Лазы и лазейки, или Вариации на тему тарифов
После получения декабрьских квитанций на жилищно-коммунальные услуги тема тарифов на отопление стала самой обсуждаемой запорожцами и на работе, и дома. В ходе детального изучения платежек стало ясно, что все запорожцы оказались разделенными на две группы. Одни пытались разобраться, почему отопление в декабре обошлось почти вдвое дороже, чем в ноябре. А вторые вообще ничего не могли понять – оплата за отопление у них не изменилась, но она оказалась в разы больше, чем у первых. Платежки сверяли и с коллегами-сослуживцами, и с соседями. Массовое недоумение запорожцев докатилось и до представителей Концерна «Городские тепловые сети», которые и решили внести ясность.
Оказалось, что счета за отопление значительно увеличились только в тех домах, на которых установлен счетчик тепловой энергии. А увеличение оплаты связано с тем, что на улице похолодало. В ноябре среднемесячная температура воздуха была +6,50 С, а в декабре — -0,40 С. На обогрев домов потребовалось затратить больше тепловой энергии. Насколько больше, зависит от показаний тепловых счетчиков. Общий объем зафиксированной ими тепловой энергии делится на площадь всего дома, а потом рассчитывается для каждой квартиры, исходя из ее квадратуры. В среднем жители за декабрь потребили и заплатили почти вдвое больше, чем за теплый ноябрь. И если для жителей домов, где установлены приборы учета тепла, тепловики прояснили ситуацию, то у тех, кто живет в домах, не оснащенных счетчиками, возникло еще больше вопросов. И главный из них: «Почему мы платим намного больше?».
Дыры в законе
Сегодня в Запорожье действует тариф на отопление 1 кв. метра в размере 6,516 грн. Как мы выяснили в ходе расследования, в законодательных актах есть немало лазеек, которые позволяют заложить в тариф много всего, чего в нем быть не должно.
Собственно, завышению тарифов способствует вся сложившаяся в стране система их утверждения и начинается все с нормативных документов. Что должно входить в тариф, определяет Порядок формирования тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку, снабжение, услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей водой , утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 01.06.2011 № 869 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги», и Процедуры установления тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку, поставку, утвержденные постановлением НКРЭ от 17.02.2011 № 244 (далее – Порядок).
В документе прописано, что для тарификации услуг по отоплению следует использовать нормативный справочник «КТМ 204 Украина 244-94». Но именно этот документ вызывает немало нареканий у экспертов в области энергоэффективности. И есть за что. Во-первых, указанные в нем нормативы были утверждены Госпланом УССР еще в 1967 г. по результатам метеонаблюдений за период с 1881 по 1960 годы! Тогда было намного холоднее, поэтому заложены и более высокие нормативы расхода топлива и тепла на отопление жилых и служебных помещений. Сейчас зимы не такие суровые.
«КТМ содержит устаревший норматив удельных затрат тепла на 1 кв. м отапливаемой площади. Это позволяет коммунальным теплогенерирующим предприятиям значительно завышать затраты топлива (газа или угля) для производства тепловой энергии и, как следствие, завышать тариф на отопление и горячую воду, – уверен Николай Козырев, глава правления Общественной организации «Гражданский комитет защиты конституционных прав и свобод граждан». – Кроме того, в КТМ содержится устаревший норматив – средняя температура отопительного периода, который не соответствует современным климатическим условиям».
Архаичность этих нормативов, их необоснованную энергетическую затратность Николай Козырев подтверждает простым их сопоставлением с утвержденными официальными нормативами в современных справочниках. Сравнение удельных затрат тепловой энергии на отопление 1 кв. м жилья по справочнику КТМ-204 и по современным справочникам СНиП 2.04.05–91*У и ДБН В.2.6.-31:2006 доказывает, что норматив расхода тепла и топлива на отопление по применяемому справочнику КТМ-204 завышен в 1,5-2 раза.
