Геннадий Рекалов: «Тариф – это количественное выражение эффективности власти»
Договоры разработаны еще в сентябре прошлого года, однако вынести их на сессию и утвердить пока не удалось. Сказывается мощное сопротивление коммунальщиков. «От власти требуются четкие правила жизни, от горожан – активность и желание бороться за себя», – уверен Геннадий Рекалов. Об этом и многом другом Геннадий Александрович рассказал в интервью «Правде».
– Какова сегодня обстановка внутри власти?
– Стало гораздо спокойнее – острых конфликтов внутри власти нет. Хорошо это или плохо – большой вопрос. Есть понятие партийной дисциплины – депутаты голосуют так, как решают партийные лидеры. При этом сегодняшний состав городского совета – один из самых сильных. Интеллектуальный потенциал депутатов очень высок, и многие хотят быть действительно полезны городу, но… Сейчас они выведены за игровое поле. К сожалению, главная функция депутата сегодня – правильно проголосовать. Пока эту ситуацию изменить не удается, но многие уже начинают открыто критиковать сложившийся порядок. Тем более что в последнее время назрела необходимость использовать не только возможности партии, но и возможности каждого отдельно взятого депутата.
– Для чего использовать?
– Давайте смотреть правде в глаза: в Запорожье плохие дороги, разбитые тротуары, текущие крыши, гнилые трубы, грязь на улицах, отсутствие общественных туалетов. Можно перечислять до бесконечности. И эти проблемы усугубляются. Так много говорится о какой-то городской политике, о ее векторе… Но ведь как таковой политики нет не то что в городе, ее нет в государстве! Политика должна быть в системном решении вышеперечисленных проблем, а не в разговорах.
Отношения между горожанами и принадлежащими им коммунальными предприятиями становятся все хуже. Хуже в том плане, что сегодня все КП соревнуются между собой – кто быстрее и выше поднимет тариф на свои услуги. При этом все козыряют таким словосочетанием, как «экономически обоснованный тариф». В нашей сфере ЖКХ это понятие вообще лишено какого-либо смысла. Сколько или какой процент «откатов», взяток, приписок заложен в тарифе на один квадратный метр? Это можно обсчитать?
Еще один постоянно звучащий аргумент – тарифы год-два-три как не повышались, а цены на все выросли. Но тарифы надо рассчитывать, опираясь не на цены в магазинах. Есть два определяющих фактора: платежеспособность населения и та реальная сумма, которую коммунальщики могут освоить, а не присвоить, с максимальной эффективностью. К сожалению, этого у нас в городе так и не научились делать. По-моему, это приговор нам – действующей власти.
– Многие считают, что причина сложившейся в городе ситуации в том, что власть пошла по наименее проблемному для себя пути – пути системного повышения тарифов…
– Это не власть пошла! Нужно честно признать, что за то время, когда у власти был Евгений Григорьевич Карташов, чиновники, коммунальные предприятия – ПРЭЖО, водоканал, теплосети – получили колоссальную власть. И эта тенденция сохраняется – сегодня комучреждения имеют мощнейшее лобби, благодаря которому могут доказать, что крайне нуждаются в деньгах горожан. Имейте в виду, что все решения о повышении тарифов принимают не депутаты, и не сессия, а исполком городского совета. Так устроено законодательство.
В прошлом году мне удалось «продавить» решение о том, что любое повышение цен на коммунальные услуги возможно лишь по согласованию с двумя комиссиями – комиссии по вопросам социального, экономического развития, бюджету и финансам и комиссии по жизнеобеспечению города. Депутаты получили хоть какой-то инструмент влияния, но воспользоваться им пока не удается.
Сегодня в Запорожье развернулась настоящая коммунальная война. С одной стороны – городские КП и, как я уже говорил, поддерживающий их исполком, с другой – обычные горожане. Коммунальщики возмущаются, что люди не платят, народ недоволен тем, что предприятия взвинчивают цены, ничего не делая.
Как ее решить? Уволить начальников ПРЭЖО? Неоднократно пробовали – не помогает. Реформировать? То, что называли реформой ЖКХ, на практике оказалось примитивным, без пересмотра функций, сокращением штатов и сменой табличек. Раньше все деньги, которые платили за услуги жилищно-коммунальных предприятий горожане, уходили не на благоустройство, а на зарплату и содержание помещений жилищников. Сегодня это почти все деньги. Системных изменений не произошло.
– Какова же тогда реальная стоимость жилищно-коммунальных услуг? Сколько стоит кубометр воды или киловатт электричества? И как переломить эту ситуацию?
