В Запорожье выступили легенды фри-джаза – группа «The Thing»
Итак, концерт проходил в ДК Металлургов. Зал заполнился до отказа. Запорожская публика удивила разношерстностью – здесь можно было увидеть и семейные пары с детьми, и седовласых старцев, и молодежь с дивными стрижками. Чтобы понять всю грандиозность музыкантов и ощутить значение сего действа для нашего города, нужно сказать, что на мероприятие люди специально ехали не только из Львова, Киева, Харькова и Винницы, но и из Москвы. Представляете? Из Москвы! На концерт в Запорожье! Поэтому можно смело погордиться и за само Запорожье, и за ребят из творческого объединения «Creativ Jazz Fans» (по их «вине» «синги» попали именно в наш город).
Шведско-норвежское трио «The Thing», исполняющее музыку в стиле панк-джаз, какими-то кон-кретными словами охарактеризовать сложно. На лицо одно – многолетний джазовый опыт. Ребята вместе почти не репетируют, даже живут в разных странах. Саксофонист Матс Густафссон вообще считается культовой личностью и одним из ключевых «игроков» фри-джаза в Швеции. В творческом составе Матс переиграл со всеми ведущими джазменами Штатов и, что еще более важно, Европы. Ведь в последнее время критики именно в европейских музыкантах отмечают тот запал, который скрылся за коммерческой личиной у американцев.
Судить о человеке можно по его поступкам. А поступки Густафссона в этот вечер были таковыми: а) на пресс-конференцию пришел с пивасиком, прошел через весь зал, любезно поздоровавшись с поклонниками и журналистами, сфотографировался и дал автографы; б) на вопросы отвечал без раздражения, кое так присуще нашим домашним звездам, и всегда после ответа говорил журналистам «thank you»; в) самое важное – не экономил на звуке и слушателях. За свое выступление дружественный парень Густафссон сменил в мундштуке инструмента 10 (!) тростей (это такая щепка из дерева или пластика, благодаря которой медная труба издает звук). И это при том, что одна такая трость хорошего класса стоит не меньше 250 гривен.
Норвежец Ингебрит Хакер Флатен просто, извините, истерзал свой инструмент на сцене. Причем было хорошо заметно, что эта процедура приятна и ему, и его контрабасу. Манера игры Флатена ну очень отличается от общего понимания игры на этом инструменте. Он одновременно и лады меняет, и струны спускает, и смычок использует. Но главное, что человек играет феноменальной скорости слэпом. Таким способом обычно исполняют свинговые композиции. У Ингебрита же игра развита до такого темпа, что посостязаться с ним в музыкальной скорострельности может разве что…
…Пал Нильсен-Лав. Он же тот, кто «пристроился» третьим. То есть, барабанщик. Но поражает даже не скорость его игры и выдумки. Вот смотришь из зала на этого парня и понимаешь – не пропадет он. Если даже, не дай-то Бог, не заладится у него с музой, то может успешно работать на Анголенко шулером. Уследить за руками Пала нереально – одновременно он играет тремя парами палочек и одной медной тарелкой, смешивая все в одном «сольняке» со звуком мятой пластиковой бутылки. При всем этом понять, на чем конкретно он играет, достаточно сложно.
В общем, концерт получился очень «вкусным». И очень, за что, кстати, большое спасибо фанатам фри-джаза, доступным. За 100 гривен можно было «вырвать» просто отличные места.
Даже заядлые ценители джаза отмечали, что Запорожье такого еще не видело. И не скоро, по-видимому, увидит. Разве что еще чем-нибудь приятным нас удивят «Creativ Jazz Fans», которые привезут снова кого-то легендарного, и тогда от напыщенных москвичей запорожцы вновь услышат:
– Вот это у вас культура, не то, что в нашей пропащей Москве. Запорожье – столица джаза!