Почему же «Тепловые сети» не используют более современные справочники? Ответ очевиден – делать им это не выгодно. Как ответил «Прав.Де» Сергей Фомич, директор концерна «Городские тепловые сети», «застосування при розрахунку тарифів на теплову енергію ДСТУ-НБВ.1.1-27:2010 «Будівельна кліматологія» зазначеним Порядком не передбачено».
Но было бы желание. Ведь закон не запрещает использовать новые нормативы. Это доказали городские власти Полтавы – там тариф рассчитывают с использованием современных климатических данных 2010 г.
По счетчику
Но помимо дыр в законодательстве, в теплокоммунэнерго есть еще одна большая дыра, в которую вылетает тепло – это километры изношенных, плохо изолированных теплотрасс.
По оценкам экспертов рынка ТКЭ, в некоторых городах в воздух вылетает половина произведенного тепла! Запорожские теплосети тоже неумолимо приходят в негодность.
«Процент износа тепловых сетей Запорожья составляет 42 %, – сообщил Сергей Фомич. – Потери теплоты за счет охлаждения воды в трубопроводах теплосети не превышают 13 %».
Собственно, они и не могут их превышать. 13 % – это максимально допустимые потери, которые можно закладывать в тариф, чем теплосети успешно пользуются. Кстати, в европейских странах потери в сетях составляют 3 %. А сколько реально теряется тепла в запорожских теплотрассах, точно можно будет сказать только после того, как на всех котельных и жилых домах будут установлены приборы учета. Но взять все тепло под учет особо никто не спешит. В Запорожье счетчиками тепла оснащены меньше половины жилых домов. Как сообщили «Прав.Де» в концерне, из 3701 жилого дома приборами учета оборудованы 1831 дом. Счета, выставленные Концерном по этим домам, красноречиво показывают, сколько переплачивают жители за отопление.
В платежках за ноябрь, декабрь в графе по оплате за отопление есть слово «тариф» и его размер значительно ниже, чем утвержденный тариф на тепловую энергию. Получается, что жители домов, где счетчиков нет, платят на протяжении всего отопительного сезона по 6,516 грн за 1 кв. м. А для жителей со счетчиками отопление 1 кв. м в ноябре обошлось по разным домам в районе 3 грн.
К примеру, за отопление одной из пятиэтажек Коммунарского района концерн выставил тариф 2,75 грн/кв. м. Это в 2,3 раза ниже тарифа, обоснованного теплосетями! Правда, в Концерне уже сообщили, что слово «тариф» в домах со счетчиками было использовано некорректно и обещали в следующих платежках оплошность исправить. Но главное в другом – вырисовывается огромная разница между объемами фактически потребляемой тепловой энергии и объемом тепла, которое оплачивают запорожцы.
Если подсчитать, насколько больше заплатили те, на чьих домах счетчика нет, то получается весьма внушительная цифра. За двухкомнатную квартиру площадью 43 кв. м по общегородскому тарифу жители заплатили 280 грн, а в доме со счетчиком отопление такой же квартиры обошлось в 118 грн! Получается, что с жителей одной только квартиры взяли «лишние»… 162 грн!
С каждого квадратного метра жители не понятно за что заплатили сверх реально потребленной тепловой энергии, зафиксированной счетчиками, по 3,7 грн!
Если подсчитать, сколько это будет в масштабе одного дома, то счет пойдет на тысячи гривен. И это только за один месяц. Возьмем для примера стандартную пятиэтажку, где на одном этаже расположены 1-, 2- и 3-комнатная квартиры, чья суммарная площадь составляет около 130 кв. м, то получается, что жители одного подъезда пятиэтажного дома без счетчика заплатили на 2400 грн в месяц больше! Если в доме четыре подъезда, то за один только месяц сумма увеличивается до почти 10 тыс. грн! Жители домов без счетчиков за отопительный сезон переплачивают колоссальные суммы.
