Норберт Нойгауз: «Европейские ценности – это не теория»
15 и 16 сентября Норберт был в Запорожье, где прочел две лекции. Первая была посвящена ценностям христианской демократии и политической жизни в странах Евросоюза. Вторая касалась принципов управления городом на примере немецкого города Трир. «Каждый человек должен иметь право выбора, но своим выбором он должен не мешать обществу, а помогать ему», – такова ключевая мысль, которую Норберт Нойгауз озвучил в интервью «Правде».
Христианская демократия
Христианская демократия – это не немецкий продукт. Партии с такой идеологией существуют во многих странах мира – в Италии, Франции, Австрии. Причем словосочетание «христианско-демократическая» не всегда присутствует в их названии. Христианско-демократическое движение – самая большая и мощная сила в европейском парламенте. Правда, она не имеет абсолютного большинства. Следовательно, не все, что сегодня выходит из Европы, радует христианских демократов. Но политика – искусство компромисса.
Европейский Союз был создан христианскими демократами. Политики, считающиеся отцами-основателями ЕС, – Робер Шуман, Конрад Аденауэр, Альчиде Де Гаспери – представляли христианско-демократические силы. Следовательно, базовые ценности Евросоюза – это христианско-демократические ценности. Но в последнее время другие политические силы стараются заменить, добавить, как-то интерпретировать эти ценности. Например, современная дискуссия в сфере гендерной идеологии исходит не от ХД.
Базовые ценности
Ключевая как европейская, так и христианско-демократическая ценность – права человека в их традиционной интерпретации. На втором месте – социально-ориентированная рыночная экономика, блага от развития и достижений которой ощущают все слои общества, а не отдельные люди или организации.
Важную роль играет собственность. Но не как что-то неприкосновенное, за что можно убить, а как проявление социальной ответственности человека. Чем больше у тебя собственности – тем больше ответственность. То же касается денег. Много денег? Развивай социальные, культурные институты, создавай благотворительные фонды.
Ряд ценностей и принципов для сегодняшней Украины будут в диковинку, поэтому остановлюсь на них подробнее.
Субсидиарность
Субсидираность – важнейший принцип. И я не имею в виду партисипативную демократию, демократию участия, при которой лишь активная часть общества политически деятельна, информирована, организована в политические ассоциации (партии, союзы, движения), формирует выборные учреждения власти и т.д. Речь идет о том, что общество способно самостоятельно решать свои проблемы. Для Украины этот термин в новинку, но в современной европейской политике это один из важнейших принципов.
Украинцы оперируют двумя понятиями – частное и государственное. Но есть и третий сектор, существующий сам по себе, в основе функционирования которого лежит не материальная выгода и политические амбиции.
Например, я хочу, чтобы мой ребенок получил качественное, разностороннее воспитание, соответствующее моим представлениям об этом процессе. Но я не хочу, чтобы на моем ребенке зарабатывали деньги. В городе Трир – 40 детских садов. И только 4 из них принадлежат городу. Остальные 36 созданы церковными организациям или, что наиболее интересно, коллективами родителей. Город ищет родителей, которые заинтересованы в своих детях и готовы взять на себя ответственность руководить детским садом. Когда эти группы созданы и готовы работать, они получат то же финансирование, что и государственные детсады. Суть в том, что родители заинтересованы не в получении прибыли – их выгода в образовании детей. Когда общество может само себя организовать, зачем государству лишний раз вмешиваться? Надо уметь брать на себя ответственность и быть автономным.
Принцип солидарности
Смысл данного принципа в том, что в социальной, культурной и политической жизни должны иметь возможность участвовать не только конкретные личности, организации или лобби-группы, а абсолютно все – и студенты, и инвалиды, и рабочие, и безработные. Причем не только для того, чтобы иметь набор минимальных благ, но и для того, чтобы реализовываться как личность. Потому что с точки зрения христианской демократии у каждого из нас есть своя, особая миссия, призвание. Задача человека – найти свое предназначение и реализовать. Сегодня мы все рождаемся оригиналами, но большинство из нас умирает уже как чья-то копия. Поэтому мы и стремимся к созданию общества максимально ориентированного на самореализацию индивидуума.
Конкуренция креативности
Главная задача государства в современном обществе – не запрещать что-либо, не взваливать решение проблемы на себя, а создать условия, при которых граждане были бы заинтересованы решать проблему самостоятельно. Под условиями я имею в виду наличие рыночных отношений, конкуренции креативности и динамики. Естественно, этот путь гораздо сложнее, чем просто сказать: «Это запрещено».
Покажу, как данный механизм работает на примере купли-продажи земельного участка. Например, в Молдове для того чтобы купить участок земли, необходимо заплатить государству 3 % от суммы сделки. Как это преломилось в реальности? В контракте продавец указывает минимально возможную цену – настоящая же сумма передается покупателем продавцу что называется под столом. В результате продавец заплатит меньше налогов, покупатель приобретет дешевле, а государство не досчитается налогов в бюджет. Как эту проблему решили в Германии? Не нужна ни полиция, ни антикоррупционное бюро. Просто каждый контракт на покупку земли должен быть показан государству, которое имеет право вмешаться в сделку и приобрести участок или здание. И если в контракте прописана какая-то символическая сумма – не сомневайтесь, мэр города не упустит возможность приобрести для города участок земли или дом задешево.
Мнение
Иван Кульнев, историк, Берлин:
– Для меня важнейшей европейской ценностью является возможность жить по праву, по закону, а не по понятиям. Это уверенность в том, что к тебе домой не придут люди в форме, а если и придут, то ты в праве их не впустить без соответствующего разрешения. Когда ты знаешь, что полицейский – этот тот, кто тебя защищает, а не тот подозрительного вида субъект в униформе, который вымогает у тебя деньги на улице, что со мной и некоторыми моими друзьями уже случалось в России.
Другой важной ценностью, которой наслаждаются миллионы людей в этом самом Евросоюзе, – это толерантность, уважение прав других. Если ты хочешь, чтобы твои права уважались, – уважай при этом права других. Толерантность – это не просто терпимость, как многие думают, а понимание того, что есть одно и есть другое, которое меньшинство, но это меньшинство имеет право на существование. Каждый человек независимо от его происхождения, цвета кожи, сексуальной ориентации и т.д. – это, прежде всего, ЧЕЛОВЕК! И Человек – это высшая ценность!
Последнюю фразу можно выделить в отдельную ценность, которая тесно связана с толерантностью. Не человек для государства, а государство для человека. Вот это для меня архиважно! Здесь (в Европе) не принято кидать людей пачками в топку государственных интересов, если того желает царь, как в России.
Наконец, высокая культура дискуссий. Здесь не принято бить в морду за другое мнение. И во время споров куда чаще можно услышать не «ты не прав!», а «у меня другое мнение». Как человеку русской культуры, социализация которого проходила там, на Востоке, где все черно-белое, и там, где чувства традиционно превалируют над разумом, мне трудно до сих пор привыкнуть к их (немцев. – Ред.) культуре общения, но стараюсь.
Милен Дуру, глава общественной организации «Ворота на Кавказ», Франция:
– Культура – главная европейская ценность. Старая Европа была самым важным культурным центром мира, у современной Европы общая христианская история. Европейский Союз как политическая и экономическая организация только потому и получил шанс на существования что его члены имеют общее культурное прошлое. Да, мы разные, но у нас есть нечто общее.
Не зря французам гораздо проще найти общий язык с немцем или итальянцем, чем с турком, грузином или даже латвийцем. Америка гордится своим умением решать конфликты. Россия кичится запасами нефти. У Европы только одно оружие – культура. Не зря среди европейцев до сих пор очень распространено выражение «У нас нет денег, но у нас есть идеи».
Вторая главная ценность – открытость современной Европы, ее умение принимать в себя новое. Я очень хорошо ощущаю это на примере работы своей общественной организации на Кавказе. Я люблю работать со странами Восточной Европы и Кавказа, потому что вы можете что-то дать нам, а нам, в свою очередь, есть, что дать вам. Да, мы разные, но каждый может чему-то научить других благодаря этой разнице.