В общественном совете при Запорожской ОГА – очередная попытка определиться
Несмотря на то, что общественные советы – явление и для Украины в целом, и для Запорожья в частности далеко не новое, впервые создание такого органа и избрание его руководства вызвали настоящий ажиотаж. Причиной этого, возможно, является и статус новоизбирающихся советов, «освященных» постановлением Кабмина, чего ранее не было. Хотя трудно говорить о каких-либо особых полномочиях совета – несмотря на то, что его решения обязательны к рассмотрению администрацией, они носят лишь рекомендательный характер.
В ноябре 2010 года Кабинет министров своим постановлением предписал всем органам исполнительной власти в течение трех месяцев создать «при себе» общественные советы – консультативно-совещательные органы, призванные представлять мнение граждан, вносить предложения, рекомендации и т. д., в общем, оказывать «контрольно-положительное» влияние на работу власти во благо украинского народа.
Во исполнение этого постановления в конце января 2011 года был создан общественный совет при Запорожской облгосадминистрации, в который вошли 108 организаций различного направления – национально-культурных, ветеранских, профсоюзных, казацких, молодежных и т. д. К мнению, что членами совета должны стать все, подавшие соответствующие документы, пришли почти единогласно. Камнем преткновения оказалось избрание руководящих органов и их «узаконивание».
15 марта 2011 года состоялось собрание общественного совета, созванное с целью избрать председателя и его замов. По результатам голосования главой стал руководитель Благотворительного фонда «Оберег» Игорь Зубко. Но «проигравшая» сторона заявила о нарушениях процедуры, изложив их в письме в адрес ОГА. Областная власть отреагировала – и председателя совета, и положение, регламентирующее работу новоявленного органа, было решено не признавать.
Между сторонами началось напряженное информационное противостояние. Каждая приводила свои доводы и аргументы, какие более, какие менее убедительные. Страницы Интернета и СМИ наполнились заявлениями и воззваниями, часто саркастичными, иногда пафосными, и даже невнятными. Упорно циркулировали слухи о том, что активную, но негласную позицию в происходящем занимают и представители органов власти.
Спустя два месяца, 25 мая, снова состоялись выборы. На место председателя был избран Александр Наметченко, руководитель областного отделения Украинского союза ветеранов Афганистана. Но и это голосование не всеми членами совета признается легитимным: одни считают, что председатель должен был избираться большинством от общего количества зарегистрированных на собрании, другие – большинством от принимавших участие в конкретном голосовании.
Ситуация усложняется и тем, что ни одна из сторон так и не получила убедительную поддержку «списочного» большинства общественного совета, что, вероятно, сняло бы повод для дискуссий, даже при несоблюдении каких-то процедурных формальностей. Либо не все возможности были для этого использованы, либо такая цель никем и не ставилась.
Ныне же часть членов общественного совета готовит обращение к премьер-министру Украины с просьбой разобраться в ситуации. Станет ли эта проблема значимой для рассмотрения на высшем уровне – вопрос, но многое будет зависеть и от того, насколько широко пойдут информационные волны и появятся ли заинтересованные со стороны в том, чтобы этот инцидент масштабировать и придать ему важность.
Мы предоставили возможность высказать свою позицию и основным действующим лицам описанных событий.
Александр Наметченко:
«Если состоявшиеся 25 мая выборы также не признают – нет проблем, мы готовы собраться еще раз. Но пугает другое: сейчас у нас еще есть время поработать, а потом начинается период отпусков, и мы до конца августа вряд ли еще раз соберем общественный совет. Если этого не произойдет, то, я думаю, последует распоряжение о роспуске совета и созыв его в новом составе. И опять придется проходить весь путь…
Мы считаем, что в этот раз мы пришли к окончательному варианту. Но в любом случае, был бы общественный совет, не было бы его – наши организации свою работу делают.
А касаемо дальнейшей жизни совета, я думаю, что ключевыми моментами для всех нас станет подписание принятого положения и завершение процесса формирования руководящих органов. Если это все проходит, мы представляемся областной администрации как коллегиальный орган и начинаем работать. В дальнейшем, я так думаю, каждый из комитетов совета должен будет подготовить свою программу, защитить ее на президиуме, а потом уже мы через ОГА выходим на областной совет с принятием решения по финансированию этих программ. Я вижу деятельность общественного совета так».
Игорь Зубко:
«Я не можу точно сказати, що нас чекає, але передбачаю, що знову будуть скарги, знову ж таки багато членів громадської ради не задоволені тим веденням загальних зборів, які відбулися.
Для мене не є важливим, чи буду я очолювати цю раду, чи ні. Для мене найважливішою є відкрита демократична і прозора, зрозуміла кожному члену громадської ради процедура прийняття рішень і контролю за керівництвом.
Я все-таки сподіваюся, що ми зможемо співпрацювати на користь запорізької громади. Я не хочу робити вигляд, що це мене не стосується. Я – запоріжець, я – патріот Запорізького краю. І хочу працювати, незважаючи на деякі окремі ініціативи, спрямовані на те, щоб не дати нам можливості нормально співпрацювати.
Я вважаю, що громадська рада може ефективно допомагати владі створювати кращі умови життя для жителів краю і контролювати нерадивих чиновників, пособляючи владі позбавлятися свого, як то кажуть, негідного елементу».
Общественный совет может действительно стать многосторонне полезным для власти в условиях кризиса ее авторитета и доверия к ней. Но это тот инструмент, при неумелом использовании которого результат может быть обратным. Пока же информационное поле, сложившееся вокруг совета, трудно назвать позитивным.
Удастся ли руководству общественного совета наладить его эффективную работу, а профильным подразделениям ОГА оказать задекларированную поддержку и помощь – мы сможем оценить со временем.