– Реальную стоимость жилищно-коммунальных услуг уже невозможно рассчитать. Кто-то может объяснить, почему запорожцы платят 7,50 за куб воды – самую высокую цену в Украине? Средняя зарплата в Киеве в два раза выше, чем в Запорожье, но за водоснабжение и стоки мы платим, наоборот, в два раза больше киевлян. Нужно менять всю систему и правила игры, которые сегодня сложились в сфере ЖКХ. Поэтому сейчас главный вопрос для меня – добиться, чтобы сессия утвердила равноправные жилищно-коммунальные договоры между поставщиками и получателями услуг. Они будут содержать три основных момента. Первый – материальный: имея договоры, в которых четко прописано, что если я тебе заплатил за услугу, а ты мне ее не оказал, то ты мне не только вернешь деньги, но еще и ущерб компенсируешь. Второй – в них будет четко прописана ответственность сторон, чтобы не люди бегали по судам, отбиваясь от накруток и выдуманных цифр. Третий – критерии оценки. Сегодня даже дворник убирает не конкретную, а некую территорию – нигде не прописано, сколько квадратных метров и где он должен мести.
Есть еще один щекотливый момент, по поводу которого сейчас ломают копья, – это посредническая функция ПРЭЖО. У горожан есть прямой договор с теплосетью и водоканалом – исполнителями услуг. Но те подают воду и тепло не в квартиру, как положено по типовым договорам, которые утвердил Кабмин, а как бы ко всему дому. А дальше за все отвечает ПРЭЖО. Поэтому и получается, что теплосети подали тепло, сожгли газ, а в квартирах холодно – радиаторы не промыли, не прочистили, систему не продули.
Все эти и многие другие нюансы учтены в договоре, над которым группа специалистов работала с сентября прошлого года – вплоть до такой мелочи, как язык и размер шрифта, понятный людям с недостаточно острым зрением.
Но от горожан тоже потребуется внести свой вклад в это дело. Как минимум – выбрать старшего по дому, уполномоченного от имени жильцов подписывать необходимые договоры с тем же ПРЭЖО.
– Но опять же, где брать средства на выполнение этих договоров?
– В таблице (рис. 1) – проект дифференцированного тарифа для некоторых домов Запорожья, который планировалось ввести по 529 постановлению Кабинета министров. Кстати, с моей точки зрения, это очень разум-ный документ, вступивший в силу в январе этого года. В соответствии с ним местная власть совместно с работниками ПРЭЖО должна прийти в каждый дом и согласовать новые тарифы. То есть провести некие общественные слушания, отчитаться, на что пошли деньги, уплаченные людьми, в прошлом году, и на что их собираются тратить в этом. Но на практике все вышло как всегда – за прошлый год никто не отчитывался, люди на встречи не спешили, тем более, что проводили их утром в будние дни, а об обсуждении тарифа и речи не было – будете платить по максимуму, и точка.
Возвращаясь к таблице. По самым приблизительным подсчетам только за техническое обслуживание внутридомовых систем горожане в среднем платят 50 копеек за квадратный метр. Если умножить эту цифру на 12,5 миллиона метров запорожского жилья, мы получим более 6 миллионов гривен в месяц или 70 миллионов гривен в год. За эти деньги в течение двух-трех лет все дома в Запорожье можно перевести на пластик. Та же ситуация с ремонтом крыш – порядка 100 миллионов. В прошлом году получили 26 и были счастливы, а здесь 100!
А способно ли ПРЭЖО освоить эти средства? Достаточна ли квалификация сотрудников и материально-техническая база? Я убежден, что нет. А если учреждение не справляется с предоставлением той или иной услуги, почему ее не передать тем, кто способен это сделать?
И второй аспект – эти тарифы должны быть введены в действие, если жильцы дома согласятся и будут знать, что все оплаченные суммы будут истрачены на содержание их дома, а не уйдут в бесконечность.
Частные управляющие компании тоже опасны. За ними нужен глаз да глаз – опыт России это подтвердил. Решение надо искать, но начать следует с того, чтобы непосредственные поставщики услуг выполняли их на 100%, от начала и до конца. Чтобы теплосети, например, с их мощной материально-технической базой отвечали за подачу тепла прямо в квартиру. И так далее.
При этом ПРЭЖО, да и все коммунальные предприятия – не обитель зла. В них работает много знающих и стоящих специалистов, которые тоже загнаны в жесткие рамки порочной системой управления, сформированной нами – городской властью. И им вдвойне сложнее, ведь когда тот же работник ПРЭЖО уходит с работы, он превращается в такого же, как и мы с вами горожанина. Который начинает задумываться, что важнее – купить ребенку ботинки или же оплатить коммунальные услуги.
– Вы понимаете, что предложенный Вами вариант не идеален?
– Более того. Я не исключаю, что он не просто имеет недочеты, а вообще ошибочен. Но пусть тогда кто-то другой предложит свое решение. Ведь что-то надо делать, причем немедленно. Запорожье – в тупике: люди с каждым днем платят все больше и больше, а, по сути, просто содержат коммунальные предприятия, которые им же, в конечном итоге, и принадлежат. Гонка тарифов – это путь в никуда.