Новый год в Стамбуле, или Что скрывается под полой турецкой дубленки
«Наш поезд едет в Стамбул»
Причин, почему для встречи Нового года я выбрал Турцию, было сразу две – эстетическая и прагматическая. Первая выражалась в желании побывать в самом большом городе Европы, чья история перевалила за 2,5 тысячи лет. К тому же, если верить путеводителям, «Стамбул – единственный город мира, который находится сразу на двух континентах». Причина прагматичная выражалась в упрощенном визовом режиме – вклейка в паспорт стоит 30 долларов и приобретается прямо на таможне (кстати, с мая 2012 года и эту сумму обещают упразднить), и наличие дешевых авиабилетов (140 евро на человека в обе стороны). Забегая вперед, скажу, что сам по себе Стамбул оказался городом достаточно недешевым, особенно в новогодние праздники (в среднем вдвое вырастают цены на отели), поэтому особой экономии, увы, не получилось.
Была и еще одна причина – наверное, самая главная. Давно хотелось самостоятельно спланированного путешествия – без русскоговорящих гидов, горящих путевок, турагентств и прочих экскурсий по программе. Турция – страна относительно цивилизованная, географически близкая и туристически лояльная – как нельзя лучше подходила на роль пробного шара.
Такси!
Первое знание, которым необходимо обладать для спокойного передвижения внутри 16-миллионного города, – это правила работы стамбульского общественного транспорта. Как справедливо отмечает Александр Туров, автор книги «СТАМБУЛ. Афиша. Путеводитель»: «Постичь эту систему сразу невозможно». Главная загвоздка этого самого транспорта – способ оплаты, потому что привычно сунуть деньги водителю не получится. Более того, даже остановить маршрутку не так уж просто. К тому же, помимо автобуса, по Стамбулу можно передвигаться на трамвае, метро, пароме и даже фуникулере… В общем, самый простой и универсальный способ – приобрести так называемый «акбиль», один в один напоминающий «таблетку» для домофона, и в специальном автомате положить на него необходимую сумму. Прикладывая данное устройство ко всевозможным турникетам, вы и оплачиваете проезд.
Я, например, решил акбиль не покупать. Поэтому, потерявшись в закоулках известного каждому футбольному болельщику Бешикташа, я, несмотря на обилие остановок, смог выбраться в знакомые места лишь при помощи такси. Кстати, по украинским меркам достаточно недорогого.
Обязательный туристический минимум
Одним из главных исторических и туристических центров Стамбула по праву считается район Султанахмет, в котором количество достопримечательностей на один квадратный метр превышает фонды средней руки музеев. С обилием памятников культуры и архитектуры могут посоперничать разве что отели, под которые здесь переоборудованы все более-менее подходящие помещения.
Многометровые вереницы туристов выстраиваются перед входом в Собор святой Софии, Голубую мечеть, Дворец Топкапы, которые находятся буквально в нескольких сотнях метров друг от друга. Те же, кто не желает тратить несколько часов в очереди для того, чтобы одним глазом увидеть изнутри главную мечеть Стамбула и по совместительству один из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры, могут здесь же приобрести так называемый сити-тур. Данная услуга позволяет всего за 20 евро оперативно осмотреть основные достопримечательности Константинополя из окна специально оборудованного двухэтажного автобуса, двоюродного брата легендарного красного лондонского «даблдекера». Вся эта туристическая неразбериха обрамлена десятками уличных кафе, где в красивых стеклянных рюмках подают крепчайший турецкий чай и густой, как горсть прибрежного песка, кофе. То тут, то там яркими вкраплениями вспыхивают красные тележки уличных продавцов кукурузы и жареных каштанов (на вкус, как сладкий картофель). Сквозь все это многообразное благолепие сверхтехнологичными змеями курсируют современные трамваи, больше уместные где-нибудь в центре Токио, чем Стамбула.
Моими глазами
А вообще, я провел в Стамбуле всего четыре дня и поэтому не собираюсь делать вид, что понял об этом тысячелетнем городе что-то, чего нельзя найти в Интернете. Я не буду перечислять малопонятные названия районов, улиц, площадей, музеев и достопримечательностей, которые, по правде говоря, не особо-то и стремился увидеть.
Ведь в Стамбул я ехал не для того, чтобы воочию лицезреть Цистерну Базилика или ощутить величие Мечети Шехзаде, хотя ни секунды не сомневаюсь в их исторической, культурной и религиозной значимости. А для того, чтобы часами бродить по берегу Босфора и Золотого Рога, со старым отцовским фотоаппаратом «Киев», в котором, как правило, на один четкий снимок приходится 30 нечетких, но от этого не менее удачных, кадров. Чтобы чувствовать, как над моей головой дышит тучное приморское небо, в котором крики чаек тесно и, наверное, навсегда вплелись в перекличку муэдзинов, став ее неотъемлемой частью. Чтобы гладить рыжих раскормленных рыбаками котов, живущих в камнях и радостно подставляющих пузо прохожим туристам. Чтобы умиротворенно покачиваться внутри парома, следующего по маршруту с каким-то детским и нежным названием «Эминеню-Эйюп». Чтобы, протолкавшись сквозь плотную многотысячную толпу интернациональных покупателей самого большого базара мира, попробовать отвратительнейший сыр и потрясающе вкусные оливки размером с персик.
P.S.
Одним из самых больших стамбульских разочарований стал тот факт, что легендарный Босфорский мост, чье полуторакилометровое полотно соединяет Европу и Азию, оказался закрыт для пешеходов. Как говорит «Википедия», «из-за большого количества совершаемых с его помощью самоубийств». Эх, зря ты так, турецкая власть! Как видишь, мои цели были исключительно жизнеутверждающими.