В Запорожье, на базе «Мотор Сичи», зарождается украинское вертолетостроение
Вертолет накормит
Первым делом делегация гостей, чей самолет сел сразу на моторовский аэродром, посетила участок «Мотор Сичи» по модернизации вертолетов, где в списанную авиатехнику в прямом смысле вдыхают вторую жизнь.
– Старый, отлетавший свое вертолет можно приобрести за 10-12 тысяч долларов, – объяснил Вячеслав Богуслаев. – После ремоторизации стоимость этой же машины составит 2,5 миллиона долларов, а ресурс использования превысит семь лет. К тому же любая ремоторизация создает в первую очередь рынок. Ведь двигатели требуют постоянного обслуживания. А «Мотор Сич» сегодня производит всю номенклатуру вертолетных двигателей – все вертолеты в мире летают либо на запорожских двигателях, любо на двигателях такого же класса. Но в одиночку предприятию не справиться…
В этом году будут сертифицированы два модернизированных вертолета – Ми-8Т и Ми-2МС. После чего они будут переданы на заводы Украины, в частности, в Винницу для серийного производства. А вот превратится ли данное производство в серьезную индустрию – это уже зависит от государства. В любом случае можно сказать, что сегодня в Украине зарождается вертолетостро-
ение, и, если оно будет поддержано на государственном уровне, это приведет к образованию 9-10 тысяч новых рабочих мест.
А вот пример того, как развитие авиастроения уже влияет на развитие страны. Сегодня на «Мотор Сичи» налажено производство пятикоординатных станков – оборудования XXI века, которое до этого закупалось в Швейцарии. Один такой станок заменяет пять-шесть универсальных. Но вместе со станками поднимаются и требования к интеллекту и квалификации обслуживающего персонала. Следовательно, необходимо открывать новые специальности в вузах…
Из цеха в цех
Сразу после посещения музея предприятия официальная делегация направилась в 21-й цех, где к приезду киевских гостей приурочили официальный пуск уникального для украинской промышленности оборудования – газостата, который предприятие закупило в Швеции. Горячий изостатический пресс обошелся моторостроителям в собственных
8 миллионов долларов. Он будет использоваться для доработки титановых деталей – например, для устранения дефектов в авиационных отливках. Главный управляющий проектом установки газостата со шведской стороны Андерс Тенгстренд, вручая Вячеславу Богуслаеву символический золотой ключ, отметил высокий уровень квалификации украинских инженеров, задействованных в реализации проекта.
Красную ленту перерезала Наталья Королевская.
– К сожалению, в Украине не так много предприятий, при регулярном посещении которых заметны реальные обновления, – поделилась впечатлениями от увиденного народный депутат. – Последний раз я была на «Моторе» год назад, и с тех пор многое изменилось. На завод пришло трудиться порядка 1400 молодых специалистов. Это стало возможным благодаря увеличению производства всего лишь на 5%. При коллективе в 20 тысяч человек иметь среднюю зарплату более
3 тысяч гривен, что гораздо выше средних зарплат по стране, – это колоссальное достижение! И это при 600 миллионах гривен налогов, перечисленных в госбюджет в 2010 году.
Добавим, что на примере «Мотор Сичи» получил подтверждение тот факт, что у нового Налогового кодекса есть не только минусы, но и плюсы. Благодаря отмене одной из таможенных пошлин моторостроители сэкономили порядка 20 миллионов гривен, которые уже направлены на модернизацию предприятия.
Размер пирога
По словам Натальи Королевской, построение конкурентной Украины, она же Украина будущего, невозможно без развития авиастроения и авиационного моторостроения. Тем более что все предпосылки для этого в государстве уже имеются.
– Предыдущая государственная программа поддержки авиапромышленности закончилась в 2010 году, да и то была выполнена не более чем на 30%, – констатировала глава комитета Верховной Рады. – По подсчетам специалистов, до 2026 года инвестиции в авиастроение составят порядка 3 триллионов (!) долларов. По-этому от того, как поведет себя государство сегодня – поддержит авиастроение на деле или же продолжит делать это лишь на словах, – зависит размер пирога, который удастся откусить Украине. Вот почему новая программа должна быть принята в этом году.
Напоследок Наталья Королевская добавила, что по результатам заседания комитета в Запорожье будет принято решение, которое ляжет в основу постановления. Оно, в свою очередь, будет зарегистрировано (и комитет сделает для этого все возможное) и принято в Верховной Раде. В нем авиамоторостроение будет выделено в отдельную, стратегическую отрасль с собственной комплексно-целевой программой развития.
Сама сказала
Наталья Королевская о «Мотор Сичи»: «Мы видим развитие, мы видим движение вперед, от этого становится не так страшно, что страна движется не в том направлении».