Город и горожане внесли значительный вклад в освоение космоса

Несекретный «Пентагон»
«Пентагоном» запорожский филиал конструкторского бюро научно-производственного объединения «Электроприбор» горожане прозвали с самого момента его появления в здании возле нынешней облгосадминистрации. В конце 1970-х годов «Пентагон» приступил к работе над заказом №806 – программой создания многоразовых транспортных космических кораблей «Буран».
В состав НПО «Электроприбор», кроме «пентагоновского» КБ, входили также запорожский завод «Электроавтоматика» (построенный, правда, немного позднее), харьковское КБ и завод «Электроприбор» в том же Харькове. Эти четыре предприятия впоследствии вошли в акционерное общество «Хартрон». А в советское время НПО было подведомственно министерству общего машиностроения.
В такой масштабной программе как «Буран» была задействована приблизительно тысяча предприятий – общего машиностроения и других отраслей. Каждое занималось своим делом. НПО «Электроприбор», например, разрабатывало системы управления космическими объектами. В запорожском КБ создавались, в частности, системы аварийной защиты двигателей (в основном ракет-носителей), телеметрическое и информационно-распределительное оборудование.
Развитие ракетно-космической техники в СССР распланировали как минимум до 2015 года. В космических планах были, в частности, разработка и запуск «Урагана» – корабля многоразового использования, существенно превосходящего «Буран» по ряду характеристик. Многие советские цели и задачи в данной сфере остаются засекреченными до сих пор. И реализуются. Правда, зачастую без участия Украины.

А не спеши ты нас хоронить
Тем не менее, нынешний генеральный директор-главный конструктор ООО «НПП «Хартрон-Юком» Александр Романовский не склонен к пессимизму, видит возможности для стабильной работы предприятия сегодня и даже перспективы развития.
– Сразу после развала СССР предприятию приходилось очень тяжело, – рассказал «Правде» Александр Владимирович. – Но уже в середине 1990-х годов мы были привлечены к работе над Международной космической станцией, поскольку у нас был опыт создания систем управления модулями станции «Мир». Выручает нас и сотрудничество с такими лидерами отрасли, как «Южмаш» и КБ «Южное», и с российским Государственным космическим научно-производственным центром имени 
М.В. Хруничева. Сегодня мы комплектуем аппаратурой американскую ракету «Таурус-2», новую ракету-носитель «Циклон-4», участвуем в создании космодрома на Алкантаре в Бразилии, изготовили спутники дистанционного зондирования земли для Египта и Украины, выполняем целый ряд заказов из России и рассчитываем продолжить работу над МКС до 2020 года.
Поддержка предприятия со стороны Государственного космического агентства Украины сейчас незначительна. «Хартрону» помогают выживать зарубежные заказы. Среди космических держав Украина выделяется тем, что подавляющее большинство производимых украинскими предприятиями работ приходится на зарубежные заказы. Информация к размышлению: около 80% заказов предприятия космической отрасли США получают от государства, а бюджетное финансирование Российского космического агентства составляет около 3 миллиардов долларов.

Сестры по разуму
Россия уже давно публично декларирует, что преследует своей основной целью создание полного производственного цикла отечественной космической отрасли вплоть до собственного космодрома на Дальнем Востоке. В обозримом будущем выполнение столь масштабной задачи просто невозможно. Тем не менее, рано или поздно эта цель будет достигнута северным соседом, что грозит потерей львиной доли заказов украинскими специалистами. Не исключена и трудовая миграция в Россию этих самых специалистов, подготовка которых в космической отрасли чрезвычайно дорогостояща и долговременна.
– Инвестировать в космос очень выгодно, – говорит Александр Романовский. – Удивительно, что у страны, производящей спутники для зарубежных заказчиков, нет собственного связного спутника. Украина арендует каналы связи, в том числе закрытой, правительственной, у других государств. Это вопрос национальной безопасности. Имеется у отрасли и проблема, связанная с налогообложением. Ранее у космических предприятий были различные налоговые льготы, которые сегодня упразднены. При нашей специфике один заказ зачастую выполняется несколько лет, материалы и комплектующие для сборки нередко поставляются нам на протяжении нескольких месяцев. А при нынешней системе налогообложения налоговые отчисления от нас фактически требуется вносить наперед. Эта проблема нуждается в решении. Недавно на головном предприятии группы «Хартрон» в Харькове побывал с визитом Виктор Янукович. До сведения Президента была доведена важность и перспективы космического производства, и специалисты связывают определенные надежды с президентским патронатом отрасли.

