Каждая новая зима переживается все сложней
Причем, здесь гражданам совсем не до веселья – и без того дышащее на ладан ЖКХ в холода трещит по швам, а городские дороги и трассы госзначения превращаются в отстойник для замерзшего автотранспорта – километровые пробки стоят в снежных заносах в человеческий рост. Создается впечатление, что во времена Толкуновой и мультфильма «Зима в Простоквашино» таких природных катаклизмов либо не было в принципе, либо СМИ о них попросту не распространялись. Сегодня же, учитывая разнообразие средств массовой информации, каждое ЧП смакуется в разных ракурсах, а капризы окружающей среды преподносятся как предвестники Апокалипсиса.
Впрочем, следует признать, что погода, чем дальше, тем больше испытывает человека на прочность. Победа пока за «гомо сапиенсами», но вполне возможно, в один «прекрасный» сезон перевес будет на стороне природы. Против нас, помимо парникового эффекта и прочих «прелестей» эволюции, играет тот факт, что мы сами ставим себе палки в колеса – ведь недаром появилась пословица: зима опять пришла неожиданно.
Каждый год накануне декабря власть имущие с упоением рассказывают о «стоящей в низком старте» снегоуборочной технике, литрах заготовленного топлива и горах посыпочных материалов. Но как только зима громогласно заявляет о себе, как минимум на несколько часов городские дороги парализует, а дворы превращаются в непролазную тундру.
За прошедшие два месяца, даже с учетом того, что они по большей части были теплыми, обычным гражданам, коммунальщикам и спасателям уже пришлось почувствовать «как прекрасен этот мир». Впереди еще февраль, а его не зря прозвали в народе «лютым»…
0:0 в нашу пользу
«Проскочив» Крещенские морозы, которые в нынешнем году выглядели, скорее, как середина марта, специалистам коммунальных служб и спасателям пришлось попотеть в минувшие выходные, когда на Запорожскую область обрушился циклон, пришедший с юга. Начиная примерно с 15 часов пятницы автомобильное движение в центре города было фактически парализовано. ДТП, особенно на дамбе, Набережной и улице Тюленина, было не счесть. Правда, столкновения были в основном незначительными, но стоящие машины с мигающими «аварийками» затрудняли проезд по нерасчищенному проспекту. Спецтехника для расчистки дорог появилась на оных только через несколько часов. Внимание коммунальщиков было сосредоточено на проспекте Ленина, тогда как периферия по традиции оставалась покрытой сугробами.
Вот официальная информация мэрии по поводу происходящего, размещенная на сайте исполкома:
«По информации управления коммунального хозяйства и дорожного строительства городского совета, в связи с ухудшением погодных условий, обильным снегопадом, снижением температуры воздуха, в период с 25 по 27 января коммунальные предприятия Запорожья работали в усиленном режиме. В областном центре коммунальщики чистили от снега и обрабатывали антигололедными материалами дороги, тротуары, остановки общественного транспорта и т.д. В выходные дни в работах участвовали 237 специалистов коммунальных предприятий, было привлечено 82 единицы техники. Основная роль здесь принадлежит КП «ЭЛУАД», которое вывело на улицы города 125 рабочих и 70 единиц техники. Для обработки улично-дорожной сети города было использовано 2516,22 тонны антигололедных материалов».
Иными словами, работа активно ведется, и это должно быть заметно.
Доза конструктивной критики досталась местным властям не только от горожан, но и от служителей закона.
Сложившаяся на дорогах Запорожья ситуация, видимо, расстроила руководителя областного ГАИ Виталия Горькового, который на посвященном сложным погодным условиям аппаратном совещании в обл-госадминистрации сказал по этому поводу буквально следующее: «В городе по состоянию на 11 часов субботы, то есть спустя 20 часов после начала снегопада, были расчищены только основные дороги – это Набережная магистраль, проспект, плотина. Многие остальные оставались в неудовлетворительном состоянии. Особенно меня лично беспокоит состояние остановочных комплексов, где техника откидывала снег и образовывались до метра и более сугробы. Говоря откровенно, нам повезло, что это (ухудшение погодных условий. – Ред.) произошло в субботу и воскресенье. Если бы это был будний день, это была бы большая проблема по жизнеобеспечению Запорожья».
Губернатор Александр Пеклушенко, в свою очередь, тут же предложил «самым тщательным образом проанализировать причину неудовлетворительного решения этой проблемы именно в Запорожье».
Тянем-потянем
К слову, об оперативном совещании в обл-госадминистрации, где, кроме представителя ГАИ, держали ответ еще и заместитель начальника службы автодорог в области Геннадий Тимченко с главным спасателем региона Алексеем Лепским. По словам первого, штормовое предупреждение от синоптиков было получено своевременно, что позволило оперативно реагировать на ситуацию. Больше всего от прошедшего циклона пострадали центральные и северные районы области, и в ночь с пятницы на субботу на уборке снежных заносов там работало более сотни единиц спецтехники и порядка 50-ти машин, которые удалось привлечь благодаря заранее составленным договорам с райгосадминистрациями.
Впрочем, некоторые трассы пришлось закрыть. «Было принято решение о приостановлении движения грузового и пассажирского транспорта по дороге Р-37 Энергодар–Васильевка–Бердянск, а также Харьков–Симферополь до момента обработки их противогололедными материалами», – заявил Тимченко. Работа по вызволению машин из сугробов традиционно была взвалена на плечи сотрудников «чрезвычайного» ведомства. За трое суток, начиная с вечера 25 января, МЧСники вытащили более 200 машин, из которых четыре кареты «скорой помощи», застрявшие на дорогах региона.
Стоп машина
Из-за капризов природы некоторым путешественникам пришлось отложить свой вояж из-за отмены рейсов и возникшей неразберихи на автостанциях. Владельцы транспортных предприятий не желали рисковать своей техникой, учитывая, что цена проезда по обледеневшей трассе та же, что и при нормальных условиях, а вот возможность «нарваться» на неприятности увеличивается в разы. К примеру, на бердянском автовокзале 26 и 27 января отменили более полусотни рейсов из 180 запланированных. В основном за пассажирами не пришли автобусы, работающие на пригородных маршрутах. Причина – обледенение трасс, с которым дорожные службы боролись с переменным успехом и практически сдавались, если речь шла о малопроезжих дорогах, ведущих к селам.
«В субботу пришли на автовокзал, хотели съездить к матери в село, – рассказал «Правде» житель Бердянска Николай Ивашов, – а нам говорят: рейс отменили из-за погодных условий. Три часа просидели – и следующий автобус не пришел. В воскресенье – та же картина. За пять часов была только одна маршрутка, но мы с женой не влезли, такая забитая была!»
Хуже приходилось пассажирам дальних рейсов. К примеру, водитель автобуса «Луганск–Одесса» по прибытии в Бердянск заявил, что дальше не поедет, высадил порядка 20 находившихся в салоне людей, выдал им деньги за билеты и отогнал автобус на стоянку. Желающие попасть в солнечную Одессу уезжали из Бердянска в течение нескольких часов, штурмуя проходящие в нужном направлении автобусы.
12 месяцев
Несмотря на все негаразды, нынешняя зима, по большому счету, к нам пока благосклонна. К этому выводу можно прийти, вспомнив основные погодные и коммунальные ЧП, произошедшие ровно год назад, в конце января – начале февраля.
Пологовский район
Выпал снег. Сугробы достигают полутора метров в высоту. Температура – до минус 15 градусов, скорость ветра – до 20 м/с. Трассы после расчистки почти сразу же заносит. Около сотни километров автодорог стали непроходимыми. Движение автотранспорта почти полностью парализовано. Добраться в села машинам «скорой помощи» возможно только при помощи тяжелой спецтехники МЧС.
Бердянский район
Тот же ураганный ветер и горы снега. Оперативный штаб Бердянской райгосадминистрации работает в круглосуточном режиме. Для обеспечения транспортного сообщения на автомагистралях государственного значения на дорогах района работает несколько десятков единиц спецтехники. Добраться в отдаленные села можно разве что на танке.
Мелитопольский район
Морозы становятся настоящим испытанием для коммунальных служб. В квартирах многоэтажек райцентра – масса порывов радиаторов отопления. Лопнул кран в элеваторном узле системы отопления травматологического отделения горбольницы. Через несколько часов его заменили своими силами. Вышел из строя электрокабель насосной станции авиагородка. Восстановительные работы длились целый день. К счастью, отключений отопления зафиксировано не было. дей предоставили необходимую помощь в пунктах обогрева. К ликвидации последствий стихии, заявляют в МЧС, было привлечено 374 спасателя и более 80 единиц техники.