Некоторые юридические тонкости бесплатной приватизации земли в Украине
Результатом всей длительной процедуры бесплатной приватизации является получение потенциальным собственником земельного участка государственного акта на право собственности. Данный государственный акт выдается после окончания процедуры государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Государственную регистрацию права на земельный участок осуществляет центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Согласно Указу Президента Украины «О государственном агентстве земельных ресурсов Украины» ныне действующим центральным органом по вопросам земельных ресурсов является Государственное агентство земельных ресурсов Украины. Данное агентство как сказано в Положении о нем, утвержденном все тем же Указом Президента от 08.04.11, является правопреемником Государственного комитета Украины по земельным ресурсам. В соответствии с п.7 Положения Госземагентство Украины осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через созданные территориальные органы в АРК, а также горрайонные, межрайонные, межгородские территориальные органы.
Перед обращением в территориальные органы Госземагентства Украины необходимо получить решение районной государственной администрации или сельского, поселкового или городского совета, а также Совета министров Крыма о передаче земельного участка в собственность, а также решение о разработке проекта землеотвода для передачи земельного участка в собственность. Понятие проект землеотвода имеет такие синонимичные понятия: проект земельного отвода, проект землеустройства, землеустроительный проект, землеустроительная документация, техническая документация на земельный участок, техническая документация на землю.
О процедуре приватизации достаточно много написано. Схема данной процедуры могла бы выглядеть следующим образом (таблица прилагается).
Исходя из логики текста статьи 118 ЗКУ, закон дает основания для обращения в суд с требованием признания незаконным отказа в удовлетворении со стороны органов государственной власти и местного самоуправления ходатайства о разработке проекта землеотвода, его утверждении и передаче земельного участка в собственность и разрешении судом этих вопросов. Таким образом, в Земельном кодексе Украины воплощен принцип всесторонней защиты прав граждан на землю, а также гарантированное право на обращение в суд для защиты своего права на землю.
Рассмотрим пример. В части 9 статьи 118 сказано, что при наличии законных оснований совет или администрация принимают решение по такому вопросу: утверждение проекта землеустройства и передача участка в собственность. Далее в пункте 10 и 11 этой же статьи сказано, что в случае отказа или оставления заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке. А такая формулировка закона дает полное право ставить в суде вопрос о принятии решения суда об утверждении проекта землеотвода и передаче земельного участка в собственность.
Данные выводы также подтверждаются практикой Пленума Верховного суда Украины.
В постановлении Пленума Верховного суда Украины содержится следующее. Суд может принять решение о признании решения, принятого соответствующим органом, незаконным и принуждении органа совершить определенные действия, предусмотренные компетенцией, для защиты нарушенного права или о предоставлении истцу право совершить определенных действий для устранения нарушений его права. В постановлении Пленума прямо указано, что суд принимает решения, в частности, по таким вопросам, отнесенным к компетенции органов, как передача земельного участка в собственность, предоставление разрешения на разработку и утверждение проекта землеотвода.
Вообще, если Вам неизвестно, к компетенции какого конкретного органа относится решение вопроса о передаче определенного земельного участка в собственность, необходимо адресовать ходатайства о разрешении разработки проекта землеотвода сразу в несколько органов. Такими являются либо сельский, поселковый, городской совет, либо районная государственная администрация, либо Совет министров АРК (на территории АР Крым). Обращаясь в таком порядке, заявитель исключает для компетентного органа возможность такой отписки, как «наш орган не уполномочен решать ваш вопрос, а решает этот вопрос другой орган».
Согласно нормам Земельного кодекса Украины решать вопрос бесплатной передачи гражданам в собственность земельного участка могут такие органы. Сельский, поселковый или городской совет, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация – если земля находится в пределах населенного пункта: села, поселка городского типа или города, Киева или Севастополя соответственно. Районная государственная администрация – в случае нахождения земельного участка за пределами населенного пункта. На территории АР Крым дополнительно Совет министров АРК решает вопрос бесплатной передачи в собственность граждан земельного участка в случае нахождения земельного участка за пределами населенных пунктов и вне состава определенного района.
В качестве обоснования землеотвода для передачи в собственность гражданин прилагает ксерокопию паспорта. Данные о наличии гражданства Украины, данные о личности самого гражданина (для запроса справок и проверки), данные регистрации места проживания являются прямым основанием для решения данных вопросов.
В прилагаемых к ходатайству графических материалах желательно указать несколько мест нахождения земельного участка. Нанесение границ желаемого места расположения участка следует проводить с учетом границ населенного пункта. Указание масштаба также является обязательным. Еще лучше договориться с землепроектной организацией о подготовке таких материалов.