Преодоление стереотипов мышления в Запорожье
Шаг к преодолению
19 февраля в Запорожье прошел благотворительный концерт с весьма оправданным названием – «Зимняя сказка». Такое название не только соответствовало времени года, но и поставленным организаторами целям, которые, будем надеяться, все-таки сделают из пока еще сказки быль. Более 350 участников праздника, из которых 70 детей с особыми потребностями, сидели в одном зале и воспринимали происходящее на сцене с абсолютно одинаковым восторгом, рассказал kakdela.kiev.ua.
– Основная цель этого концерта – интеграция в общество детей с ограниченными возможностями. Мы хотим, чтобы их не исключали из своего круга общения, чтобы принимали такими, какие они есть. Многие родители не хотят, чтобы их ребенок общался с детьми с нарушениями, боятся таких. Но ведь часто эти дети добрее, культурнее тех, которых мы видим каждый день во дворах, – рассказала во время пресс-конференции руководитель общественной организации «Вариант» Ольга Новикова, инициатор концерта.
В спектакле, организованном рядом общественных организаций, наряду с обычными детьми принимали участие и ребята с ограниченными возможностями. Танцевальные номера показали девочки с синдромом Дауна из Кировского дома инвалидов и детская танцевальная студия «Радуга» Запорожского детского дома-интерната, в котором живут дети с аналогичным заболеванием.
– Выступление на большой сцене – это событие, которое дети с ограниченными способностями будут вспоминать долгое время. У себя в интернате они проводят разные праздники, пытаются общаться с такими детьми, как они, пишут письма друзьям из других подобных заведений. Но эти дети практически закрыты в четырех стенах. На таких концертах они могут пообщаться с детьми из другой сферы, показать себя, где-то побывать. Некоторые из них впервые спустились в подземный переход, побывали в большом городе. Это для них событие, – пояснила заместитель начальника службы по делам детей Запорожской облгосадминистрации Ольга Сергеева.
Проблема из прошлого
Сегодня все больше говорят об инклюзивном образовании – обучении детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Но на щепетильную тему есть разные взгляды. Воспитатели и учителя не всегда положительно отзываются о подобных нововведениях. И их тоже можно понять. Учитывая количественный состав групп и классов, просто физически нет возможности уделять больше внимания ребенку с особыми потребностями, да и не обучали подходам к ним. Не в восторге от подобных практик и многие мамы и папы. Они, конечно, сочувствуют родителям детей с ограниченными способностями, и им жалко самих деток, но большинство находят оправдание в том, что сверстники будут их обижать.
– Сломать общественное мнение за один день невозможно. Подобное «невосприятие» обусловлено стереотипами прошлого, когда «таких» детей прятали в интернатах, родителям при рождении рекомендовали отдавать их в специализированные закрытые учреждения, – пояснила Ольга Новикова. – Это пережиток времен, где существовало негласное правило: «если ты не такой, как все, значит ты – изгой». И не важно, чем было обусловлено это «не такой, как все» – поведением, внешностью, физиологическими или психологическими отклонениями.
В Западной и Центральной Европе интеграция детей с особыми потребностями начала развиваться еще в 1980-х годах. В Магдебурге давно работает интегрированный детский сад «Киндерфердерверк». В группе одновременно пребывают как дети с особыми потребностями, так и дети без каких-либо отклонений. Уже с трех лет ребенок получает опыт общения с инвалидами. В таком возрасте это происходит значительно легче, чем в более старшем. Кроме того, дети учатся взаимодействовать друг с другом. Вы только задумайтесь, малыши, приходя утром в сад, помогают друг другу переодеться (это делает не воспитатель), выходя на прогулку, ребенка в инвалидной коляске везет не взрослый человек, а тот же ребенок, пусть немного старше. И это не вызывает ужаса или жалости у окружающих. Это вполне нормальное явление. Причем в этот интегрированный сад родители здоровых детей занимают очередь с самого рождения ребенка.
– Процесс интеграции в наше время, пусть очень медленно и сложно, но все же проходит, – убеждена Ольга Новикова. – Благотворительный детский праздник «Зимняя сказка» – это один из моментов данного процесса, который также может подтвердить мои слова. Количество партнеров, принимающих участие в организации данного мероприятия, непосредственно указывает на увеличение количества людей, которые готовы нести идею интеграции, изменять общественное мнение относительно того, что люди с особыми потребностями имеют такие же права, как и мы с вами, что они так же талантливы, так же способны творить, работать, взаимодействовать в обществе.
Перед концертом у детей была возможность пообщаться между собой – поучаствовать в мастер-классах и играх. При этом в глазах физически здоровых людей не было страха, правда, еще оставалась жалость, да и то только у взрослых.