45 суток, которые нельзя забыть
Ее символом стала книга, на страницах которой трудовые коллективы одиннадцати крупнейших промышленных предприятий города написали свою историю военных лет. Сегодня читатели «Правды» имеют возможность с ней познакомиться.
Пролог
Август-октябрь 41-го. Враг у ворот Запорожья. В течение 45 дней защитники города сдерживают натиск немецко-фашистских захватчиков. В это же время под бомбежкой из Запорожья без остановок уходят многочисленные железнодорожные составы – эвакуируется бесценное оборудование запорожских заводов. Сухая статистика тех дней – на восток ежесуточно отправляется от 600 до 900 вагонов. За этими цифрами настоящий подвиг: под непрекращающимися артобстрелами запорожцы демонтируют тяжелые станки, пакуют узлы машин, грузят их на платформы, маркируют, составляют монтажные схемы, выводят из огня тысячи эшелонов с оборудованием… Сейчас мы уже знаем – спасенные благодаря этому подвигу предприятия смогли внести и свою лепту в победу над гитлеровской Германией. О них – наш сегодняшний рассказ.
«Запорожсталь»
Период эвакуации: 19 августа-3 октября 1941 года
Руководители эвакуации: председатель комиссии по эвакуации предприятий черной металлургии Александр Трегубенко и директор «Запорожстали» Анатолий Кузьмин
Эвакуировано: различные станы (общим весом в 17900 тонн), слябинг (3600 тонн), трубовоздуховая станция, оборудование доменных и мартеновских цехов, комплексное оборудование строящейся доменной печи №4, станки электрооборудования, вся электрическая разводка, кабели, провода, шины, рабочие и их семьи – 1910 человек
Куда: в Магнитогорск
18 августа 1941 года война приходит на «Запорожсталь» – первые снаряды немецких орудий, бьющих с Правого берега, попадают в мартеновский и доменный цеха. Очаги возникающих пожаров ликвидируют сами рабочие комбината. Они же с 20 августа круглосуточно демонтируют оборудование предприятия и отправляют его на восток. Металлурги работают по 12 часов в сутки, в две смены! На казарменном положении и железнодорожники завода – эвакуационные эшелоны уходят только ночью. «У нас были смены по 12 часов, потом столько же часов отдых – и снова смена. Это было невероятно тяжело, но никто никогда об этом не говорил и не жаловался», – вспоминает бывший помощник машиниста, непосредственный участник эвакуации Евгений Макарович Слободской. Благодаря этому только за первые 15 дней (к 5 сентября) в восточные районы страны отправлено более 3 тысяч вагонов с оборудованием «Запорожстали». Последний эшелон уходит с комбината 3 октября – прямо накануне входа гитлеровцев в Запорожье. Всего на восток страны вывезено 8000 вагонов с бесценным оборудованием металлургического гиганта, специалистами, рабочими и членами их семей. «Там, в Сибири, в сложнейших погодных условиях запорожские рабочие и инженерно-технические работники совершили еще один трудовой подвиг: в кратчайшие сроки смонтировали уникальное оборудование комбината, на котором начали плавить сталь, выпускать броню и горячекатаный стальной лист. И в том, что каждый день нескончаемым потоком на запад шли эшелоны с боевой техникой и вооружением, есть немалая заслуга наших запорожсталевских металлургов», – говорит председатель правления ОАО «Запорожсталь», Герой Украины Виталий Антонович Сацкий.
«Днепроспецсталь»
Период эвакуации: 20 августа-3 октября 1941 года
Руководитель эвакуации: директор завода Александр Трегубенко
Эвакуировано: оборудование – 897 вагонов; металл и материалы – 1430 вагонов; три 30-тонные печи; станы прокатного цеха
Куда: большая часть в сибирский Сталинск (ныне – Новокузнецк)
Работа электрометаллургического завода останавливается 18 августа 1941 года. Между тем рабочие «Днепроспецстали» практически живут на своем предприятии – днями и ночами демонтируют его оборудование. Под непрерывным артобстрелом! «Дата: 18 августа. Место смерти: город Запорожье. Возраст и причина смерти: 34 года, убит осколком снаряда», – это свидетельство тех дней, свидетельство о смерти слесаря завода «Днепроспецсталь» Федора Ганжуры, которое хранится в музее истории завода. Благодаря таким недрогнувшим рабочим с «ДСС» за дни эвакуации было отгружено 2327 вагонов – с оборудованием, готовой продукцией, металлами, заготовками, слитками, шихтой, ферросплавами, электродами и прочими материалами. Большая часть этого добра оказывается в Сибири, в городе Сталинске. Здесь, на базе Кузнецкого металлургического комбината, неимоверными усилиями запорожцев и сибиряков будет построен, по сути, новый завод – «Спецсталь». Построен в предельно короткие сроки и в условиях суровой сибирской зимы, когда мороз достигал 40 градусов!
«Мотор Сич»
Период эвакуации: 11 августа-26 сентября 1941 года
Руководители эвакуации: дирекция завода и специальный уполномоченный Государственного комитета обороны М.В. Хруничев
Эвакуировано: термическое оборудование, прессы и все, что представляло ценность, – многотысячный парк разнообразного механического, кузнечно-прессового, литейного, сборочного, испытательного и транспортного оборудования, оснастка, заделы готовых деталей узлов
Куда: в Омск
Завод №29 имени Баранова (будущий моторостроительный) ковал Победу в далеком сибирском городе Омске. Заводчане героически трудились для фронта в холоде и голоде, проживая по девять человек на восьми квадратных метрах, работая под открытым небом в лютые морозы. Воевавшей стране нужны были надежные авиадвигатели! Для этого моторостроителям пришлось отправить в августе-сентябре 41-го на восток почти 3 тысячи вагонов с оборудованием завода имени Баранова. Уже прибыв в Омск, наши земляки с помощью местных жителей совершили еще один беспрецедентный трудовой подвиг: за один (!) день по заболоченной местности проложили шестикиломет-ровую железнодорожную ветку – от омской станции до площадки, отведенной под завод.
«Запорожогнеупор»
Период эвакуации: 18 августа-28 сентября 1941 года
Руководители эвакуации: дирекция завода
Эвакуировано: технологическое оборудование и аппаратура
Куда: в Магнитогорск
В 1941-м Запорожский шамотный завод продолжал работать до 15 августа. А уже через три дня после остановки производства за Урал отправляются первые эшелоны с оборудованием завода. Его демонтаж производят собственные рабочие – вручную: электроэнергии нет, краны стоят. Вслед за оборудованием на восток отправляются и 180 работников шамотного завода. Огнеупорщики будут приближать Победу на Магнитогорском металлургическом комбинате, Челябинском металлургическом заводе, а также на Богдановичском и Суховолжском огнеупорных заводах.
«Укрграфит»
Период эвакуации: 18 августа-25 сентября 1941 года
Руководитель эвакуации: директор завода Сергей Гончаренко
Эвакуировано: пресс-гидравлик мощностью 9 тысяч тонн, занявший шесть платформ, анодный пресс, прокатные печи, смесительные машины, дробилки мельницы и другие материальные ценности
Куда: на Урал
Днепровский электродный завод – в 1941-м это самый крупный из электродных заводов Советского Союза. Приказ о подготовке к эвакуации ДЭЗ получает уже в первых числах августа. Демонтаж производства стартует, когда враг занимает Правый берег. 400 работников электродного завода – слесари, электрики, прессовщики, загрузчики, крановщицы, транспортники, руководители – фактически живут на производстве, падают с ног от усталости, но без остановок демонтируют уникальное по тем временам оборудование. Уже к 5 сентября эвакуировано около 2/3 завода. Всего на восток электродники отправляют 350 вагонов. Оборудование сначала доставляется в Москву, откуда продолжает свой путь в Челябинск. Все участники эвакуации ДЭЗа впоследствии будут отмечены государственными наградами.
«Автозаз»
Период эвакуации: 15 июля-30 августа 1941 года
Руководители эвакуации: директор завода А.Н. Сосин, главный инженер И.Б. Родштейн, заместитель председателя завкома А.Е. Заплюйсвечка
Эвакуировано: все оборудование, инструменты, электроприборы
Куда: в Красноярск
Боеприпасы, крылья, детали фюзеляжей самолетов У-2 и И-16 – на выпуск такой продукции с первых дней войны переходит запорожский завод «Коммунар». Решение об эвакуации предприятия принимается, как только вражеская авиация начинает бомбить Запорожье. Первый эшелон с оборудованием «Коммунара» отправляется из города 13 августа 1941 года под покровом ночи. Последний – 30 августа. Эшелоны коммунаровцев движутся под фашистскими бомбами, без огней и заканчивают свою небезопасную дорогу лишь в октябре – в Красноярске. И тут же запорожцы приступают к работе – первый цех по обработке корпусов снарядов организовывается прямо на улице под брезентом. День выпуска первой продукции – 22 октября – становится вторым днем рождения «Коммунара» и датой основания Красноярского завода комбайнов. Наряду с выпуском боеприпасов коммунаровцы в эвакуации не забывают и о своей профильной продукции – под лозунгом «Комбайны – это хлеб, хлеб – это Победа!» производят и сельхозтехнику.
ЗТМК
Период эвакуации: 19 августа-3 октября 1941 года
Руководители эвакуации: директор завода Титаренко, механик электролизного цеха Попутько
Эвакуировано: полностью оборудование, продукция и материалы
Куда: на Урал
Остановка Днепрогэса 18 августа 1941 года останавливает и Днепровский магниевый завод. Уже на следующий день начинается демонтаж его оборудования. Магниевики смогли отправить на восток практически все – в Запорожье остается одна разобранная вращающаяся печь, непригодная к эксплуатации. Все оборудование ДМЗ продолжает трудиться на благо Победы на Соликамском и Березниковском магниевых заводах.
«Запорожкокс»
Период эвакуации: 21 августа-30 сентября 1941 года
Руководитель эвакуации: главный механик Гудына
Эвакуировано: промышленное оборудование – 930 вагонов; 360 представителей завода и 1150 членов их семей
Куда: в Кемерово и Челябинск
Во время войны Запорожский коксохимический завод практически уничтожен – взорвана угольная башня, выведены из строя коксовые батареи, коксосортировка, дымовые трубы, машинное отделение цеха улавливания, механический цех. Но оборудование спасено – вместе с запорожскими коксохимиками трудится на благо страны в Кемерово и Челябинске. Трудовой вклад заводчан в победу страны над фашизмом отмечен множеством орденов и медалей. Среди награжденных – запорожские коксохимики Зеленский, Зубченко, Юрченко, Столбин, Мезенцев, Диденко, Шелест, Котляров, Бойченко.
«Запорожабразив»
Период эвакуации: 19-29 августа 1941 года
Руководитель эвакуации: директор завода П.М. Решетняк
Эвакуировано: все электротехническое и технологическое оборудование, все кабели, материалы и сырье
Куда: в Ташкент
17 августа 1941 года нарком машиностроения Ефремов передает Днепровскому карборундовому заводу решение Госкомитета обороны – эвакуироваться в Ташкент. Необходимое оборудование в течение 14 суток под бомбежкой отправляется на восток. Всего в Ташкент абразивщики отправляют 26 вагонов и платформ. Уже в феврале 42-го вновь созданный в столице Узбекистана карборундовый завод выдает свою первую продукцию. Кстати, за два года эвакуации мощность ташкентского завода превзойдет в полтора раза мощность довоенного запорожского предприятия – все для фронта, все для Победы!
ЗАлК
Период эвакуации: 19 августа-16 сентября 1941 года
Руководитель эвакуации: директор завода Ефим Славский
Эвакуировано: оборудование – 1000 вагонов, алюминий и кремний
Куда: на Урал и в Сибирь.
17 часов 18 августа 1941 года – в это время Днепровский алюминиевый завод получает распоряжение диспетчера «Днепроэнерго»: «Остановить моторы-генераторы!». Замерли электролизеры, застыли печи – впервые за много лет на ДАЗ обрушилась тишина. На следующий день начинается отгрузка всего алюминия и кремния, который есть в наличии. День спустя стартует демонтаж оборудования цехов. Чуть больше чем за месяц запорожские алюминщики отправляют на восток 1000 вагонов. Вслед за техникой на Урал едут в теплушках и люди – трудиться в военное время они будут в Каменске-Уральском, на Уральском алюминиевом заводе. Часть запорожцев окажется в Сибири – на строительстве Новокузнецкого алюминиевого завода. Двойная норма выработки за смену – таков режим работы 824 запорожских алюминщиков в эвакуации.
Приднепровская железная дорога
Участие в эвакуации: с первого до последнего дня обороны Запорожья
Руководитель эвакуации: начальник магистрали Н.Т. Закорко
Первый эшелон с оборудованием запорожские железнодорожники выводят из Запорожья 20 августа 1941 года. А уже к 25 августа из Запорожского железнодорожного узла отправлено 22 тысячи 365 вагонов. В сентябре 41-го из нашего города ежедневно уходят на восток не менее 620 вагонов, в отдельные дни – до 900. Эшелоны движутся в «затылок» друг другу – на расстоянии нескольких сотен метров. И все это при том, что железная дорога – объект №1 для вражеских бомбардировок. Благодаря мужеству и мастерству запорожских железнодорожников в тылу оказываются 22 завода союзного значения и 26 предприятий легкой и пищевой промышленности. Работники железной дороги покидают Запорожье самыми последними из отступающих. До последней минуты остается на посту, спасая оборудование запорожских заводов, начальник станции Запорожье-Левое Яланский – фашисты окружают его и расстреливают.
Эпилог
С того времени прошло 70 лет… Мы склоняем головы перед памятью тех, кто в неимоверно трудных условиях сумел достойно выполнить свой гражданский долг и совершить подвиг. Помните!