соответствующие документы, которые были необходимы для его получения. Сейчас талоны техосмотра не выдаются. Остатки их мы изъяли и передали на хранение в департамент ресурсного обеспечения.
Визуально определить техсостояние автомобиля нельзя. Необходимо специальное оборудование и специальные знания. В ГАИ такого оборудования в полном объеме нет, да и нет в нем необходимости. Для этого есть субъекты хозяйствования, которые занимаются этим видом деятельности, лицензированы и свою работу планируют самостоятельно. ГАИ занимаются документальной проверкой возможности эксплуатации транспортных средств, наличием необходимых документов, лицензий на перевозку пассажиров либо грузов и связанными с этим организационными мероприятиями. Функции технического контроля и проверки наличия техталонов сейчас отсутствуют.

Павел: Расскажите, пожалуйста, в чем особенность такого нововведения, как европротокол. И главное – какие недостатки новшества уже выявлены, например, в России, где европротокол введен уже достаточно давно?
Европротокол – это интересное нововведение. Но вопрос больше относится к деятельности страховых компаний. Введен он в действие не так давно – 19 сентября. Представляет собой упрощенную форму документа, которым оформляется ДТП. Характерная особенность: участники ДТП – события между двумя лицами, должны между собой сами установить, кто прав, кто виноват в ситуации, которая стала причиной дорожно-транспортного происшествия. Кто-то должен взять на себя ответственность, вину за совершенное правонарушение. Составляется европротокол только в случае, если нет пострадавших, при мелком нарушении, которое повлекло незначительный материальный ущерб. Сами участники ДТП должны определиться и с ущербом, но он не может превышать 10 тысяч гривен. При этом нужно уметь пользоваться формализованным бланком, который собой представляет европротокол, и понимать, что ущерб не должен превысить обозначенную сумму. Это разные виды ответственности, и не каждый, думаю, может оценить этот ущерб, так как для этого существуют институты экспертов, оценщиков, которые имеют специальную подготовку и соответствующий уровень квалификации. Тем не менее, это новшество нашло понимание в широких кругах автолюбителей. Еще раз подчеркну, это касается больше страховых компаний. Наша же задача – помочь автолюбителям разобраться в этом вопросе, чтобы они реже обращались по мелким ДТП в ГАИ, при этом экономя свое время. Но пока в Украине этот процесс только набирает силу, происходят разъяснительные мероприятия. Страховые компании при выдаче полисов выдают европротоколы тем, у кого раньше была оформлена страховка, приглашают к получению их на определенных условиях. Работа проводится. Мы идем по пути в Европу, и законодательство меняется в более демократичном направлении.

Ольга Шевцова: На последней сессии горсовета в своем выступлении я озвучила информацию о наличии острой проблемы, а именно, – отсутствие «лежачих полицейских» и дорожных знаков возле учебных заведений города. Учитывая, что наступает зимний период, а это – темное время суток, хотелось бы, чтобы сотрудники ГАИ совместно с городской властью ускорили решение данной проблемы. Что делается в этом направлении?
На самом деле, владельцем улично-дорожной сети в Запорожье является городская администрация в лице городского исполкома. И, по сути, этот вопрос нужно задавать не работникам ГАИ – они не занимаются установкой «лежачих полицейских», светофорных объектов, железнодорожных переездов и пр. Это функции органов местного самоуправления. Решение данного вопроса находится в руках местной исполнительной власти. Инициировать этот вопрос могут либо депутаты, либо общественность. ГАИ выдает технические условия на установку данного вида принудительного ограничения скорости, которое в простонародье называется «лежачий полицейский», а также согласовывает их установку. Что касается непосредственно выполнения работ, то для этого есть специальные подрядные организации, которые имеют возможность приобретения, установки и технического обслуживания в дальнейшем этих объектов.

