Будни запорожских художников

Галерея под открытым небом начиналась с нескольких художников, расставивших свои работы на всеобщее обозрение напротив площади Маяковского, у книжного магазина «Сучасник». Там, где книги, там и картины. Когда количество мастеров уже едва умещалось на хлебном месте, власти попросили их переместиться на другую сторону проспекта. В 1994 году местная творческая братия объединилась в сообщество художников «Колорит». С тех пор, проходя или проезжая мимо площади Маяковского, можно созерцать пестрые стенды с полотнами, ожидающими своего ценителя. Рядом, на парапете, устроились и сами авторы: все весьма чинно и организовано, у каждого свое место.
Игорь Сокольский «стоит» уже около 15 лет. Столько же лет его самой старой, до сих пор не завершенной работе. Занимается сюрреалистической живописью (вот уж честно, странно посреди пыльной городской сутолоки узреть мистические переливы). Как рассказал мне художник, по финансовой части лучше всего дела идут в межсезонье – зимой холодно и людям не до высокого искусства, летом, наоборот, жара разгоняет обывателей по курортам:
– На человека действует в основном погода – когда холодает, он легче расстается с деньгами.
Покупателей Игорь определяет по обуви:
– Это такой психологический фактор. Те, у кого красивая и аккуратная обувка (тут я постаралась поглубже спрятать ноги, обутые в удобные, но видавшие виды кеды), как правило, и обращают внимание на картины. Ошибся всего один раз. Парень подошел весь такой изможденный и замученный, а купил большую картину и вытащил солидную пачку денег.
К возможности выставлять свои работы где-либо еще Игорь, как, впрочем, и весь местный контингент, относится скептически. Мол, за аренду платить надо, а окупится ли она – неизвестно.
С наличием материального риска соглашается и Татьяна Шувалова, арт-консультант галереи искусства Art L:
– Если человек собирается делать персональную выставку в галерее, то у него сразу возникает ряд затрат: аренда зала, буклеты и каталоги, перевозка и прочие мелочи. И не факт, что, вложив какую-то сумму, человек однозначно ее вернет. Бывает, нет продаж. Поэтому желание выставлять работы зависит больше от цели художника.
Именно цели являются кардинальным отличием «комнатных» выставок от «уличных». В Art L в основном обращаются художники, чей приоритет – сделать имя. Ну или прокричать его в новом городе.
– Если у человека нет задачи громко заявить о себе, и ему достаточно просто продавать здесь и сейчас, за небольшие деньги, то, возможно, активная выставочная деятельность не нужна, – говорит Татьяна.
С другой стороны, чем больше людей увидит работы, тем больше разговоров о художнике. Соответственно, растет интерес и спрос. Поэтому многие стараются прорекламировать себя и на улице, и на выставке, и в Интернете.
В Украине есть таланты, но у них не всегда имеются деньги. К слову, аренда помещения в Art L вкупе с услугами арт-консультанта стоит полторы тысячи за три недели. Но в крайних случаях владельцы галереи организуют мероприятия за свой счет.
– У нас были выставки, которые мы проводили без оплаты. Именно потому, что работы были хорошие и интересные, и нам было крайне важно их представить, – отмечает Татьяна Шувалова.
Я все же решилась спросить у Игоря Сокольского: помогает ли художникам государство хоть чем-то?
– Оно нас не трогает, и это огромная помощь, – пожал плечами художник и углубился в книгу.
Типичный ответ замотанного запорожца, надо сказать.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *