НЕформатный джаз-фестиваль в Коктебеле
Земля обетованная
Если вы не знали, что такое существует – то не поверите. Ну, а если не верили, то поверите. Первая особенность фестиваля Jazz Koktebel – это царящая там атмосфера. Согласно восточным духовным практикам, если посылать в космос позитивную энергию, то в таких случаях космос отвечает тем же, направляя в место скопления позитива благодатную атмосферу, погоду, настроение, исключая агрессию. Конечно, ко всему этому можно относиться со скепсисом. А можно просто представить десятки тысяч людей, специально приехавших на фестиваль, большая часть из которых пьет вино и коньяк (этими напитками изобилует земля Коктебеля), но при этом ведет себя абсолютно мирно. По крайней мере, за четыре дня, проведенных на фесте, мы не стали свидетелями ни одной драки, нам никто не нахамил, и вообще, казалось, что такое понятие как «нервы» в эти дни отсутствует. Словом, для людей, склонных разделять идеи «детей цветов», это земля обетованная.
Кстати, Jazz Koktebel отличается и публикой. В одном месте такого скопления хиппи, растаманов и битников видеть нам еще не приходилось нигде. Формат музыки традиционно далек от понимания классического джаза, но, по всей видимости, организаторы угадали, вложив в слово «джаз», не понятие и стиль музыки, а само настроение. Ведь jazz – это свобода.
Аккорды для души
В чем никак не получается упрекнуть организаторов Jazz Koktebel, так это в подборе музыкальной программы на всех трех площадках на протяжении всех дней. Новинкой этого года стала новая сцена Open Stage от организаторов, клуба «Калипсо» и канала «А1» (Первый альтернативный). Выступить на ней приглашали молодых экспериментаторов в музыкальной среде.
Очень радостно, что впервые за девять лет проведения фестиваля в Коктебеле, в рамках музыкальной программы, побывали и запорожцы. Группа «Крапка» была единственным из девяти выступающих коллективов на новой сцене, представляющим жанр world music. Кстати, по словам организаторов, девять участников Open Stage пришлось выбирать из 300. Месяц назад в Запорожье для живого прослушивания «Крапки» приехали руководители фестиваля и Олег Скрипка. Словом, остается надеяться, что запорожцы протоптали дорожку, и в будущем не один наш коллектив будет играть на сценах Jazz Koktebel.
Кстати, Open Stage была единственной бесплатной, а потому всегда собирала очень много людей.
Вторая сцена – Волошинская – знакомила всех желающих с классическим джазом и блюзом. Так, ценители музыки «грусти» могли насладиться непревзойденным исполнением блюза мировой звездой Деби Девис и ретро-органикой исполнителей из OrganiZZmo Band. Конечно, это не все выступающие, но, к сожалению, побывать на трех концертных площадках физически не получалось.
Самой массовой и популярной стала, конечно же, главная Nu Jazz сцена. В этом году среди хедлайнеров фестиваля были Алина Орлова, Billy’s Band и группа «Аквариум», во главе с непревзойденным Борисом Гребенщиковым. В свои-то годы БГ, кажется, не стареет, а все молодеет и больше экспериментирует. В этот раз он представил зрителю не только шикарное исполнение новых песен, но и эксперимент в виде мощной секции духовых инструментов: два саксофониста, два флейтиста, труба, тромбон, фагот… Словом, слушать старичка – одно удовольствие.
Таким образом, на трех сценах каждый желающий мог найти аккорды себе по душе.
Терпи, брат!
Цены на основную сцену кусались. Стоит отметить, что билет на вечерний концерт в субботу, 17 сентября, стоил 225 гривен. Конечно, наскрести денег на «праздник жизни» можно, учитывая то, что на одной сцене выступали семь именитых мировых звезд, среди которых не только «Аквариум», но и англичане из Лондона Red Snapper. Единственный минус – организация инфраструктуры.
Концерт длился почти всю ночь, очень холодную ночь, но сходить за теплой одеждой было невозможно. Охрана предупредила, что, выйдя за ограду, даже имея билет, отмеченный контролером, назад не попадем – не пустят.
Правда, желание покинуть территорию главной сцены возникало не только по причине холода. Еще очень хотелось, извините за детали, в туалет. Такой огромной очереди в десяток кабинок биотуалетов нам видеть не приходилось никогда. Несколько сот людей было точно, а очередь тянулась на 100 метров. Одна наша знакомая, отстояв в надежде сходить по нужде 40 минут, покинула территорию сцены – за все это время «хвост» продвинулся лишь наполовину. Где людям справлять нужду? Правильно – в раздевалках для переодевания на пляже. Туда выстраивались альтернативные очереди. Ужасно неприятно, но выбора, увы, не было. Так что к двум постоянным проблемам – дорогам и дуракам – можно смело приплюсовать и третью: наличие (точнее отсутствие) туалетов в общественных местах.
Но даже несмотря на все эти минусы, которые, мы надеемся, организаторы устранят на последующих фестивалях, такое культурное явление, как Jazz Koktebel, несомненно, быть должно. Побывав всего лишь несколько дней в месте, где отсутствует грубость, хочется подольше сохранять полученные позитивные эмоции.