Подвезение
«Можешь переночевать у меня», – предлагаю я, предвкушая интересный разговор. Наше Лито с радостью соглашается. Как оказывается впоследствии, интересный разговор – практически единственная валюта в кошельке тех, кто путешествует, голосуя у обочины.
– Когда и почему решил ездить автостопом?
– В 2006 году. Причем очень точно помню момент, после которого решил – была суббота, я сидел в Интернете, как вдруг наткнулся на слово «автостоп». По мере того, как начал разбираться, что это такое, чувствую – внутри какая-то волна поднимается, как перед выходом на сцену. Уже утром следующего дня я стоял на окраине родного Каменец-Подольского и голосовал (для начала решил съездить недалеко – в Черновцы), про себя думая о том, что буду говорить, если машина все-таки остановится. В Интернете советовали для начала ставить водителя в известность, что вас надо подвезти не за деньги, а просто так. Потому что наши автомобилисты привыкли к людям, которые голосуют на обочинах, чтобы доехать за небольшую плату до близлежащего села или пгт. Таких автостопщики презрительно называют тюленями и рядом с ними машины не тормозят, чтобы не вводить в заблуждение человека за рулем.
В свою первую поездку я специально не брал с собой денег, чтобы не сорваться, не плюнуть и не купить билет на автобус. И правильно сделал – потому что первые пять водителей давили на газ, как только слышали о том, что я прошу меня подвезти бесплатно. Но в итоге меня подобрал парень лет 35-ти, который, кстати, хоть и не взял с меня денег, но долго не верил в то, что люди могут путешествовать бесплатно. В общем, до Черновцов я добрался на двух машинах, а обратно – на трех, по итогу путешествия поняв, что автостоп работает.
– Вдохновился?
– Еще бы. Поэтому еще несколько раз съездив на небольшие расстояния, задумал более масштабную поездку. Летом 2007 года я решил провести отпуск в путешествии автостопом по Украине. Объехать собирался те города, в которых были друзья – чтобы было, где переночевать. Тогда я еще не знал о том, что в Интернете много сайтов, так называемых «систем гостеприимства», благодаря которым можно, предварительно договорившись, переночевать практически в любом городе у незнакомых людей. В итоге мой маршрут выглядел так: Каменец-Подольский – Киев – Одесса – Мелитополь – Днепропетровск – Киев и опять Каменец. Такой вот круг почти в 2 тысячи километров.
Бывало по-разному. Иногда не успеешь выйти на дорогу, останавливается машина, а иногда – по несколько часов ждешь. Например, под Уманью пришлось стоять пять часов. Тогда я еще не знал, что в ситуации, когда никто не останавливается, главное не стоять на одном месте – надо перемещаться хотя бы на небольшие расстояния, пешком идти и даже купить билет на автобус до ближайшего села. Главное – двигаться, и тогда попутки появятся сами – уже из Одессы в Мелитополь я добирался всего на одной машине.
Самым важным итогом этой поездки стал тот факт, что я перестал объяснять людям куда, как и каким образом еду. Перестал оправдываться, и вопрос денег отпал сам собой. Я просто останавливал автомобиль и спрашивал, можете ли вы подвезти меня в ту сторону? Со временем понимание того, что ни о каких деньгах речи не может идти, только усиливается.
– Но как-то ведь надо если не расплачиваться, то благодарить водителей за то, что они идут тебе на- встречу?
– Конечно! Передвигаясь автостопом, ты расплачиваешься с водителями интересными разговорами. До того, как начать путешествовать на попутном транспорте, я считал себя не очень разговорчивым человеком, но постепенно дошел до того, что могу говорить без умолку почти круглосуточно.
Есть даже топ самых популярных тем для разговора. Во-первых, это случаи, произошедшие с тобой в предыдущих путешествиях. Водители их любят как слушать, так и рассказывать. Второе и третье место делят дороги и гаишники. В регионах, где особо разбитые дороги, говорят о них. Там же, где свирепствует дорожная милиция, говорят о ГАИ. Ну и пошло – машины, зарплата, политика, женщины, межэтнические взаимоотношения… И в самом-самом конце, если вдруг попадется совсем уж интеллектуальный водитель, разговор может завернуть в какие-нибудь экзистенциональные глубины литературы и философии. Со мной это случалось всего раза три. В основном люди до подобного не опускаются.
