В День Независимости летчики показали все, на что способны
Аэродром в с. Широком еще помнит времена, когда здесь кипела настоящая жизнь. В небо поднимались десятки учебных самолетов, парни и девушки учились прыгать с парашютом, а слава об учебно-тренировочном центре гремела далеко за пределами Запорожской области.
Сегодня здесь все по-другому. Разукомплектованные самолеты и системы наблюдения, потрескавшиеся бетонные плиты, поросшие травой, и полная безнадежность в глазах людей, отдавших жизнь советской авиации.
«Как обидно видеть весь этот бардак – не описать словами! Правительство не выделяет денег, а поддерживать такое хозяйство в мало-мальски нормальном состоянии на одном энтузиазме не выйдет. Вот и приходит все в упадок», – говорят ветераны летного центра.
Несмотря на это, самолеты и сейчас могут показать все, на что были способны еще 30 лет назад. Фигуры высшего пилотажа – горки, бочки, развороты… Техника словно не чувствует возраста, говорят пилоты.
– Порой до такой степени себя чувствуешь позорищем… Написано же в Интернете, что Запорожье – это кладбище самолетов. Ну нам же неприятно! Вот мы и решили показать людям к празднику, что далеко не все еще потеряно, – говорит генерал-лейтенант Фарид Акчурин, который, несмотря на солидный возраст, лично решил продемонстрировать свои умения в воздухе.
Посмотреть на авиашоу в Широком пришли несколько сотен запорожцев. Рекламы мероприятия практически не было, поэтому на аэродроме собрались самые преданные небу зрители. Праздник начался с прыжков парашютистов. Десяток энтузиастов парили в небе с флагами Украины. Хотя, как признаются люди, страна давно забыла об их виде спорта.
– Сейчас в Запорожье нет даже собственного парашютного клуба, – рассказывает Зинаида Зимина-Кокина. 57-летняя женщина имеет на своем счету более двух тысяч прыжков. – Местным приходится ездить либо в Орехов, либо под Днепропетровск. Больше прыгать негде…
Зато авиамоделистам, которые пришли продемонстрировать свою чудо-технику, не надо ничего. Их самолеты могут выполнить такие трюки, которые не снились даже маститым испытателям. Это удовольствие не из дешевых – одна такая модель в среднем стоит порядка двух тысяч долларов. Но эмоции, которые получают ребята от управления своими самолетами, не сравнить ни с чем.
«Я с детства авиамоделированием занимаюсь. Это увлечение на всю жизнь. А вот летать боюсь! Пробовал вторым пилотом посидеть в самолете – страшно. А с моделями – и дешевле, и приятней, и безопаснее», – заверяет моделист Юрий Олейник.
Впрочем, с настоящими самолетами модели все же не сравнить. То, что вытворяли в воздухе пилоты, было сродни чуду. Возраст этой технике не помеха: как утверждают ветераны, наши старые машины лучше современных иностранных. «Понимаете, когда я попадаю в грозу, скажем, на ЯК-52, я из нее выйду. А вот на «Боинге» мне страшно», – отмечает бывший военный летчик Роман Шатило.
С тем, что главное в полете – не бояться, согласен и Сергей Черный. Это сейчас он может поднять свой вертолет с закрытыми глазами. А свой первый вылет с пассажирами и поныне не может вспомнить без улыбки. Тогда Сергей взял на борт высшее руководство СБУ и областного УВД. О том, что пилот летит впервые, генералы не знали. «Они преступника какого-то искали. Полетали-покружили, потом приземлились, за стол сели. Я им и говорю: представляете, если бы мы разбились? Как бы ваши замы были мне благодарны!»
В День Независимости в Широком собрались настоящие патриоты неба. Люди общались, делились новостями и воспоминаниями, планировали будущие встречи. К слову, нынешнее авиашоу в Запорожье стало первым за последние несколько лет. Пилоты надеются, что государство наконец-то вспомнит об учебной авиации. В противном случае всю технику придется порезать на металлолом – на ее содержание просто нет денег. До следующего праздника эти самолеты уже могут не дожить.