Александр Головко: «В области удалось создать ресурс, который работает на оборону»
– Александр Степанович, что в работе председателя Запорожской облгосадминистрации Вы считаете наиболее значимым?
– В первую очередь стоит обратить внимание на то, что несомненной заслугой Валерия Баранова является стабилизация общественно-политической ситуации в Запорожье и Запорожской области, отсутствие на сегодняшний день прямого острого противостояния. Второй момент – это то, что власти удалось создать определенный ресурс, который работает на оборону, тем самым позволяет нам всем чувствовать себя спокойно. Так, представители крупного бизнеса отметили прирост производства промышленности нашего региона, показательным в данном плане стало выступление на заседании генерального директора ОАО «Запорожсталь» Ростислава Шурмы.
И прирост производства, нужно отметить, стал возможным благодаря достигнутой стабильной ситуации в регионе. Поэтому хотелось бы, чтобы это хрупкое спокойствие, которое установилось в нашем крае, развивалось и давало возможность для успешного функционирования бизнеса. Заметьте, что на первый взгляд, достигнутое кажется всего лишь малой толикой, но поверьте, за этим стоит огромная работа. Это и работа с общественными организациями, и встречи с радикально настроенной публикой, работа по убеждению в разных направлениях, в том числе и идеологического характера, одним словом тот вид взаимодействия, который на первый взгляд незаметен, но который проводится властью, и, я считаю, без сомнения здесь мы должны быть благодарны.
– Насколько новая власть действительно стала новой?
– Одним из важнейших вопросов является перезагрузки власти. Несомненно, что в данной ситуации, в которой оказалась страна, перезагрузка должна быть сделана на всех уровнях. В первую очередь на уровне государства, в Верховной Раде. Немедленно должны быть назначены перевыборы, во власть должны прийти новые люди с новым виденьем и пониманием ситуации, для того, чтобы мы могли получить качественно новую Конституцию и соответственно усовершенствованные механизмы для улучшения качества жизни. Вообще нужно изменить подходы к управлению государством. Естественно, что это вопрос не территориального, а государственного уровня. И я соглашусь со сказанным губернатором в том, что в глобальном плане он на ситуацию влиять не может, в отличие от регионального уровня, что им собственно и осуществляется.
Другой аспект перезагрузки – это перезагрузка власти на территориальном уровне, местные выборы. Я всегда придерживался мнения, что местная власть не должна избираться на партийной основе. Я убежден в правоте своей мысли о том, что канализация партийности не имеет. Ведь горожанину не важно, кто оказывает ему услуги и какого цвета у него партийный билет, кто подает горячую воду, водит общественный транспорт, оказывает услуги ЖКХ. Для нас важно, чтобы услуга была выполнена качественно, и чтобы мы чувствовали себя комфортно в нашем городе. И выборы чиновников, которые должны занять пост мэра, депутатов на территориальном уровне, должны происходить на мажоритарной основе.
Распространено мнение, что «мажоритарка» способствует развитию коррупции, что кандидаты, мол, будут подкупать избирателей. Я хочу успокоить всех. Говоря об уровне города, села, самой мельчайшей территориальной единицы, задекларированной в Конституции, надо понимать то, что если люди выдвинули депутатов, то они сами с него и спросят. И это ведь не депутат Верховной Рады, до которого достучаться очень тяжело. Да, на том уровне могут быть партийные списки и там эффективна другая система. Но те люди, которые избраны на местном уровне, подотчетны горожанам и здесь, на месте, всегда можно определиться и со спросом с чиновника, и гарантированно решить ту или иную задачу.
– Как именно перезагрузка власти скажется на «земных» проблемах, на бытовом уровне?
– Эти важные темы также обсуждалась на заседании – реформа жилищно-коммунального хозяйства, создание ОСМД. Валерий Алексеевич очень много сделал в родном Бердянске в этом направлении. Сегодня этот вопрос обсуждается и в нашем городе. Тема реформы коммунального хозяйства очень серьезная, и мы должны понимать, что ключевым моментом в этой реформе должно быть, то, что любой человек, получающий услугу в жилищно-коммунальной сфере, должен контролировать и ее качество, и тарифы, иными словами он полностью должен участвовать в управлении. А это можно осуществить только с привлечением общественности. То есть выбор ОСМД является бесспорным.
