Новый Основной закон государства коренным образом изменит Украину
Между тем изменения эти радикальны, они перелицовывают государственное устройство в целом и способны, как полагают сторонники реформы, удовлетворить нужды и запада, и востока страны, и проевропейски ориентированных граждан, и «сепаратистов». В максимально сжатом газетном формате из конституционных изменений, уготованных нам, можно выделить семь наиболее важных.
Всеукраинские Учредительные Сборы
Реформированный Основной закон подразумевает создание т.н. Всеукраинских Учредительных Сборов (Всеукраїнських Установчих Зборів), включающих около 3000 депутатов всех уровней законодательной власти – Верховной Рады (все 450 парламентариев), областных, городских, районных, сельских советов. Т.е представляют действительно весь народ. Сборы задуманы как эффективный механизм контроля власти со стороны народа, о котором говорят (и только говорят) все поколения политиков.
Депутаты всех уровней регулярно собираются для обсуждения и принятия стратегических решений, конституционных уточнений, перед ними отчитываются президент, глава и члены правительства, парламент в лице уполномоченных лиц. Сборы уполномочены выражать доверие или недоверие высшим должностным лицам, согласовывать проведение досрочных выборов. Они обеспечивают коммуникацию между высшей властью и громадой, обеспечивают понимание громадой механизма власти и возможность его контроля, делают местное само-управление равноценным объектом политического процесса на всех уровнях.
А главное – Сборы не позволяют власти отклоняться от демократического пути развития Украины, как в сторону радикального национализма, так и в сторону сепаратизма. Сейчас подобную роль пытается играть Майдан и его структуры – Самооборона и т.д. Между прочим, того же желает «федералистский» актив юго-востока страны. Но во избежание узурпации таких контролирующих полномочий любой из сторон все население Украины должно быть представлено в органе общественного контроля. И таким органом могут быть Учредительные Сборы. Органом легальным, полномочным, эффективным, а не имитационным, как это зачастую происходит сегодня и происходило в стране ранее. Разумеется, пока это все – теория.
Парламентско-президентская
республика
Парламентско-президентская форма правления, к которой переходит Украина, подразумевает существенное уменьшение полномочий Президента и усиление роли представительных органов (не только Верховной Рады, но и местных советов, что делает законодательный процесс действительно демократичным, всенародным). Эта норма и являлась основой конституционной реформы 2004 года, остается она сутью и нынешних преобразований, поскольку отражает главное требование народа нефинансового характера, а именно – решительное пресечение коррупции, кумовства, корпоративных сговоров и т.п.
В новейшей истории Украины именно Гаранты Конституции, не желавшие поступаться властными полномочиями, оказывались основным тормозом на пути конституционного развития страны. А потому даже те конституционные модели, которые зарекомендовали себя в странах Европы, успешно функционируют там, в Украине не способствовали становлению развитого общества. Все президенты Украины заявляли о необходимости таких преобразований, однако ни один из них не воплощал эти тезисы в жизнь, не ограничивал свои полномочия, а зачастую, наоборот, стремился расширить их.
В результате очевидной видится необходимость учитывать исключительно украинскую специфику при выборе формы государственного устройства (хотя этот аргумент и не выдвигался специалистами, участвовавшими в разработке конституционных положений). Поэтому желательно, чтобы предпосылки бесповоротной реализации нынешней реформы были созданы еще до президентских выборов. Этот процесс не должен быть зависим от будущего главы государства, кто бы им не стал. К сожалению, это уже вряд ли удастся успеть и остаются сомнения в том, что новоизбранный президент пойдет на конституционную реформу. Потому что…
Президентская
горизонталь власти
Реформой практически полностью ликвидируется президентская вертикаль власти. То есть будут упразднены областные и районные государственные администрации (губернаторы и главы РГА, назначавшиеся президентом). Их полномочия будут переданы органам местного самоуправления – районным, городским, сельским советам и исполнительным комитетам.
В то же время глав областных исполнительных комитетов (которые фактически заменят облгосадминистрации) будут избирать (и увольнять) облсоветы из числа кандидатур, внесенных Кабмином и согласованных Президентом. Профильные депутатские комиссии облсовета будут формировать обязанности для «подшефных» исполнительных служб (своего рода управлений и отделов ОГА) и контролировать их работу. А председатели исполкомов райсоветов утверждаются этими советами из числа кандидатур, рекомендованных облисполкомами и согласованными с КМУ.
Идея, реализованная в этом конституционном положении, – повышение роли местных советов и депутатов, более подконтрольных и подотчетных громаде, чем столичные назначенцы, а также нахождение оптимального сочетания государственной власти и местного самоуправления. Это не столько простая передача полномочий центральной власти местным советам, сколько система взаимного контроля ветвей и уровней власти. А за главой государства, как видим, остается скорее контрольно-надзорная функция.
В этом конституционном положении заложены идеи, которые могут помочь найти компромисс со сторонниками федерализации Украины. Федерализацию может заменить децентрализация власти. Административно-территориальные единицы Украины в значительной мере получают самостоятельность, право на самоопределение, независимость от центральной власти. Самоуправление в громадах будут осуществлять политические силы, отражающие симпатии местных избирателей. Более того, регионы сами получат дополнительные рычаги влияния на столицу.
Расширение
полномочий народа
Народу, являющемуся единственным источником власти в Украине (не забываем), возвращается право «определять и изменять конституционный строй путем принятия Конституции» – в первую очередь, посредством Всеукраинских Сборов, а также референдумов. Как усиление народного контроля можно рассматривать сокращение сроков полномочий всех выборных органов и лиц до четырех лет. Кроме того, двумя сроками подряд, кроме президентства, будет ограничено депутатство. Наконец, все местные советы будут избираться по мажоритарной системе, а у избирателя появится механизм отзыва избранного депутата (такая процедура – тема отдельная).
Языковая проблема
Возможно, самая бескомпромиссная реформа проводится в языковой плоскости: украинский язык – государственный, русский – официальный язык общения в Украине. Конституция гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского языка и языков национальных меньшинств. Собственно, эти нормы заложены в Европейской языковой хартии, подписанной и ратифицированной Украиной, но фактически во многом игнорировавшейся, так и не отраженной в законах и других нормативных актах. Это положение вряд ли удовлетворит тех, кто настаивает на сохранении официального статуса только за украинским языком или, наоборот, на придании русскому языку статуса второго государственного.
Не судимы будете
Ряд конституционных норм направлен на повышение ответственности судей и независимости судебных органов от власти, на обеспечение доступности правосудия и справедливости для граждан. Конкретные механизмы – реформирование Конституционного суда и Высшего совета юстиции, а главное – введение института избираемых мировых судей, причем избираемых на определенный срок, поскольку практика пожизненного назначения судей в Украине во всей полноте продемонстрировала свою порочность.
Референдум –
оружие пролетариата
Наконец, любые дальнейшие изменения в Конституцию Украины могут быть внесены только через Всеукраинские Учредительные Сборы, принятие нового Основного закона возможно только путем проведения всенародного референдума – то есть при непосредственном волеизъявлении народа. Специалисты сходятся во мнении: нужно вернуть признание Конституции как Основного закона со стороны украинского народа, поскольку она сама неоднократно подвергалась изменениям в результате неконституционных процедур. Причем зачастую речь идет об изменениях, очевидным образом продиктованных интересами очередной элиты. Но и законные изменения, внесенные Верховной Радой (как и само принятие в 1996 году первой Конституции Украины), сегодня отторгаются народом из-за критического минимума народного доверия к парламенту. Это делает невозможным сохранение за ВР эксклюзивных полномочий для изменения Конституции.
P.S.
Напомним, что текст обновленной Конституции, содержащей все вышеприведенные положения, уже готов. На повестке дня в Украине сегодня остается только один вопрос – каким образом эта Конституция будет принята (или не принята). Точнее, кем – парламентом или Конституционным судом? А может быть, каким-нибудь конституционным органом, наделенным соответственными полномочиями (кем наделенным?) и т.п.
Многие сторонники реформы считают, что все вышеописанные конституционные нормы нужно принять только путем референдума. Это позволит обеспечить несомненную легитимность будущего конституционного строя Украины, пресечь всякие спекуляции на этом – в первую очередь, это обезоружит кремлевскую дипломатию в украинском вопросе.
Сегодня и Президенту, и Премьер-министру, и Верховной Раде, и Конституционному суду в глазах части народа недостает легитимности, что во многом и препятствует урегулированию общественно-политического кризиса в Украине. Соответственно, любое вмешательство любой ветви власти в конституционный процесс, наверное, не сделает новую Конституцию всенародно признанной. А для появления легитимного в глазах всего народа парламента нужна столь же легитимная Конституция… Круг замыкается?