«Чувак, это Шевчик»
Цифры
Шевчик состоит из микрорайонов (1-й, 2-й, 3-й), где можно встретить и высотные здания, и одноэтажные домики. Потому считается спальным лишь отчасти. Всего здесь 472 улицы и проулка. Приблизительно пятую часть занимает частный сектор – 18,6 км2 (поселки Зеленый Яр, Калантыровка, ДД, Дмитровский).
В районе 48 автотранспортных, четыре трамвайных маршрута и две станции пригородных поездов. Есть два памятника градостроительства и 19 памятников архитектуры.
Общее количество работающих предприятий различных форм собственности – 1295. Основной объем производства промышленной продукции обеспечивают 19 предприятий района. Среди них – разработчик авиадвигателей ЗМКБ «Прогресс», центр авиационного двигателестроения ОАО «Мотор Сич», ГП «МИГремонт», КП НПК «Искра», ГП «Международный аэропорт «Запорожье», ОАО «Запорожский абразивный комбинат», масложиркомбинат, мясокомбинат, компания «Айс Запорожье», хлебокомбинат № 3.
На территории района расположены Запорожский авиационный колледж им. А.Г. Ивченко, четыре профтехучилища, 27 школ, две музыкальные, 18 дошкольных учебных заведений, а также две школы-интерната и столько же санаториев.
Для любителей здорового образа жизни имеется спорткомплекс ОАО «Мотор Сич» и бассейн «Славутич». Функционирует шесть библиотек, семь детско-юношеских клубов, пять центров культуры, отдыха и развлечений. Есть три парка и 10 скверов.
Без головы
Покончив с цифрами, мы отправились в поля, вернее, в район. Первым местом нашей дислокации стал запорожский аэропорт. Последний раз мы здесь были в феврале прошлого года. К сожалению, визуальных преображений не заметили (отсутствие снега не в счет). Напомним, что в январе 2013 года имущество этого предприятия из государственной собственности перекочевало в коммунальную. В минувшем месяце на обеспечение его деятельности из горбюджета было выделено 7,7 млн гривен, из которых 4,5 уже освоены. В ближайших планах значатся проектные работы по ремонту фасада аэропорта и ремонт кровли.
Что касается истории, то у этого объекта она более чем славная. Аэропорт начал свою работу на второй день после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков – 15 октября 1943 года. Изначально располагался вблизи нынешнего Космического микрорайона. В Шевченковский переехал в 1961 году. В 80-е предприятие стабильно занимало седьмое-восьмое место по объемам работ в Украине. Вначале 90-х количество обслуженных пассажиров чуть не добралось до миллионной отметки. Из Запорожья можно было попасть в Ленинград, Мурманск, Ригу, Таллинн, Тюмень, Казань. В пределах УССР – во Львов, Одессу, Черновцы, Ивано-Франковск. В лучшие годы на день приходилось по 60-80 рейсов. Сейчас аэропорт делает первые шаги по преодолению затянувшегося кризиса. Карту существующих ныне маршрутов (Киев, Москва) расширили до Турции, Черногории и Греции.
Наш обратный путь пролегал через Военный городок. Всю его территорию опоясывает надземная воздушная теплотрасса, что краше это место явно не делает. Женщины пенсионного возраста на наш вопрос о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться, просто предлагали оглянуться. Дома, испещренные трещинами, дороги, которые назвать таковыми можно лишь номинально, заросли давно некошеной травы, в которых запросто может потеряться маленький ребенок. В общем, все как и в любом другом уголке Запорожья, забытом властью. Бед добавил периодически срывающийся дождь. К примеру, в одном из дворов мы чуть было не погрузились в огромную лужу. Играющие рядом мальчишки лет 10-ти известили нас, что их товарищ, рискнувший перейти это «озеро» вброд, на его середине провалился по пояс. Мы не стали повторять этот эксперимент, потому развернулись и были таковы.
Следующим пунктом нашего путешествия был легендарный поселок ДД. По дороге к нему мы проехали через рынок, что расположен на улице Авраменко. Своими впечатлениями о соседстве с этим объектом торговли поделилась жительница дома № 18 Елена Стасюк:
– Ввиду истории моей семьи я очень трепетно отношусь к фронтовикам, которые с оружием в руках защищали нашу Родину. Поэтому я считаю, что улица имени Героя Советского Союза должна иметь надлежащий вид. А здесь, как видите, – стихийный рынок со всеми вытекающими… Трижды здесь был руководитель Шевченковского района Бирюков, приезжал Александр Син. Обещали, что наведут порядок и все уберут, но ничего этого не произошло, и колбаса так и лежит на открытых прилавках. А мы хотим, чтобы улица Авраменко соответствовала своему названию, и рынок не выходил за пределы отведенной под него территории.
