Стоимость воды и тепла зависит от сегодняшних решений местной власти
Имеются и скептики, утверждающие, что сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития в Запорожье неэффективно. Соответствующий опыт уже имеет запорожский «Водоканал», взявший в конце 1990-х годов кредит ЕБРР. О том, что удалось и не удалось в сотрудничестве с европейским кредитным учреждением, «Правде» рассказал бывший директор этого коммунального предприятия Петр Спасюк.
Европейская перспектива
– Петр Андреевич, кредит ЕБРР – действительно выгодный проект или все-таки вынужденная кабала?
– Этот инвестиционный проект предусматривает оснащение трех городских котельных когенерационными установками, которые вырабатывают как электрическую, так и тепловую энергию. Получение тепла непосредственно в месте его использования обходится гораздо дешевле, чем при строительстве и эксплуатации многокилометровых теплотрасс. Снижается и себестоимость электроэнергии, получаемой самостоятельно. Все это, я надеюсь, даст возможность не повышать тарифы на услуги городских тепловых сетей.
Выгодны и условия предоставления кредита Европейского банка реконструкции и развития, выступающего, как правило, инвестиционным партнером, в чем и заключается его основное отличие от кредитных учреждений в чистом виде. В 1999 году возглавляемый мной «Водоканал» получил от ЕБРР кредит в сумме 26 миллионов долларов сроком на 15 лет на очень выгодных условиях. В частности, КП первые годы во время проведения реконструкции выплачивало ЕБРР лишь так называемую плавающую процентную ставку, которая составляла 2-3% годовых. Я надеюсь, никому не надо объяснять, насколько щадящий этот режим выплат.
Поэтому я не могу не поддержать стремление концерна «ГТС» к сотрудничеству с ЕБРР. Я некоторое время работал в «Теплокоммунэнерго», то есть тех же городских теплосетях, не понаслышке знаю уровень запорожских теплотехников и уверен, что руководство и специалисты концерна могут ставить перед собой сложные технические задачи и способны реализовать подобные проекты.
И на старуху бывает проруха
– А чем закончилось сотрудничество с ЕБРР для «Водоканала»?
– Мы привлекали кредитные средства для реализации программы очистки воды в городе Запорожье. И я хотел бы отметить, что в целом мы его успешно реализовали. В первую очередь мы повысили качество этой самой очистки. Это касается как питьевой воды для горожан, так и стоков. Проблема сброса в Днепр неочищенных или недостаточно очищенных стоков преимущественно была решена именно за счет этих кредитных средств ЕБРР. Однако хотелось бы сказать не только об успехах, но и о том, что не удалось и почему.
Главная неудача – вынужденное расторжение контракта с немецкой компанией WTE Wassertechnik GmbH. В 2001 году эта компания выиграла тендер на реконструкцию очистной станции. Я лично подписал договор с данной фирмой 5 июля 2001 года. В рамках сотрудничества мы намеревались, в частности, существенно увеличить пропускную способность очистной системы, а также соорудить так называемые метантенки. Эти устройства позволяют из осадка получать метан. Полученный таким образом газ, кстати, планировалось использовать не только в технологии очистки питьевой воды, но и для нужд тепловых сетей. А именно для отопления всей Опытной станции в Запорожье. Кроме того, планировалась установка теплоэнергогенераторов запорожского производства, изготовляемых на «Мотор Сичи», которые также позволили бы дополнительно вырабатывать собственную энергию.
– Почему выгодный контракт был расторгнут?
– Из-за грубого вмешательства областной власти пришлось изменить саму программу реконструкции очистных сооружений, что сделало невозможным выполнение договорных обязательств. Возможно, это было сделано сознательно, из личных корыстных интересов, поскольку нашим предприятием был получен значительный экономический эффект – более 30 миллионов кВ/ч электроэнергии в год. После смерти Александра Поляка началась борьба за контроль над предприятием. В результате политических решений Запорожская область много потеряла в глазах европейцев и в первую очередь – выгодный контракт. Кстати, договор предусматривал очистку воды не только для горожан, но и для промышленности. На «Запорожсталь», коксохимический завод, «Укрграфит», заводские комбинаты питания и прочую инфраструктуру предприятий должна была поступать от города качественная питьевая вода. В результате вышеописанного вмешательства рабочие не получили эту возможность по сей день.
