Сверхдоходы с запорожских маршрутов оседают в частных карманах
Разумеется, этот собирательный образ симпатии у среднестатистического гражданина, вынужденного пользоваться услугами маршрутных такси, не вызывает. Но мало кто задумывается, почему они, то бишь водители, такие? Почему «накрученные», почему нетерпеливые, почему гонят как сумасшедшие? Пояснить это (по собственной инициативе), а заодно развеять миф о хороших зарплатах маршрутчиков, решил один из них. Называть его настоящее имя мы, конечно же, не будем и обозначим нашего собеседника как Григорий. Мужчина в этой сфере проработал с добрый десяток лет и, говорит, накипело, поэтому и решил рассказать, что это за профессия на самом деле. Тем более что буквально на днях он собирается ехать на заработки в одно из сопредельных государств. Так что, мол, бояться и терять уже нечего.
Мы Можем Многое
Работать в сферу пассажироперевозок Григорий пришел в 90-е, то есть в ту пору, когда этот бизнес фактически только зарождался – «обкатывались» маршруты, формировались предприятия. Тогда же, говорит, они, дабы упорядочить систему, безуспешно попытались заключить с муниципалитетом «соглашение»: раз в месяц с автобуса выплачивать пять гривен, а взамен его владелец получал бы карточку – своего рода легальное разрешение на деятельность. Поскольку уже тогда, вспоминает Григорий, появилось много нелегалов, спешащих урвать живых денег. К слову, сколько их там вертится на данный момент, можно только представить: лет десять назад специалисты озвучили сумму в три миллиона долларов в год. Сегодня наверняка больше.
Разумеется, деловые люди не могли пройти мимо такой кормушки, ради жизнеспособности которой в свое время была создана своего рода пирамида. Часть прибыли забирали тогдашние фактические хозяева города, другую – представители правоохранительных структур (например, предыдущее руководство прокуратуры), остальное – собственно, владельцы автопредприятий и всевозможные мелкие смежники.
Те, кто диктовал в Запорожье свои условия, уже ушли и на их месте другие люди, руководство в силовых ведомствах тоже поменялось, но пирамида живет: пускать такой бизнес на самотек – конечно, верх безответственности. Правда, тогда и сейчас есть одно большое «но» – бюджет фактически ничего от этого не имеет.
И нашим, и вашим, и вечером дома
Вернуться на «большую дорогу» Григорию пришлось в 2009-м – дескать, жизнь так повернулась. Карьеру маршрутчика заново он начал на автопредприятии «А. А.» под руководством Игоря З.
«На работе нужно появляться к 4 утра, когда начинает принимать врач. Стоит отметить, что там с этим строго, – рассказывает наш собеседник, – и медики осматривают водителей перед их выходом на маршрут, и механики проверяют состояние автобусов. Так вот, начинается рабочий день с того, что ты со старту отдаешь четыре гривны врачу. Столько же – механику. Две гривны ему же вечером, при заезде в 23:00». Тогда как, по словам Григория, план каждого водителя составлял 500 гривен в день – это деньги, которые он должен отдать фактически своему работодателю. К слову, сейчас в Запорожье «катаются» до тысячи маршруток. Подсчитать, сколько живых денег приносят все они своим владельцам, несложно. «Затем… 50 гривен, прозванные «гробовыми», ежедневно нужно было отдавать якобы в Пенсионный фонд, – говорит Григорий. – Правда, куда на самом деле шли эти деньги, неизвестно. 15-20 гривен в день – диспетчеру, 450 гривен уходило на топливо. Все остальное, что заработал, – твое. Бывает 100 гривен за смену, бывает 300. Это, своего рода, казино каждый день». Впрочем, даже три сотни, по словам Григория, это, во-первых, в месяц все равно не ахти какая сумма – маршрутчики работают «два через два» или «три через три» дня (кто как с напарником договорится), а во-вторых, труд очень тяжелый, на отдых времени почти не остается.
«Пришло время зарплаты, тебя вызывают, дают тебе ведомость, ты расписываешься в получении 600 или 700 гривен, но их тебе на руки не выдают», – утверждает наш собеседник. Куда идут эти деньги, и для чего ставятся подписи – догадаться тоже нетрудно. «По слухам, с одного автобуса в месяц платится по 250 гривен каким-то милиционерам, чтобы те, якобы, закрывали глаза на перевозку нами стоящих пассажиров, – рассказывает Григорий. – И если в одних фирмах, как, например, в той, что я работал в последнее время, эту мзду платят хозяева предприятий, то в других эту сумму «вешают» на водителя – плюс к тем деньгам, что он обязан отдать».
Несколько иная, но не менее любопытная ситуация с маршрутчиками, которые работают на своих личных автобусах. Во-первых, по словам Григория, дабы «зайти» на тот или иной маршрут, надо раскошелиться как минимум на две тысячи долларов. Разумеется, «черным налом». А затем отсчитывать ежедневно. «Каждый такой хозяин автобуса ежедневно за путевку, позволяющую выйти на дорогу, должен заплатить официальному хозяину маршрута от 150 до 300 гривен – в зависимости от направления, – рассказывает наш собеседник. – Вот, например, я знаю, что на 79-м маршруте надо отдать 300 гривен, на 72-м – 220. Разумеется, в документах фирмы-автоперевозчика эти суммы нигде не фигурируют. Для примера, в Днепропетровске подобные расценки значительно ниже – там платят до 150 гривен, а у нас разговор начинается от этой суммы. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что таких водителей, на личных автобусах, в Запорожье осталось очень мало».
Бензин ваш – идеи наши
Все эти денежные потоки, говорит Григорий, – не единственная статья доходов структур, контролирующих автопредприятия. Довольно «жирный» кусок – топливо. «Все автобусы «А.А.», – рассказывает его бывший сотрудник, – были обязаны заправляться исключительно на нелегальной АЗС по Ореховскому шоссе. Кстати, для непосвященных: там ничто не укажет на нелегальную заправку. Но она исправно работает. Вот только топливо там – полная «мачмала», даже несмотря на цену в 9,60. Этой зимой из-за низкого качества продукта у пяти машин полетела топливная аппаратура – пришлось чинить. Хозяева автопредприятий с этих заправок, насколько я знаю, ничего не имеют. Вот, например, руководитель фирмы, где я еще недавно работал, собирался обновить автопарк, но, говорит, какой смысл покупать новые автобусы, если они быстро угробятся из-за такого топлива».
Другая подобная АЗС, по словам Григория, есть на улице Жасминной – бензин продают по 9,80. Эту заправку, утверждает собеседник нашего издания, контролирует некий Андрей П. Хотя, если верить Григорию, это не единственное направление деятельности сего гражданина. «Есть у нас такой Андрей, который, по сути, «держит» еще и всех диспетчеров по городу. Вот считайте, каждый из них получает порядка 15 гривен с одной машины. Ну, ему гривен 100 в день остается. Остальные деньги идут хозяину», – рассказывает маршрутчик. По его словам, когда он работал в «А.А.» и заправлялся на Ореховском, процесс мог затянуться до 12-ти ночи – очередь из маршруток была большой – до нескольких десятков автобусов. Но, говорит, деваться некуда: купишь топливо на другой АЗС – завтра на маршрут не выйдешь. Так что некоторым водителям приходилось ночевать прямо в автобусах. И здесь возникает вопрос: о какой бодрости и адекватности человека за рулем может идти речь, если он до полуночи стоит на заправке, а в четыре утра должен выходить на работу. Впрочем, некоторых владельцев предприятий это, видимо, не особо волнует. Хотя, с другой стороны, у них, очевидно, попросту нет выбора – сказали серьезные дяди заправляться маршруткам только там – значит, надо только там.
Не заводись
Причин, из-за которых маршрутки то и дело бьются, калеча своих пассажиров, по мнению Григория, множество. Помимо физической усталости и непростого психологического состояния водителей, огромную роль играет перегруженность Запорожья этим видом транспорта. «Почему маршрутки бьются? Да все просто, – говорит наш собеседник. – К примеру, по тендеру на маршруте должно работать 16 машин, а их выходит 20, а то и 30. Это – повсеместная практика. На моей последней фирме таких вот «подснежников» – процентов 30. Поэтому и начинаются эти гонки по проспекту: водителю надо сделать план и что-то заработать для себя за счет количества оборотов. У меня бывало даже такое, что отработал, заправился и минус 120 гривен. То есть еще и должен остался. А вы говорите, почему, мол, маршрутчики такие злые?».
Одно из самых резонансных ДТП с участием маршрутки, после которого на дамбе даже нарисовали специальной полосы для общественного транспорта, – авария, случившаяся 8 июля. Тогда микроавтобус влетел в стоявший учебный троллейбус: пострадало до десятка людей, а одна пассажирка умерла в больнице. По словам Григория, у водителя того автобуса репутация давно была не ахти: «Андрюшу я этого знаю, он – неадекватный человек. В очередях наших не стоял, за что даже по морде получал. Почему он по дамбе полетел? Вот как раз чтобы другие не увидели, что без очереди поехал. Кстати, за два года до этого случая он влетел в «КамАЗ». Ехал в автопарк, нагнулся, то ли деньги в носки прятал, то ли еще что-то – толком никто не знает, – въехал в стоячий прицеп. Хозяин его тогда не уволил, но долг за ремонт автобуса «повесил» на него. Вот он этот долг и отрабатывал как мог».
Кивать и улыбаться
По словам Григория, текучка кадров на фирмах-автоперевозчиках довольно существенная. Дескать, многие идут, думая, что водители маршруток деньги гребут лопатой, однако, проработав пару месяцев и получив за каждый тысячи по две с половиной чистого дохода, уходят. Впрочем, определенный «костяк» профессионалов, трудящихся на этой нелегкой ниве, пока остался. Возможно, во многом еще и из-за того, что между владельцами фирм существует взаимосвязь по поводу проблемного персонала. «Высказался против завышенного плана, – говорит Григорий, – указали на дверь. А на другое предприятие не возьмут – кому нужны строптивые работники».
Зато, с другой стороны, количество пьянствующих маршрутчиков, заверяет наш собеседник, в Запорожье существенно уменьшилось. «Раз в квартал ездим с коллегами на Седова, сдаем тесты, – рассказывает Григорий, – хотя опять же: приезжаешь туда, тебе дают стаканчик для мочи, который, судя по всему, до меня неоднократно использовался. Где гарантия, что там не осталось следов чего-то запрещенного?».
Григорий уверен, найти нарушения на любой фирме сотрудникам того же ОБЭПа не составит никакого труда. «То, что на предприятии вносят в билетно-учетные листы с точки зрения логики не выдержит никакой критики, – уверен маршрутчик. – Ну какой здравомыслящий человек поверит, что я в час пик по всему проспекту провез в одну сторону семь человек? У меня в день до 700 человек выходит. Значит, кто-то с определенными полномочиями просто закрывает на это глаза. Кто придумал эту схему, я не знаю».
Не-хэппи энд
О необходимости навести порядок в сфере пассажироперевозок местные власти говорят с завидным постоянством. Особенно рьяные заявления звучат после очередной крупного ДТП с участием маршрутки. Причем, в первую очередь, в аварии, конечно же, обвиняется водитель, который, возможно, третью ночь фактически не спит и вынужден устраивать гонки с коллегами, чтобы хоть что-то заработать. Однако все старания чиновников – явные и мнимые – по большому счету так и остаются лозунгами. И в этом нет ничего удивительного: пирамида по выкачиванию из маршрутов денег, некогда созданная в Запорожье, даже после ухода ее вдохновителей, продолжает исправно работать – просто в схему пришли другие люди.
Тем временем мимо местного бюджета из года в год «проплывают» миллионные суммы, а простые горожане продолжают рисковать жизнью и здоровьем, садясь в маршрутку. И самое прискорбное, что в нашей стране дикого капитализма в обозримом будущем в этой сфере вряд ли что-то изменится.