Журналисты «Правды» такие мысли поддерживают, но не надеются, ибо борьба со стихийной торговлей в нашем городе носит перманентный характер.
На пересечении выше указанной улицы и ул. Куйбышева мы проехали через один из немногих недостроев Шевченковского района – автопарк. Возводить его начали в конце 80-х. Планировалось, что он станет самым масштабным во всем Советском Союзе. Не судьба. Сейчас здесь пустуют три здания, огороженные забором, который под воздействием непогоды, то ли других неведомых сил, частично повалился.
И вот он – ДД, названный так в честь высоковольтной линии электропередач Днепр-Донбасс. Однако славится этот поселок отнюдь не этим, а обилием точек по сбыту наркотиков. Естественно, одни это знают, другие «крышуют». Но так было не всегда: до 1982 года здесь жили прославленные трудовики-энергетики. А уже несколько лет спустя местные цыгане стали торговать зельем на любой вкус и «приход». Потому не каждый таксист откликнется на вызов в эту часть города.
Такая же дурная слава и у другого поселка – Калантыровки, ранее известного как Карантинка. До начала XX века – казенный карантинный поселок (здесь пребывали с такими болезнями, как холера, чума, тиф). А Калантыровкой он стал благодаря малограмотным крымско-татарским переселенцам.
Естественно, все вышеописанное не означает, что здесь каждый второй наркоман. При дневном свете нам попадались одни бабули, ковыляющие по своим делам, бегающая детвора да мужики, попивающие пиво в тени деревьев. Почему мы не заприметили те самые «точки», узнали чуть позже, найдя во всемирной паутине неофициальный гимн Шевчика под названием «Район без головы», в котором неведомые авторы, слагая строчки в рэп-куплеты, преподносят свою малую родину как одну из самых криминальных в Запорожье. В тексте встречаются следующие строчки: «Тут каждый пятый был или сидел на зоне – от мелкого хулиганства и до погони», «Если приезжают ночью за растением веселым, кому надо, тот знает номер», «Шева – синоним слова «проблема», по вечерам Чаривную обходи слева». От себя добавим, что в этом народном фольклоре описана жизнь не только шевченковских пацанов.
Еще одна отличительная черта района – десятки нелегальных кафе кавказкой кухни, которые расплодились здесь, как грибы, за последние пять-шесть лет. Возможно, многие с нами не согласятся, поскольку там вкусно готовят. Но мы говорим о законности работы этих злачных мест, налогах, коррупции и т.п. Шевчик по ним почему-то рекордсмен.
Мотор района
Но есть здесь и объекты, которые смело можно назвать достоянием Запорожья. Один из них – детский ботанический сад. Подобных ему «нет не только на территории Украины, но и в Европе», указано на его официальном сайте:
«Сегодня территория сада составляет 14,6 га земли. В его состав входят учебный корпус, дендропарк, оранжерея «Зимний сад», оранжерея «Кактусарий», комплекс теплиц «Лимонарий», «Папоротники», «Хризантемы», «Розарий», «Каллы», цветники, альпинарии».
Для детей работают бесплатные кружки.
Еще одно место, где малыши могут весело провести время, – центр отдыха и развлечений «Шекиленд». Сюда родители свозят своих чад со всего города.
Радует глаз, даже если вы приверженец других религиозных взглядов, здание Свято-Андреевского кафедрального собора. Правда, несколько омрачает картину парк им. Т. Шевченко, что за ним. Несмотря на то что здесь в изобилии есть лавочки и детская площадка, даже при беглом взгляде возникает ощущение заброшенности. И, конечно же, его не сравнить с парком им. Климова. Помимо традиционного набора, здесь расположено множество аттракционов. Рядышком базируется музей техники ОАО «Мотор Сич».
– С октября прошлого года, когда музей открылся за пределами предприятия и до настоящего времени, его посетило около 50 тыс. людей. Сейчас период отпусков, но даже в прошлом месяце здесь побывало 3 тыс. человек. Приходят люди разного возраста: и ветераны, и их внуки, и школьники. Кроме того, у нас здесь постоянно бывают иностранные делегации, которые приезжают на «Мотор Сич». Цели заработать у нас нет, потому цены на билеты более чем демократичны: вход для взрослого – 10 грн, для ребенка – 5 грн. Открытая экспозиция пользуется большим успехом, потому как на технику можно взбираться. Относительно ближайших планов, то сейчас мы готовим экспозицию охотничьего оружия из личной коллекции Вячеслава Богуслаева. Скорее всего, будем расширяться, и появятся новые павильоны, – рассказал нам директор музея Александр Колодезный.
К чести «Мотора» отметим, что руководство предприятия делает немалые капиталовложения в развитие района. Достойный пример нашим промгигантам, которые, увы, не спешат за ним следовать.