С больной головы на здоровую
– Как сотрудничество с ЕБРР сказалось на тарифах для горожан?
– Это больной вопрос. В средствах массовой информации, в заявлениях высокопоставленных лиц и даже, казалось бы, специалистов повышение тарифов нередко связывается только с кредитом Европейского банка реконструкции и развития. Это совсем не так, это перекладывание с больной головы на здоровую. Тарифы формируются на местах. И существующая у нас система образования тарифов характеризуется тем, что за неплательщиков платят добросовестные плательщики. Более того, на плечи потребителей ложатся многие излишние расходы и потери, которых можно избежать. Это проблема власти, а не «Водоканала» или ГТС. И, тем более, не ЕБРР. По легкому пути пошла власть, упрощая проблему, возлагая вину за рост тарифов на ЕБРР, кредит которого вообще никак не влияет на принцип формирования тарифов. Сдерживать рост тарифов следует путем оптимизации расходов поставщика услуг, структурной политики.
– Что Вы подразумеваете под «структурной политикой»? Сокращение штата?
– Я подразумеваю решение кадрового вопроса в том числе. Приведу пример того же «Водоканала», который я знаю лучше всего. Сегодня на предприятии работает более трех тысяч человек. Когда я пришел работать в «Водоканал» в 1967 году, у нас было всего три аварийных машины на все Запорожье. И лошадиные подводы, которые возили по городу инструменты и тому подобное. Даже будучи главным инженером, я не имел персонального служебного автомобиля. Авто в распоряжение я получил только став директором, уже в начале 90-х годов.
А сегодня даже начальник транспортного отдела разъезжает на персональной дорогой машине. Да и куда можно постоянно ездить? Какие производственные вопросы нужно решать за городом, в Вольнянском или Новониколаевском районе, куда регулярно курсирует автомобиль коммунального предприятия? Начальник транспортного отдела должен сидеть и выполнять заявки начальников аварийных служб города. Как при этом списывается бензин и оформляются прочие подобные статьи необязательных расходов? В том, что списаний много, я уверен. За чей-то личный комфорт тоже платят потребители услуг «Водоканала», эти расходы включены в тарифы, коль уж на них тратятся оборотные средства предприятия. Это проблема всей громады, а не только коммунального предприятия.
Сегодня под грубым нажимом или нечистоплотными методами с предприятия увольняются многие ценные кадры, опытные специалисты, весь трудовой путь которых связан с «Водоканалом». В то же время сотрудники, подобные упомянутому начальнику, даже после достижения пенсионного возраста ухитряются сохранять доходные должности, зачастую не имея ни соответствующей специальности, ни профильного образования. Ко мне обращаются многие ветераны предприятия, они растеряны. Это вынуждает меня поднимать данный вопрос, привлекать к проблеме внимание власти.
Быть или не быть?
– Что еще нужно сделать для ограничения роста тарифов и готова ли власть на эти шаги?
– Я надеюсь, что городская власть в первую очередь разберется с вышеописанными кадровыми проблемами. В других направлениях власть уже предпринимает активные меры. Я вижу и поддерживаю различные начинания городской власти в жилищно-коммунальной сфере, активное содействие в создании общества совладельцев многоквартирных домов. У руководства города есть понимание того, что, прежде чем взимать плату за предоставляемые услуги, поставщики должны за свой счет обеспечить необходимую для этого инфраструктуру. Тому же «Водоканалу» нужно заключать прямые договоры с квартиросъемщиками, устанавливать и ремонтировать счетчики за свой счет, как это делает «Запорожьеоблэнерго». Без решения всех этих проблем европейский подход к местному самоуправлению в Запорожье невозможен.
Справка «Правды»
Спасюк Петр Андреевич. В «Водоканале» проработал в общей сложности более 44 лет. Начиная с 1967 года, работал мастером, начальником отдела, главным инженером. В начале 1990-х годов стал генеральным директором предприятия. В этой должности проработал до 1999 года, после чего перешел в «Теплокоммунэнерго» заместителем директора. Александр Поляк вернул опытного специалиста в КП «Водоканал», где Петр Спасюк работал еще несколько лет в должности технического директора даже после смерти «народного мэра». Сегодня пребывает на заслуженном отдыхе.