Хотя бывают и такие водители, которые говорят: «Хочешь – спи, хочешь – читай, хочешь в окно смотри, но меня не трогай». Но их единицы. Чаще всего берут попутчиков, чтобы было нескучно и не хотелось спать.
А в более широком смысле я плачу за автостоп тем, что принимаю в своей квартире в Каменец-Подольском таких же путешественников, как я. За последние несколько лет благодаря сайту couchsurfing.org у меня останавливались ребята из Америки, Польши, Канады, Чехии, Франции, Австрии, не говоря уже о Беларуси и России. Сам же я впервые воспользовался этим сайтом, когда поехал за границу.
– Автостопом поехал?
– Да. В Грузию. Но не совсем поехал – подвернулись очень дешевые билеты на самолет до Тбилиси. Поэтому туда самолетом, а по самой стране и обратно в Украину – уже автостопом. Грузия оказалась идеальной для таких поездок. Там есть все условия – очень гостеприимные люди и неимоверно красивая природа. К тому же, вследствие того, что в последнее время Грузия активно развивает демократию, там очень дружелюбная милиция и практически нет преступности.
О том, как мы путешествовали в горах, что ели и какие красоты видели – это отдельный разговор. Но гостеприимство грузин я забыть до сих пор не могу: горы еды, вина, фруктов, овощей возникают при твоем появлении, словно из-под земли. А если грузин, который тебя подвозит, не может доставить в конечную точку, он не преминет извиняться. Был даже случай, когда водитель, с которым наши пути расходились на развилке, помог нам остановить машину и сам договорился с шофером.
Есть одна специфическая особенность в грузинском автостопе. В связи с патриархальностью местных нравов девушкам самостоятельно путешествовать не рекомендуется. Потому что одинокая дама на дороге считается фактически ничьей, и с ней всякое может случиться.
– А есть какая-то общая черта у водителей, которые останавливаются?
– Как бы это сформулировать? Большинство тех, кто готов тебя подвезти, такие же странные и немножко сумасшедшие, как те, кто готов путешествовать стопом. Парни, поехавшие искать какую-то рыбу за 2 тысячи километров, бывший пилот-полярник, после ухода на пенсию тренирующий парашютистов, рэпер, поющий тебе о своей машине. Это далеко не полный перечень странных водителей, которые меня подвозили.
– Сейчас откуда и куда едешь?
– Этим летом я планировал автостопом добраться до Байкала, но друзья купили билет на самолет до Иркутска. Оттуда доехал автостопом до байкальского острова Ольхон. Побывал еще в Киргизстане и Узбекистане, но там автостопа как такового нет. В Узбекистане нет, потому что все настолько дешево, что за 500 километров мы заплатили с человека по 6 долларов, а в Киргизстане у моих попутчиков просто не хватило терпения. Автостоп это вообще для тех, кто не привык спешить и готов жертвовать своим временем ради впечатлений.
Хоть у меня и был обратный билет на самолет, но возвращаться в Украину я решил на попутках. В итоге преодолел 6 тысяч километров за 10 дней. Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Челябинск, Уфа, Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону… Ночевал с дальнобойщиками в машине, спал в палатке, у людей с сайта couchsurfing.org, а однажды даже пришлось вписаться к совсем незнакомому парню, с которым познакомился просто на улице. А сейчас опять направляюсь в Грузию. Очень уж полюбил эту страну.
– Но в любом случае какие-то деньги при себе иметь необходимо?
– Деньги нужны на еду и проезд в общественном транспорте непосредственно в городе. 20-дневное путешествие на Байкал, без билета на самолет до Иркутска, обошлось мне в 150 долларов. Но основное в автостопе – это все-таки не желание сэкономить, хотя и это тоже. Основное – это сама атмосфера свободного движения и общения. Все препятствия для такого рода путешествий находятся у нас в голове.
– А что в планах на ближайшее будущее?
– Доехать до Курильских островов. Хочу увидеть Тихий океан. От Европы же меня пока отделяет бумажно-бюрократический барьер: я не готов кому-то доказывать, что я не собираюсь оставаться, например, во Франции, чтобы подметать улицы.