Другой вопрос, как к этому прийти. Я противник авторитарного и радикального подхода и считаю, что реформу можно осуществить поэтапно с переходными периодами, с помощью тех же домоуправлений, путем создания структур в руководстве коммунальщиков, в городском хозяйстве. Заниматься управлением в этих структурах могут люди нанятые властью, но они должны быть обязательно подконтрольны общественным организациям, домовым комитетам. Если это произойдет, и мы сумеем привлечь людей к управлению на местном уровне, начиная с управления их домами, это приведет к появлению лидеров в этих общественных организация и движениях, которые далее могут быть выдвинуты в депутаты местных советов.
Такой путь самый прозрачный и в этом я всегда стоял и стою на такой позиции, что власть всегда должна строиться с самого низа, беря свои истоки со двора и дома. Кстати, запорожцам такой механизм должен быть как нельзя близок, ведь мы живем в казацком крае, где власть была построена так исторически: избиралась определенная группа казаков, были десятники, затем среди этих десятников выбирался сотник. среди этих сотников выбирался полковник, потом эти полковники заседали и выбирали гетмана, но все они были подконтрольны до самого низа, так как построение властной вертикали шло из низов. По такому принципу она должна быть построена и сейчас. Уверен, что это вполне возможно, это не требует каких-то больших материальных затрат. Необходимо только одно, и это самое важное – открытость и привлечение людей к управлению территорией, на которой они живут.
– Чего все-таки следует ожидать бизнесу – затягивания поясов в связи с объективными трудностями или расширения возможностей?
– Вопроса среднего и малого бизнеса также должен решаться как на местном уровне, так и на государственном. Мы не должны рассматривать малый бизнес в первую очередь, как источник получения доходов и источник получения налогов. Его надо рассматривать, прежде всего, как источник создания рабочих мест, и их возможного увеличения. Именно малый бизнес – это в первую очередь самоорганизация и самозанятость, а при создании благоприятных условий для ее функционирования у предпринимателя появляется возможность создать новые рабочие места, применять наемный труд до десяти человек. Вообще, занятость населения сегодня нужно поставить во главу угла, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию.
В свое время, когда работала моя команда, и был период резкого сокращения работы предприятий в начале 90-х годов, мы пошли по пути создания рынков, и в результате нами было создано более тридцати тысяч рабочих мест. И все это благодаря тому, что мы дали людям возможность самоопределиться, найти свои рабочие места и начать зарабатывать деньги. Тем самым, им не приходилось просить у государства работу. Негативный момент в том, что это не получило дальнейшего развития, власть, пришедшая на смену, не смогла помочь этим людям создать уже более крупные предприятия, но думаю, что это вполне возможно сделать еще и сегодня.
Самое главное – мы должны понимать, что занятость человека является определяющим фактором. Потому что сейчас не всегда есть возможность создавать предприятия, и роль малого бизнеса сложно переоценить в этом плане. Конечно, важна работа и с инициативами по созданию крупных предприятий, с теми, кто готов к этому. Такие предложения есть, их надо рассматривать, проводить форумы, привлекать инвестиции и внедрять инвестиционные проекты. И я знаю, что областная власть работает в этом направлении. Например, рассматривается такой важный и крупный инвестиционный проект как строительство наших мостов, а также другие не менее важные проекты. Власть в этом направлении работаем и продолжает делать шаги, возможно, еще не такие ощутимые, но они есть и в деле привлечения инвестиций, для того чтобы создать новые предприятия, и в поддержке новых направлений, что позволяет создавать рабочие места.
– Первая критика власти уже имеет место и в чем она заключается?
– Я затронул не все вопросы, которые поднимались на заседании, но отмечу, что все обсуждаемое несет глубокую важность для территориальной громады. Бесспорно, важны и прозвучавшие резкие высказывания и критика, касающиеся как предыдущей, так и нынешней власти. Валерий Алексеевич отнесся к этому очень взвешенно, принял во внимание то, что носит рациональный характер и позволит решать задачи, проанализировав озвученные проблемы и принять правильные решения. Ну, а что касается высказываний, в некоторых случаях несущих даже радикальный характер, могу сказать, что это вопросы дискуссионные, и по этому поводу нужно проводить круглые столы и обсуждать эти вопросы, которых немало. От устройства власти, того, как она устроена в городе и области, до вопросов бизнеса, реформы здравоохранения, реформы коммунального хозяйства. Я уверен в том, что состоявшееся мероприятие, послужит новым импульсом в развитии нашего региона.