Глазами очевидца
Как Кучму президентом космической отрасли делали

Бывший директор запорожского завода «Электроавтоматика» Жорж Очерет был свидетелем расцвета космической промышленности, наблюдал изнутри попытки спасти отрасль и помнит, как Леонида Кучму пытались сделать президентом объединения украинских предприятий, работающих «на космос».
Жорж Григорьевич родился в 1938 году в Пологовском районе, откуда после окончания школы отправился поступать в военное училище. Тогда в СССР создавались войска противовоздушной обороны, и Жорж Григорьевич попал в первый набор курсантов Прибалтийского военно-технического училища – будущих специалистов по ракетной технике.
По окончании училища в 1959 году он был направлен на службу в родную область, принимал участие в разворачивании ракетных дивизионов в районе Царькута (ныне – село Приморское), Беленького, Кушугума. В 1962 году при испытании новой противовоздушной техники с ядерным зарядом получил облучение и был комиссован из армии.
Затем преподавал в машиностроительном институте, работал начальником цеха завода «Радиоприбор» и, наконец, в 1978 году вышел на запорожскую космическую орбиту. Он был назначен заместителем главного конструктора Запорожского филиала КБ НПО «Электроприбор», более известного в народе под названием «Пентагон», принял участие в создании завода «Электроавтоматика» и руководил им вплоть до развала СССР.
– Уже после распада Союза по инерции еще проводились квартальные министерские коллегии, различные совещания, – вспоминает Жорж Григорьевич. – Мы, специалисты отрасли, были обеспокоены угрозой ее развала. Нами была разработана система сохранения отрасли. В частности, предполагалось создание на базе министерства общего машиностроения трех независимых объединений – «Рособщемаш», «Укробщемаш» и «Казахобщемаш», которые продолжали бы реализовывать совместные заказы. И такая возможность была. В Украине, на базе киевского завода «Радиоприбор», состоялось совещание с участием всех руководителей отрасли, которыми было принято решение о создании «Укробщемаша». Президентом нового объединения было решено избрать Леонида Кучму, который в то время уже стал генеральным директором днепропетровского «Южмаша». Одному из директоров была поручена регистрация объединения. Однако в 1992 году Леонид Данилович стал премьер-министром Украины, его фактически перестала интересовать отрасль, и «Укробщемаш» юридически так и не появился на свет.

Композитный «Варяг»
Уникальное запорожское предприятие доведено до банкротства

В середине 1970-х годов в историю советской космической промышленности вписал свое имя еще один запорожец – инженер Днепровского НИИ технологии машиностроения Леонид Биленко. Леонид Дмитриевич разработал технологию производства легкого и прочного материала, использование которого в ракетостроении давало возможность уменьшить вес ракет и увеличить дальность их действия.
Технология Биленко использовалась в оборонной промышленности, в космических программах – в частности, при создании многоразовых транспортных космических кораблей «Буран». В первой половине 1980-х годов на Днепровском электродном заводе было создано даже отдельное секретное производство углеродных композиционных материалов, которое на основе технологии Леонида Биленко наладили специально прибывшие в Запорожье специалисты днепропетровского «Южмаша».
После развала СССР украинское руководство еще пыталось защитить стратегическое производство в Запорожье от начавшегося передела. ДЭЗ был разделен на два самостоятельных предприятия – приватизированный вскоре «Укрграфит» и «Углекомпозит». Однако ни освобождение предприятия от приватизации, ни получение «Углекомпозитом» в 2000-х годах заказа на изготовление жаропрочных сопел для двигателей жидкотопливных ракет «Циклон-4» не спасли уникальное производство.
Не имея возможности приватизировать предприятие, финансово-промышленные группы, заинтересованные в его поглощении, добились развала производственных мощностей, утери заводом партнерских связей и клиентской базы. 29 апреля 2010 года Хозяйственный суд Запорожской области открыл процедуру банкротства «Углекомпозита». А в конце минувшего года скончался до последних дней отстаивавший родное предприятие от притязаний олигархов Леонид Дмитриевич Биленко…

Казак в космосе
Наш земляк полетел в космос под российским флагом

В юбилейный День космонавтики запорожцы не могут не вспомнить своего земляка – теперь уже российского космонавта Олега Скрипочку. В качестве бортинженера Олег Иванович отправился в космос 8 октября 2010 года на борту космического корабля «Союз ТМА-01М».
Олег Скрипочка родился 24 декабря 1969 года в городе Невинномысск Ставропольского края РСФСР. Отец будущего космонавта был военнослужащим, по причине чего семья постоянно меняла место жительства. Тем не менее, школу Скрипочка окончил именно в Запорожье, после чего поступил в МГТУ им. Н.Э. Баумана на факультет энергомашиностроения.
Еще будучи студентом, Олег Иванович начал работать в НПО «Энергия» – сперва слесарем-испытателем, затем техником, а по окончании вуза – инженером. Занимался разработкой и эксплуатацией наземного оборудования для подготовки транспортных, транспортно-грузовых кораблей и разгонных блоков, около 10 лет готовился к работе в космосе.

Космический суверенитет
Позиции Украины в космосе зависят от всенародного обсуждения

29 февраля 1992 года Указом Президента при Кабмине было создано Национальное космическое агентство Украины. К началу третьего тысячелетия в его подчинении находились более 20 предприятий и организаций, включая такие флагманы космической промышленности, как КБ «Южное» и «Южмаш».
Космическая отрасль Украины может похвастаться разработкой и производством научных и прикладных спутников нескольких видов, ракет-носителей «Зенит», «Циклон», «Днепр» – преимущественно для зарубежных заказчиков. Национальные космические программы Украины по представлению правительства каждые пять лет утверждаются парламентом. Исключение составила лишь первая такая программа, рассчитанная на четыре года – с 1994 по 1997 год.
Но именно на эту урезанную пятилетку приходятся два основных достижения «независимой» украинской космонавтики. 31 августа 1995 года Украина осуществила запуск с российского космодрома в Плесецке собственного спутника «Сич-1» собственной ракетой-носителем «Циклон». А 19 ноября 1997 года первый космонавт суверенной Украины Леонид Каденюк прибыл на борт американского челнока Columbia, где пробыл около двух недель, участвуя в проведении биологических экспериментов. Сейчас в Украине реализовывается четвертая по счету программа, рассчитанная до 2012 года.
10 февраля 2010-го началось общественное обсуждение проекта «Концепции реализации государственной политики Украины в сфере космической деятельности на период до 2030 года». Принять участие в обсуждении могут все граждане страны на интернет-ресурсе «Гражданское общество и власть». Сам документ общедоступен на официальном сайте КМУ (отдельное поручение премьер-министра Украины от 9 июня 2008 г. №31802/0/1-08).

Человек-эпоха
Умер один из «отцов» космической программы Украины

В минувшее воскресенье, 3 апреля 2011 года, в Днепропетровске скончался Станислав Конюхов, бессменно руководивший знаменитым КБ «Южное» еще с советских времен. С именем этого человека связаны все космические успехи независимой Украины.
КБ «Южное» – единственное место работы Станислава Николаевича, которому он отдал более 50 лет своей жизни. Сразу по окончании университета, в 1959 году, Конюхов пришел работать в КБ и более не мыслил себя вне этого учреждения. Он участвовал в незавершенной программе покорения Луны, разработке боевых ракет, ракеты-носителя «Зенит».
Именно Конюхову принадлежит идея переоборудования некогда грозной боевой межконтинентальной ракеты «Сатана» (Р-36М) в ракету-носитель «Днепр». Но его главная заслуга – сохранение КБ после развала СССР. Без него, возможно, не было бы в новейшей истории страны Национальных космических программ Украины, в разработке и утверждении которых участие Станислава Конюхова пере-оценить трудно.
У Станислава Николаевича даже дата рождения символическая – 12 апреля. В приближающийся День космонавтики ему исполнилось бы 75 лет…

Едут 
Путин везет в Украину Терешкову

Премьер-министр России Владимир Путин 50-летний юбилей полета Юрия Гагарина встретит в столице, но не в российской, а в украинской. По сообщению пресс-службы российского премьера, в Киев Владимир Владимирович приедет в компании первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.
Основная цель поездки Путина и Терешковой – участие в открытии космической выставки в музейном комплексе «Художественный арсенал». Разумеется, в столь знаменательный день не обойдется без обсуждения на высшем уровне перспектив дальнейшего сотрудничества наших держав в космической сфере. С украинской стороны в переговорах примет участие премьер-министр Николай Азаров. А вот встреча Путина с Виктором Януковичем пока под вопросом – официальные источники информации сообщают, что возможность такой встречи «изучается».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *