В Запорожье готовятся к запуску поездов Hyundai
Сизифов труд
Рабочий день обычного околотка путейцев начинается в 7.30 утра. В это время люди уже должны сидеть в электричке и ждать выезда. Каждый день сводную бригаду из нескольких околотков (50-70 человек) бросают на разные участки пути. По словам путейца Валеры, по такому графику они работают уже более двух месяцев.
Работы валом: в Запорожской области готовятся к запуску скоростных поездов. Состояние путей заставляет рабочих хвататься за голову: опасность для пассажиров представляет практически каждый рельсовый стык, не говоря уже о шпалах. Во многих случаях крепеж необходимо менять полностью: резина, подкладки и закладные болты давно отслужили свое.
– Основная проблема – это износ рельсов, загрязненность балласта. Меняем резину, выполняем разрядки. Рабочие раскручивают клеммы, ставят новые закладные. По нынешним рельсам скоростные поезда пускать не стоит. Сейчас сделать это можно разве что на Янцев-ском перегоне. Остальные находятся в неудовлетворительном состоянии, – заявляет бригадир Сергей Ищимов.
В день железнодорожники ремонтируют 600-800 метров путей. Люди работают на износ – об усталости и отдыхе тут не говорят. «Укрзалізниця» бросила все силы на подготовку к запуску нового подвижного состава. Задание правительства чиновникам необходимо выполнить любой ценой.
Партия сказала «Надо»!
Идею заменить ночные поезда на скоростные первым озвучил покойный министр транспорта Украины Георгий Кирпа. При нем и были запущены первые экспрессы: Киев–Днепропетровск, Киев–Харьков и Киев–Львов. После этого процесс застопорился. Однако перед Евро-2012 вопрос снова стал актуальным. Вице-премьер Борис Колесников договорился о поставках в Украину супер-скоростных (160 км/ч) поездов Hyundai. За 10 пассажирских составов заплатили около 300 млн. долларов.
На любую критику в адрес новых поездов Колесников реагировал очень жестко. Когда после первой же поездки журналистов в СМИ появилась масса негативных отзывов, чиновник обвинил прессу в «заказе» и заявил, что нечистоплотные писаки хотят опорочить светлую идею по заданию Юлии Тимошенко.
Между тем, еще при испытаниях под Харьковом Hyundai снес железнодорожную платформу. После этого специалисты долго колдовали над проблемой вписывания поезда в габарит и кривые малого радиуса. Часть проблем удалось решить. Для решения остальных был подписан договор, по которому новые электропоезда будут обслуживать бригады корейских инженеров, сопровождающие каждый рейс.
Несмотря на многочисленные трудности, должностные лица остаются непреклонными. «По сравнению с подвижным составом, который сейчас эксплуатируется в Украине, это поезд четвертого или пятого поколения, поезд будущего», – заверил начальник Южной железной дороги Юрий Остапчук, принимая на испытания первое чудо корейской техники. При этом он разумно умолчал о главной проблеме – поставлять железнодорожные пути вместе со своими поездами Hyundai нам не обещал…
Папаша! Кто строил эту дорогу?
Неприспособленность корейских электровозов к нашим реалиям железнодорожники вовсю обсуждают на различных форумах – критиковать правительственную инициативу в открытую специалисты не рискуют.
«Для скоростных поездов во всем мире строят отдельные колеи. Наши – это металлолом. Под видом капремонта рельсы на одном участке снимают, а на другом их же ставят. Потом рапортуют, получают ордена, должности и т.д. Разбитость путей и, как следствие, неспособность пропуска составов на скорости более 120 км/ч объясняется тем, что по этим же колеям идут товарняки весом до 5 тыс. тонн – в пять-шесть раз тяжелее пассажирских, – пишут эксперты. – Грузовые поезда раздалбывают пути, в кривых участках изнашивают боковую часть рельсов, из-за чего потом Hyundai может просто вылететь с дороги…»
Жуткое состояние железной дороги подтверждают и рядовые обходчики. Монтер пути Максим Стародубцев, обслуживающий перегон Янцево–Запорожье-Грузовое, говорит, что эти рельсы положили еще в 1981 году. За последние 10 лет здесь не производилось ни одного капитального ремонта.
– Скрепления негодные, не держат. Болты не держат – все телепается. Не потому что не закручены – все просто изношено. Наше руководство делает комиссионные осмотры каждый месяц. Потом делают приписку – рекомендуемая скорость 70 км/ч. Хотя реально по состоянию путей ее надо ограничивать до 60 км/ч, а на некоторых участках и до 40 км/ч. Но никто не обращает на это внимания – пассажирские поезда здесь идут на скорости 100 км/ч…
Железнодорожники показывают продольные трещины на шпалах, разболтанные костыли, которые можно вытащить, не прилагая даже малейшего усилия, крестовины, не соответ-
ствующие современным параметрам. По словам людей, дорожные мастера постоянно пишут заявки на материалы, однако реакции от руководства нет.
– Костыли вылетают, шпалы трескаются, щебня нормального нет. Это значит, что рельсы не закреплены. А нам объявили, что будет скоростное движение! Ну, первый Hyundai пролетит на заявленной скорости, а после него рельсы просто разойдутся в стороны. И уже второй вылетит куда-нибудь в посадку…
Чемпионаты уходят – достижения остаются?
Задержки и поломки поездов Hyundai на участках скоростного движения начались практически сразу с момента эксплуатации в Украине. Пассажиры первого же рейса опоздали до станции назначения более чем на 20 минут. Впрочем, это мелочь.
10 июня на перегоне между Ожидовом и Заболотцами произошло повреждение поезда Hyundai Киев–Львов. В пресс-центре Львовской железной дороги сообщили, что из-за поломки поезд прибыл на конечный пункт с двухчасовым опозданием, из-за чего были выбиты из графика восемь других поездов.
За неделю до этого из-за технических неполадок электропоезд Hyundai не вышел в рейс из Харькова в Киев. Пассажиров пересадили на другие рейсы, компенсировав разницу в стоимости билетов.
12 июля под Полтавой вышел из строя электропоезд Hyundai Донецк–Киев. Как рассказала на своей страничке в Facebook киевлянка Ксения Кожевникова, поезд ломался дважды.
«Первый раз – не доезжая до Полтавы. И все пассажиры сидели в недоумении час и ждали чего-то. После он с трудом поехал, но проехал не много. И за Полтавой он поломался окончательно. В итоге три часа все сидели и ждали каких-либо действий. Сидели без света и без воздуха (кондиционеры соответственно не работали, а двери открыли не сразу)», – пишет Ксения.
По ее словам, в итоге пассажиров пересадили в час ночи на другой поезд (сидячий, комфортабельная электричка), при этом оттянув Hyundai в Полтаву на платформу.
Однако наиболее резонансный случай произошел 23 июня в Донецке, где доведенный до белого каления начальник депо набросился с ножом на двоих чиновников «Укрзалізниці». С многочисленными ранениями обоих госпитализировали в реанимацию.
Как сообщает издание Pro-test, после очередной поломки корейского поезда начальник пассажироперевозок на Донецкой железной дороге В. Михненко и его первый зам О. Аксенов решили навестить начальника железнодорожного депо А. Кутько по месту его работы. «Не особо стесняясь в выражениях, визитеры объяснили последнему, что вопрос успешной адаптации поездов Hyundai к украинским железнодорожным реалиям находится на личном контроле Президента Украины, отчитали Кутько и потребовали от него немедленного устранения технических неисправностей», – говорится в материале.
«Начальник депо отвечал что-то в духе того, что он не виноват в том, что с заграничными новинками постоянно какие-то проблемы, и бесконечно чинить их он не нанимался. Трудно представить себе, как именно и при помощи каких аргументов Михненко и Аксенов пытались убедить Кутько в своей правоте, но все закончилось тем, что начальник депо схватился за нож. Что интересно… он был абсолютно трезв», – утверждает Pro-test.
Все – на «Х…Й»!
В ответ на все обвинения вице-премьер-министр инфраструктуры Борис Колесников заявляет, что в ряде украинских СМИ развернута целенаправленная информационная война против внедрения скоростного железнодорожного движения.
«Идет целенаправленная кампания против скоростного движения со стороны медиа, что переводится на русский язык словом «джинса». Из 400 рейсов Hyundai поломались восемь раз, обычные поезда поломались 80, но об этом никто не говорит», – сказал чиновник.
Также Колесников добавил, что все новые вещи иногда выходят из строя: «Это механика. Новые «Мерседесы» тоже ломаются».
В ответ на это пользователи социальных сетей иронически заметили, что вице-премьер, безусловно, прав. «Только 8 поломок ЙУХndai были связаны с тем, что они вообще выехать не смогли, а 80 поломок обычных – это перегорела лампочка в купе или максимум разболталась гайка у вагона».
В итоге после множества негативных отзывов взбешенный чиновник заявил, что «сколько бы ни платили наемным журналистам денег за статьи про Hyundai, без скоростного движения Украину представить нельзя…»
План за полцены
Железнодорожники говорят: пустить Hyundai по украинским рельсам все же можно, однако для этого необходимо не только устранить технические поломки электровозов, но и полностью перестелить дорожный путь.
– Сядьте на обычную электричку на перегоне Вольнянск–Янцево. Там сплошная плеть – нет стыков. Потому что провели модернизацию. Поезд идет мягко и плавно. А здесь вагоны будет бросать в разные стороны из-за стыков и швов, – говорят рабочие.
По мнению железнодорожников, стык – самое опасное место пути. В развитых странах давно применяется бесстыковая технология рельсов. У нас же они в основном крепятся одна за другой. Зазоры между рельсами приводят к тому, что на больших скоростях поезд просто разбивается. Для тонкой электроники и неприспособленной к украинским путям ходовой «корейцев» такая тряска может оказаться фатальной. Не говоря уже о том, что существует вероятность катастрофы.
…Рабочие инициативу правительства воспринимают с усмешкой. Ко всему прочему людям вдвое уменьшили зарплату. «Под топор» попали сразу несколько околотков, занимающихся ремонтом путей в Запорожской области.
– За прошлый месяц с нас поснимали по 1000-1700 гривен. Лишили 25% КТУ (коэффициент трудового участия. – Ред.) и 100% премии. Мне на руки выдали 1600 гривен, а кому-то еще меньше. Это при том, что мы вкалываем с утра до вечера, как никогда! – жалуется монтер пути Алексей.
У его напарника Валентина ситуация еще хуже: 21 мая мужчина ушел в отпуск. Успел получить 1000 гривен аванса, а в день зарплаты оказалось, что он… должен государству 500 гривен!
– А кредиты? Август-сентябрь на носу – детей обувать, одевать нужно. На нашей дистанции четыре околотка. И поснимали деньги с каждого. Начали узнавать – оказалось, доплат лишили за полосу отвода! – возмущаются рабочие. – Мы не скосили траву и кустарник вдоль железнодорожного полотна. А когда косить, если мы уже два месяца на выездах?! Мы уже как рабы просто…
Табуляграммы за минувший месяц железнодорожники не получили. Люди допускают, что бухгалтерские документы им не выдали, чтобы они не пошли «качать права». Мол, с распечаткой, где отражены все начисления, – это одно, а на словах – совершенно другое.
Сегодня рабочим приходится вставать в 4 утра, чтобы скосить хотя бы малую часть травы на полосе отвода. После этого люди едут на выезд – осматривать железнодорожный путь. Без капитального ремонта пускать скоростные поезда по запорожским рельсам смертельно опасно. Впрочем, похоже, в свете последних заявлений правительства это никого не волнует.
Профилактические работы на дороге сейчас выполняют невыспавшиеся измученные мужики, у которых забрали по ползарплаты и вынуждают выходить на службу ни свет ни заря. Как и всегда, сроки остаются главным критерием работы «Укрзалізниці»: официальный вестник предприятия, газета «Магистраль», уже сообщила о том, что скоростной Hyundai из Запорожья намерены пустить еще до конца нынешнего года…