Андрей: Еще 22 апреля 2009 года в ПДД был внесен п. 12.10 «Додаткові обмеження швидкості руху можуть бути встановлені виключно у разі проведення дорожніх робіт разом з попереджувальним знаком 1.37. У разі коли дорожні знаки обмеження руху 3.29 та 3.31 встановлені без проведення дорожніх робіт або залишені після їх завершення, водій не може бути притягнений до відповідальності згідно із законодавством за перевищення встановлених обмежень швидкості руху». Несмотря на это, до сих пор во многих местах (на Набережной, на Днепрогэсе и др.) висят знаки ограничения скорости до 40 км/ч, никакие дорожные работы не ведутся, а инспекторы ГАИ старательно штрафуют водителей за якобы нарушение скоростного режима. Пожалуйста, прокомментируйте ситуацию и укажите дату, когда незаконные знаки будут сняты.
Очень грамотный вопрос. Что касается конкретики, на Набережной, в районе строительства мостового перехода, работают специальный и большегрузный транспорт, спецтехника, соответственно и ограничения по скорости вводились. В этом месте происходит перманентный строительный процесс. Внешне он незаметен, но постоянное движение транспортных средств существует. К тому же там сужение дороги, что вызывает необходимость ограничения скоростного режима. Этот вопрос ранее рассмотрен на сессии горсовета и был решен именно там.
Наличие ограничения скорости не более 40 км/час именно на Днепрогэсе обусловлено тем, что это узкое место для транспортного потока, а также место концентрации дорожно-транспортных происшествий. На прошлой неделе там произошло ДТП с участием четырех транспортных средств, которое блокировало работу города в определенном смысле на несколько часов. До этого, в летнее время, часто происходили ДТП, которые вынуждали жителей и гостей города менять свои планы, изменять режим работы государственных организаций, учреждений, коммунальных служб и т. д. Все это влечет за собой определенную обеспокоенность и соответствующие меры влияния. Вообще ограничением скорости и установкой знаков занимается не ГАИ – она только согласовывает эти вопросы, которые инициирует владелец улично-дорожной сети, а ГАИ участвует в разработке схем организации дорожного движения. Так как Днепрогэс достаточно опасное место, мы согласовали установку знака по предложению райадминистрации, и он в настоящее время там находится. Все эти согласования и изучение ДТП, возможных и тех, которые уже были, ведутся при участии соответствующих служб, а также Научно-исследовательского института безопасности дорожно-транспортного движения. Сотрудники данного института, выезжая на территорию примерно раз в полгода, отслеживают ситуацию по аварийности и принимают меры, либо снимая это место автодороги с учета, либо, наоборот, определяя его как место концентрации ДТП, и рекомендуют установку знака или других ограничений. В частности, так было сделано и на плотине Днепрогэса.

Валерий Зотов: Роль и участие ГАИ в борьбе с общеуголовной преступностью: кражи и угоны, транспортировка оружия, наркотиков, розыск преступников. Статистика, примеры.
ГАИ – это не отдельный институт, не отдельный механизм, это часть большой системы Министерства внутренних дел, которая занимается основополагающей своей работой – безопасностью дорожного движения. И, безусловно, участвует в работе подразделений управлений городских, районных отделов по раскрытию преступлений общекриминальной направленности.
Что касается конкретики, сотрудники ГАИ в 2011 году участвовали в раскрытии 2625 преступлений, из которых 1172 связаны с кражами, 104 – с грабежами и разбойными нападениями. Кроме того, раскрыто 20 ДТП, связанных со скрытием с места ДТП водителей. Это большая проблема. Водитель совершает наезд на пешехода и скрывается с места происшествия, невзирая на то, что пострадавший может быть еще жив. Из 22 таких случаев 20 были раскрыты лично сотрудниками Госавтоинспекции. Как правило, подобное происходит в ночное время, преступники стараются скрыть следы, чтобы не было улик, но при помощи быстрых решительных правильных действий работники ГАИ в большинстве случаев добивались успеха в их поиске и задержании.
Кроме того, выявляется много поддельных документов. В этом году таких выявлено 54, из них шесть свидетельств о регистрации, три водительских удостоверения, а также 45 доверенностей, талонов различного вида и пр.
Определенную функцию ГАИ выполняет по такому виду преступлений как незаконное завладение транспортным средством. В 2011 году зарегистрировано 119 таких случаев. Непосредственно сотрудниками ГАИ раскрыто 28 – задержали с поличным, и при участии уголовного розыска – 79.
Кроме того, также в ходе работы выявлено перебитых номерных агрегатов 59, 11 фактов перевозки наркотических веществ, 67 единиц оружия, 31 единица холодного оружия, задержан 271 иностранец за нарушение правил пребывания в Украине и выявлено 16 нелегальных мигрантов. В качестве примера по задержанию оружия можно привести случай, когда при совместной операции работниками ГАИ был задержан водитель, который перевозил не просто оружие, а автоматический станковый гранатомет АГС-17 «Пламя». Кто служил в армии, понимает, насколько мощное и серьезное это оружие. Таким образом были предотвращены дальнейшие противоправные преступные действия. Сотрудники были поощрены руководством.
(Продолжение – в следующем номере «Правды»)
Онлайн-конференция проведена в рамках проекта «Интернет на защите свободы СМИ» при поддержке Фонда развития СМИ Посольства США в Украине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *