В преддверии Евро-2012 журналисты «Правды» оценили размах, комфорт и удобства стадиона «Арена Львов»
Для начала напомним, что в организации Евро этого года участвуют две страны: Украина и Польша. Футбольные баталии развернутся в четырех городах каждой стороны: Киеве, Донецке, Харькове, Львове, Варшаве, Гданьске, Вроцлаве и Познани. Даты футбольного действа – с 8 июня по 1 июля. То есть времени до стартового свистка практически не осталось. Что сделано на сегодняшний момент? Какой прием ожидает заграничных гостей? Как проведение чемпионата отразится на будущем нашего государства? На эти и другие вопросы отвечали первые лица Львова.
Большее, вместо малого
Но дабы разговор был предметным, нам провели пешую экскурсию по центру города и продемонстрировали величественную «Арену Львов», которая вошла в восьмерку лучших стадионов мира. Увы, заснеженные переулки помешали нам полностью оценить готовность к встрече европейских фанатов. Тем не менее еще при беглом взгляде на здешние дома нам бросились в глаза указатели улиц, написанные как на украинском языке, так и на латинице. Подобные таблички украшают практически каждое строение. Также на пересечении дорог мы заприметили незнакомые до сего момента дорожные знаки, украшенные символикой чемпионата. Нам пояснили, что специально к Евро-2012 были разработаны короткие маршруты по перемещению из центра города в аэропорт, из аэропорта – на стадион и из центра – в ту же главную точку. Благодаря этим знакам туристу будет легче ориентироваться и успеть на матч своей любимой команды. По словам нашего гида, а по совместительству зама руководителя отдела промоций Львова Марты Иванишин, с 1 января заработала новая маршрутная линия. Сейчас система оплаты ничем не отличается от других городов: вы передаете деньги непосредственно водителю. Но весной планируется ввести электронные проездные различной категории: разовый проезд, дневной, месячный. Что касается транспорта для пассажирских перевозок, то он также будет обновлен: к 32-м новым автобусам, которые уже курсируют городскими дорогами, вскоре присоединятся еще порядка 20. Кстати, во Львове таки была реализована идея больших автобусов, потому маленьких маршруток здесь не встретить. Нам сложно оценить положительный эффект от этого нововведения, так как здешние транспортные пути гораздо уже и короче запорожских. Оттого пробки – привычное явление. Возможно, юркие «спринтеры» именно здесь могли бы прийтись ко двору.
Шаг вперед
Быстрым шагом (к такому темпу располагал мороз в –23) мы добрались к городской мэрии, где нас ждал зам городского головы по гуманитарным вопросам Василий Косив. Именно на него и пришлась первая волна наших вопросов.
– Многие сетуют на то, что проведение Евро-2012 Украине сейчас не совсем кстати, ввиду тяжелого экономического и политического положения в стране…
– Принимать турнир посчастливилось четырем украинским городам, но это несправедливо по отношению к остальным регионам. Мы это понимаем. Потому что распределение государственных средств происходит централизовано, и на решение одних и тех же проблем, к примеру дорог, одним деньги дают, другим – нет. Оттого и мнения расходятся. В свою очередь, жители принимающих городов уже увидели и ощутили на себе позитивные улучшения: значительно обновилась инфраструктура, произведен ремонт тех же автомагистралей. За несколько минувших лет сделано гораздо больше, чем за все годы независимости. Это касается и страны в целом, потому что между некоторыми населенными пунктами сделаны качественные пути сообщения. Относительно политического контекста, то здесь ситуация менее радужная. В 2006 году было много надежд, что проведение Евро будет способствовать сближению с Европейским союзом, что Украину увидят, оценят, и это будет способствовать более быстрому членству в этой организации. К сожалению, последние события несколько отодвинули такие мечты и стремления… Мы прекрасно осознаем, что однозначного мнения у наших гостей по поводу Украины не будет. Одни будут видеть плюсы, другие – минусы. Тем не менее мы уверены, что у многих сложится мнение, что наше государство – европейское. Евро для Украины – это шаг вперед.
– Что уже сделано и какой фронт работ вам еще предстоит?
– Уже готовы стадион и терминал. На протяжении последних лет реконструировано большинство магистральных дорог города. Около 30 объектов общей площадью дорожного покрытия свыше 500 тысяч кв. м. Этот пример показывает, что турнир принес Львову кардинальные изменения в инфраструктуре. Ведутся работы с волонтерами, которые будут работать во время чемпионата. Их задача – ориентировать туристов на местности. Возможно, что они будут одеты в манишки с английской надписью «Спроси меня». Что касается отелей, то они есть, и появляются новые. Государственных денег либо денег из местного бюджета их создание не требовало, так как частный бизнес сам понимает, что Евро-2012 – хороший способ заработать. Кстати, мы ведем активную разъяснительную работу по поводу того, чтобы не было большой ценовой накрутки, и в этом вопросе у нас есть взаимопонимание.
А в последние дни перед началом чемпионата мы займемся координационными работами, будем моделировать ситуации, организовывая массовые мероприятия. Наш опыт показывает, что как раз во время их проведения обнажаются некоторые недостатки. У нас есть время на их устранение.
– Одним из требований УЕФА в городах-участниках чемпионата является ограничение числа бродячих животных. Как вы решаете эту проблему? И вопрос сюда же: что у вас делается для людей без своего крова?
– Что касается животных, то мы находимся еще в начале пути. У нас, как и в каждом городе (увы, не в каждом. – Авт.), есть коммунальное предприятие, которое занимается их отловом. На базе его созданы вольеры. Но в наших планах – реализация большой программы, которую мы готовим по опыту европейских стран. Мы создадим приют, где животных будут мыть, лечить, стерилизовать. Там же планируется обустроить ветклинику, продавать корм. Будет ли это на базе КП или мы создадим отдельную организацию, пока еще находится в процессе обсуждения. Кстати, в европейских странах существует монополия на продажу животных. Желающие покупают питомцев не на рынках, а в таких приютах. Также хотим создать крематорий. По гранту мы уже получили 500 тысяч евро, но эта сумма пойдет на совершенствование предприятия.
Относительно людей. У нас четыре года уже благополучно существует центр для пребывания в нем нуждающихся. Руководит им священник. Любой житель города или области может туда прийти, помыться, переночевать, а утром съесть горячего. В период морозов там можно было находиться на протяжении суток. Вместимость – до 100 человек. Финансирование идет из городского бюджета.
Действительно, «Арена»!
На следующий день от слов мы перешли к делу, то есть к осмотру красавца-стадиона «Арена Львов». Что тут скажешь, он даже издалека выглядит впечатляюще, а знакомство с его закромами лишь усиливает это ощущение. Открыт он в конце прошлого года – 29 октября. Места рассчитаны на 33 тысячи человек. Бюджет строительства составил 2287 миллионов гривен. Как нам пояснили, ранее на этом месте было обычное поле, то есть возводили «Арену» с нуля. Авторство проекта принадлежит архитектору Альберту Вимеру, который уже успел набить бутсу в этом деле. Ранее он занимался проектировкой стадионов для проведения финальной части чемпионата Европы по футболу 2008 года в Австрии. По словам наших сопровождающих, в этом комплексе исключены «мертвые зоны», то есть перипетии футбольных состязаний увидят все присутствующие болельщики. Есть специальные места для людей с ограниченными возможностями (учтены подъемы, пандусы и лифты), трибуна для акул пера и камеры и, конечно же, VIP-ложа, так называемый скайбокс. В одну из них мы и заглянули. Уютная комната с санузлом, рассчитанная на 12 человек. На стене – плазменный телевизор. Желающие вкусить дух футбола или отправить судью на мыло могут выйти на трибуну. Конечно же, в спорткомплексе есть и президентский номер. Но увидеть его нам не удалось. Да мы в президенты не особо и стремимся, потому не настаивали. В изрядном количестве присутствуют фаст-фуды и кафе.
Оценить прелести этого стадиона европейские звезды футбола смогут уже 9 июня. В этот день на поле выйдут сборные Германии и Португалии, а 13-го померяются силами датчане и португальцы. Последний матч турнира для львовской «Арены» пройдет 17 июня при участии команд Дании и Германии.
Туристы = деньги
«Стадион – это сердце чемпионата. Без него мы не смогли бы участвовать в Евро-2012», – такими словами нас приветствовал городской голова Андрей Садовой. Основная часть нашего разговора касалась все той же темы – подготовки города к футбольному зрелищу.
– Помимо «Арены», сделан аэропорт. Из оставшегося – еще несколько дорог, которые соединят основные объекты. Что касается финансирования, то стадион строился в основном за счет государственных средств. В дороги вложили и госбюджет, и местный бюджет, и деньги ЕБРР. Вы сами понимаете, что речь идет о миллиардах гривен. Работаем с волонтерами. Ведь приедет множество людей, которых нужно принять, накормить, показать город, да так, чтобы они в него влюбились. С питанием проблем нет. За последние пять лет произошел большой бум по созданию новых заведений этого профиля. Поддержка власти в данном процессе заключается в том, чтобы не мешать. Хотя порой бывает, что бизнес лезет нам на голову, диктуя свои условия. Но у нас есть четкий стандарт, как должны выглядеть те или иные виды услуг.
– Чего ждете от Евро?
– Прежде всего футбольного праздника, который принесет рекламу Львову. Что, в свою очередь, привлечет туристов. На этот вид бизнеса мы делаем большую ставку. По нашим исследованиям, один приезжий за время своего пребывания оставляет у нас 410 долларов.
– За какую команду Вы болеете?
– За «Карпаты», конечно. Когда играют украинские клубы в еврокубках, предпочтение отдаю им, и неважно, «Динамо» это или «Шахтер». Ведь это наш, украинский, футбол в Европе.
– Ваша точка зрения по поводу развития туризма в Запорожье
– Для вашего города есть два фактора, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, это история. Ее можно воссоздать на острове Хортица. Только нужно делать ее природной и естественной, без кича. Во-вторых, нужно развивать промышленный туризм. К нему сейчас имеется очень большой интерес, но никто в Украине им не занимается.
В тему
Аэропорт
Готов на 90%. Завершены 2080 м взлетно-посадочной полосы из необходимых 3500 м. Новый терминал сможет принимать свыше 900 пассажиров в час. Бюджет строительства нового аэровокзала составляет 1,4 миллиарда гривен, реконструкции существующего терминала 197 миллионов гривен, взлетно-посадочной полосы – 2,2 миллиарда гривен.
Размещение
На сегодня отельный рынок Львова насчитывает около 2800 номеров, более 6 тысяч мест. Только на протяжении 2008-2012 годов этот вид услуг увеличился на 700 номеров.
Медицинское обслуживание
Определены семь основных заведений для предоставления медпомощи во время Евро, которые подписали соглашения со страховыми компаниями об оплате медицинских услуг и страхования во время турнира. Также в этих учреждениях будут установлены терминалы для безналичного расчета.
Правопорядок
Осуществляется стандартизация мер безопасности в соответствии со стандартами УЕФА. По результатам тестирования 802 сотрудника персонала владеют иностранными языками, 390 – изучают, из которых 100% – персонал дежурных частей, участковых инспекторов милиции.
Фан-зона
Официальная фан-зона расположена в центре города – на проспекте Свободы, и вмещает 27 тысяч болельщиков. Во время чемпионата пройдет несколько фестивалей, один из которых – ежегодный Фестиваль пива!