В Азовском море потерпели бедствие два сухогруза

При этом расслабляться экстренным службам не стоит: по последней информации, на сегодняшний день в районе Азова и Керченского пролива в дрейфе находятся, по крайней мере, несколько судов. В большинстве случаев речь идет о грузовых кораблях, мало приспособленных к зимовке.

В огне
В воскресенье утром оперативный дежурный ГУ МЧС АР Крым принял сигнал о бедствии с корабля «Капитан Иван Викулов». По данным спасателей, информация поступила в 6.50 утра. В это время сухогруз находился в дрейфе в Азовском море с координатами 45 градусов 54 минуты северной широты, 35 градусов 33 минуты восточной долготы (в 60 км от берега), между поселками Кирилловка и Щелкино.
Сухогруз вышел в море под флагом республики Мальта. По первоначальной информации, на борту находилось 14 членов экипажа. Несмотря на все усилия, самостоятельно справиться с огнем у моряков не вышло.
В ходе разработки плана спасательной операции МЧС удалось установить дополнительные ориентиры нахождения судна. Как выяснилось, ближайшей точкой берега был участок на расстоянии 50 км к востоку от с. Стрелковое, на косе Арабатская стрелка. Проанализировав все возможные варианты, спасатели приняли решение направить к терпящему бедствие сухогрузу ледокол «Капитан Мошкин», а уже в 8.11 из Керчи вылетел вертолет Ми-8.
Позже помощник начальника ГУ МЧС в Крыму Владимир Иванов сообщил, что к кораблю вышел еще один ледокол «Капитан Белоусов», который находился в Азовском море.

Помощь с небес
Известно, что «Иван Викулов» шел без груза из Алжира в Ростов-на-Дону. Корабль вышел из точки отправления 28 января, благополучно прошел берега Турции и лег в дрейф в Азовском море в результате образования льда. По предварительным данным, пожар на судне произошел в результате взрыва в кормовой части палубной надстройки.
Кроме вертолета и ледоколов, к участию в операции был привлечен также катер на воздушной подушке «Марс-700». В ходе осмотра места происшествия и анализа погодных условий спасатели приняли решение снимать экипаж с сухогруза с помощью геликоптера.
Как рассказали в МЧС, уже в 9.38, несмотря на сильнейшие порывы ветра, пилоты мастерски и профессионально посадили Ми-8 непосредственно на палубу сухогруза. Они забрали 10 членов экипажа, среди них – и женщину-кока.
На борту осталась аварийная команда из четырех человек – капитана и трех членов экипажа. Они от эвакуации отказались до прихода ледокола. В 10.28 спасенные моряки были доставлены в Международный аэропорт «Симферополь». Их встретили сотрудники МЧС Украины в АР Крым, персонал аэропорта и пограничники. Пострадавших осмотрели медики, после чего людей накормили и привезли в гостиницу.

Сухогруз спасать не будут?
В 12.30 оставшиеся на борту четверо членов экипажа (капитан, старпом, старший механик и боцман) перешли с пылающего судна на ледокол «Капитан Мошкин». В настоящее время, по согласованию с судовладельцем, решается вопрос о буксировке пострадавшего судна. По информации экипажа сухогруза, возгорание произошло в одной из кают. Ледокол «Капитан Мошкин», оборудованный пожарной пушкой, пытался потушить пожар, однако безуспешно.
После спасения людей капитан ледокола принял решение оставить сухогруз и направился в порт Кавказ. 6 февраля МЧС сообщило, что пожар на судне «Иван Викулов» локализован. В официальной сводке спасательной службы России оптимистично говорится, что на аварийном судне загерметизировано машинное отделение, открытого огня нет, и наблюдается лишь задымление.
В то же время известно, что на борту корабля – 41 тонна дизтоплива и 100 тонн мазута. По данным экологов, нефтепродукты на оставленном без присмотра сухогрузе представляют реальную опасность. По неподтвержденной пока информации, «Иван Викулов» не был застрахован, а судовладелец отказывается оплачивать спасательную операцию. На днях представитель оператора судна («Астон Энтерпрайз») сообщил, что в связи с неутешительным прогнозом погоды сухогруз будет дрейфовать без людей на борту до улучшения погоды. На сегодня корабль продолжает находиться в зоне ответственности Украины.

Ледовое бедствие
Не успели спасатели смахнуть пот, как во вторник им снова пришлось включаться в экстренную работу. Как сообщили в пресс-службе ведомства, в Азовском море, на расстоянии около 50 км на восток от Бердянска, получил пробоину сухогруз «Авак-1» под флагом Панамы. Информация о кораблекрушении поступила 7 февраля в 6.00.
Из-за плохой слышимости МЧСникам пришлось некоторое время поломать голову над тем, о каком же судне, собственно, идет речь. Корабля с озвученным названием в морских базах данных не значилось, а приступать к спасательной операции без точного понимания ситуации было нельзя.
Отсмотрев все суда под флагом Панамы, находящиеся в этом регионе и имеющие похожие названия, выяснилось, что этим условиям отвечает только одно судно – Alaca-1. На борту сухогруза находилось 12 человек экипажа (три украинца, один гражданин Турции и восемь подданных Азербайджана).

Овощевоз с цементом
Как оказалось, сухогруз является овощевозом ледового класса, созданным в свое время для выполнения продовольственной программы СССР. По данным из открытых источников, судно, имевшее при рождении в 1989 году имя СТ-1343, является средним сухогрузным двухвинтовым теплоходом класса «река-море», с размещением машинного отделения в кормовой части, надстройки и рулевой рубки в носовой части и грузовым трюмом с люковыми закрытиями, с двумя палубами, с двойными бортами и двойным дном.
Изначально суда этого класса, построенные Волгоградским судостроительным заводом, были предназначены в основном для транспортировки пищевой продукции (овощи в контейнерах и таре). В настоящее время такие корабли используются для перевозки генеральных грузов (песок, щебень и т. п), контейнеров, леса, а часть судов переоборудованы в наливные (масловозы), нефтеналивные, химовозы и один газовоз.
В 1990-е и 2000-е годы практически все суда были переоборудованы для улучшения их мореходности: закрыты галереи на нижней палубе и сделан высокий фальшборт на баке. По данным на январь 2012 года, большая часть этих кораблей находится в эксплуатации, несколько судов затонуло, несколько выведено из эксплуатации, часть – списана…
По последней информации, сухогруз Alaca-1 перевозил цемент. В случае затопления судна экологической катастрофы в море не произойдет, утверждают специалисты.

Без вертолета никуда
Причиной возникновения чрезвычайной ситуации на панамском сухогрузе стали экстремальные погодные условия: сильный ветер порывами до 19 м/с, 20-градусный мороз и сложная ледовая обстановка. В результате повреждения корпуса судна образовалась течь, ликвидировать которую морякам самостоятельно не удалось.
На момент ЧП судно зимовало во льдах Азовского моря, судя по данным морских АИС, уже как минимум девять дней при проектной автономности 10 суток. Таким образом, Alaca-1, как и многие суда, ныне дрейфующие на Азове, рискнуло выйти из Керчи на север 28 января, когда море уже начало замерзать…
«К проведению спасательной операции были привлечены два ледокола (один – из Мариуполя, другой – из российского порта Тамань), катер на воздушной подушке «Марс-700» и вертолет МЧС Украины Ми-8, который к десяти часам утра доставил весь экипаж сухогруза в Международный аэропорт «Симферополь», – уточнили в крымском главке МЧС.

Безответственность судовладельцев
Как рассказал на пресс-конференции председатель Республиканского комитета Крыма по транспорту и связи Николай Черевков, в настоящее время весь экипаж сухогруза Alaca-1 находится в гостинице Международного аэропорта «Симферополь». По его словам, украинские моряки смогут добраться домой при содействии органов государственной власти, а вопрос об отправке на родину иностранных членов экипажа затонувшего сухогруза уже решается с консульскими службами Азербайджана, Грузии и Турции.
Николай Черевков также проинформировал, что на прошлой неделе во льдах Азовского моря застряло 40 судов, часть из которых удалось освободить из ледового плена с помощью ледоколов. На данный момент во льдах Азовского моря и Керченского пролива находится 21 судно с экипажами на борту.
В связи с этим глава Рескомтранссвязи АРК выразил недоумение по поводу того, что капитаны судов неледового класса, несмотря на опыт и существующие правила управления кораблями в экстремальных условиях, следуют своим курсом и заводят свои суда во льды. Впрочем, вполне вероятно, что они выполняют указания судовладельцев, не желающих платить лишние деньги за стоянку в порту Alaca-1 остается на месте без экипажа. За судном ведется мониторинг. Будут ли спасать сухогруз, неясно. По последней информации, и корабль, и груз застрахованы должным образом. Так что вполне возможно, что в случае гибели судна огорчаться не будет никто, кроме экологов. Если так пойдет и дальше, в текущем году Азовское море может стать настоящим кладбищем кораблей…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *