Фонд социального страхования увеличивает выплаты пострадавшим
В частности, с 1 сентября в очередной раз пересчитаны размеры страховых выплат пострадавшим. Об итогах работы этой службы в первом полугодии 2012 года читателям «Правды» рассказал начальник управления исполнительной дирекции Фонда в Запорожской области Николай Олейник.
– Николай Захарович, немного углубимся в историю. Зачем и для чего был создан возглавляемый вами Фонд?
– Его появление было вызвано сложным экономическим и социальным положением трудящихся во всех отраслях. Во времена независимости Украины возникли новые факторы – падение производства, развал экономической системы, появление собственников. В 1999 году был принят закон об общеобязательном государственном социальном страховании № 1105, ставящий три основные задачи – профилактика травматизма, возмещение потери трудоспособности и реабилитация пострадавших.
Основы социального страхования были заложены в принятой в 1996 году Конституции Украины. В начале 2001 года был принят закон о страховых тарифах, что сделало возможным вступление в силу с 1 апреля 2001 года Закона № 1105 и начало работы нашего Фонда. Перечисленные нормативные акты распределили 773 существующие отрасли на классы риска. Первоначально таких классов было 20, сегодня – 67. В соответствии с этой классификацией работодатели определяют размер страховых взносов в наш Фонд.
– Т.е. сами трудящиеся не платят вам из своего кармана, как в случае с Пенсионным и другими страховыми фондами?
– Изначально у законодателей была идея финансировать наш Фонд за счет средств самих работников. Но затем было решено взять за основу страховое законодательство Германии, где эта система эффективно функционирует едва ли не два столетия. В результате страховые взносы были возложены на плечи работодателей. Они входят в валовые расходы на производство. Работодатель создает профессиональный риск и нанимает работника, которого страхует от этого риска.
Поэтому плательщики взносов в фонд фактически являются страхователями. Вкладывая деньги в безопасность труда, страхователь уменьшает суммы своих отчислений, но в первую очередь он развивает, модернизирует, совершенствует собственное производство, повышает его эффективность. А работник получает социальную защиту и меньше рискует пострадать от несчастного случая на производстве или профзаболевания. От этого в результате выигрывают все стороны.
– Каковы основные итоги десятилетней работы Фонда?
– При создании Фонда самой трудной задачей было погашение накопившейся за первые годы независимости задолженности перед пострадавшими на производстве людьми в сумме около 4,5 млрд грн. Эта задача была решена в считанные месяцы. Если быть кратким, то с 2002 года мы начали предоставлять санаторно-курортное лечение пострадавшим, с 2002-2003 гг. – инвалидные коляски и реабилитацию, с 2004-2005 гг. – автомобили. К 2007 году мы закрыли все основные проблемы социального страхования от несчастных случаев и проф-заболеваний. Причем не за бюджетные деньги и не за средства трудящихся.
– В общих чертах, как определяются размеры страховых выплат пострадавшим?
– Медико-социальная экспертная комиссия определяет степень утраты трудоспособности. Если она превышает 35 %, пострадавшему присваивается третья группа инвалидности, при утрате более 60 % трудоспособности – вторая, выше 80 % – первая. Единоразово пострадавшему выплачивается по одной зарплате за каждый процент утраты, а затем – ежемесячная компенсация или пенсия и оплата предписанных МСЭК реабилитационных мер. Основная проблема здесь – выплата зарплаты в конвертах, поскольку размеры выплат определяются на основе официальной зарплаты.
– Какими достижениями Фонд может похвастаться в текущем году?
– В нынешнем году Фонд решил еще одну застарелую проблему. Размеры страховых выплат людям определяются исходя из средней зарплаты в стране. Но в первой половине 2000-х годов этот показатель сильно изменился, в результате чего проявилась несправедливость. Работники, пострадавшие при одинаковых обстоятельствах, получали очень разные страховые суммы. Фонд ежегодно, в марте, индексирует суммы выплат, исходя из роста основных социально-экономических показателей. Однако эти индексации не могли полностью решить проблему пострадавших до 2007 года. В нынешнем году мы дважды пересчитали размеры их выплат – с 1 марта и с 1 сентября. В результате эти выплаты увеличились в среднем почти на 400 грн. Причем пересчет коснулся в первую очередь пострадавших с высокой степенью утраты трудоспособности. Они стали получать на несколько сотен гривен больше. Всего же перерассчеты коснулись около 6 тысяч людей, ежемесячные страховые выплаты в области возросли приблизительно на 2 млн грн. Таким образом мы восстановили социальную справедливость в отношении всех работников, пострадавших до 2007 года.
– А как быть с теми, которые пострадали после 2007 года?
– В последние годы серьезных социально-экономических потрясений в Украине не наблюдалось. В 2010 году мы даже не проводили индексацию – гривна, минимальная зарплата и другие показатели остались стабильными. В будущем мы планируем провести пересчет выплат пострадавшим в период с 2007 по 2010 годы. Но когда это произойдет и в каких масштабах, прогнозировать рано.
– Что еще запланировано Фондом на ближайшее время?
– Основное внимание сейчас мы уделяем профилактике травматизма – обучаем, консультируем страхователей и работников. Благодаря этой работе, с 2002 года, когда имело место около 1300 несчастных случаев в год, из которых приблизительно 150 – со смертельным исходом, уровень травматизма снизился до 490 несчастных случаев, из которых со смертельным исходом на производстве – до 70, и 19 смертей, вызванных непосредственно производственными факторами. Да, тут есть объективные причины – количество работающих уменьшилось с 650 тысяч до 570. Но количество предприятий не только не уменьшилось, но и увеличилось, советская система управления охраны труда исчезла и единственной службой, занимающейся профилактикой травматизма, остался наш Фонд.
Головной болью остается еще один новый фактор – малый и средний бизнес. Из 60 тысяч страхователей Запорожской области 4 тысячи – сохранившиеся предприятия. Остальные – преимущественно предприниматели с двумя-тремя наемными работниками, фермеры и т.п., которые не в состояние обеспечить систему охраны труда. Например, в сельском хозяйстве региона официально насчитывается всего 10 агрономов. В связи с этим мы инициируем создание консультационных центров, которые будут обслуживать одновременно многих работодателей за разумную плату. В качестве базы для таких центров планируем использовать систему профтех-образования, в которой осталось много квалифицированных специалистов, не используемых полноценно. Надеюсь, через год мы уже увидим первые результаты этой работы.
Работник на производстве получил травму, мсэк определил 25% потери трудоспособности, соцстрах сделал единоразовую выплату 7300 гривен, как это понимать, почему они берут 17 минимальных прожиточный минимумов?