Впрочем, запорожцы могут перестать безропотно оплачивать все затраты «Тепловых сетей». А могут за собственные деньги установить на свой дом тепловой счетчик. Как рассказали «Прав.Де» в одной из компаний, которая занимается продажей и установкой узлов учета, для пятиэтажки счетчик тепла «под ключ» обойдется порядка 18 тыс. грн. Окупаются эти инвестиции, как показывает опыт многих его установивших, в течение всего лишь одного отопительного сезона. Но для установки счетчика жильцы должны как минимум задуматься о том, за что они платят, и как максимум – самоорганизоваться и заняться установкой прибора учета. Возможность экономить на оплате за отопление есть. Дело за малым – нужно эту возможность использовать.
А пока жители домов без счетчиков за отопительный сезон переплачивают колоссальные суммы. Концерн должен в конце каждого отопительного сезона делать перерасчет за потребленную тепловую энергию, как это делается в европейских странах.
История одной инициативы
Николай Козырев, глава правления Общественной организации «Гражданский комитет защиты конституционных прав и свобод граждан»:
– В прошлом году я предоставил городской власти Луганска расчеты, из которых следует, что луганчане переплачивают значительные суммы за отопление по той причине, что КП «Теплокоммунэнерго» не делает перерасчет платежей с учетом разницы между нормативной и фактической средней температурой отопительного периода. Запорожцы переплачивают как минимум 1,17 грн за каждый кв. м отапливаемой площади. Для жителей квартиры площадью 60 кв. м за отопительный сезон переплата составляет порядка 420 грн.
Также я предоставил Методику перерасчета, которую местная власть может утвердить, не выходя за пределы своей компетенции. Увы, сессия горсовета, рассматривая мои предложения, оформленные в виде местной инициативы (в соответствии с Уставом громады), хоть и не отклонила, а поручила исполкому изучить этот вопрос и принять решение; ну, а исполком решил – «нецелесообразно».
Чиновники Минрегионстроя предоставленные мной расчеты не опровергают, но реагируют нервно. По моим подсчетам, в масштабах всей страны теплосети необоснованно закладывают 12 млрд грн ежегодно.
В прошлом году я предложил проект изменений в законодательство с целью нормативного вменения коммунальщикам прямой обязанности делать перерасчет платежей по критерию климатических условий. Эти изменения отработаны совместно с профильным Комитетом ВР по вопросам строительства, жилкомхозяйства и региональной политики (С. Килинкарова). Комитет направил их правительству, оттуда – поручение Вилкула в Минрегионстрой. Ну, а последний мне ответил: «Пропозиції, викладені у листі, потребують додаткового опрацювання. Міністерство разом з Мінфіном, Мінекономрозвитку та держспоживінспекцією, відповідно до доручення Віце-прем’єра України О.Ю. Вілкула, опрацює надані пропозиції і поінформує Вас додатково». На большее пока рассчитывать не приходится.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Алексей Кучеренко, председатель Союза собственников жилья Украины, экс-министр ЖКХ
– Механизм формирования тарифов, конечно, может вызывать нарекания, потому что действует принцип «затраты +», подразумевающий, что предприятие «танцует» от своих затрат, к которым добавляется некая рентабельность. Но перейти к другому принципу не так просто, и требует серьезной нормативной и институциональной подготовки.
Перечень затрат, которые можно вложить в тариф, достаточно четко прописан в Порядке формирования тарифов. Но с другой стороны, он задает только рамки, а дальше многое зависит от механизма контроля за формированием затрат.
Лазеек для «накачивания» тарифа у монополистов много. Первая традиционная лазейка для всех монополий и системы госзакупок – это закупка по двойным, тройным и выше ценам всего, что только можно, – трубы, запорная арматура, химреагенты и пр. Туда же входят и все откаты, которые потом делятся на местах мелкими группками.
Вторая лазейка – потери в сетях. Очень сложно определить, почему в тариф заложены потери 3 %, 8 % или максимально возможные 13 %? В свое время «Киевэнерго» закладывала даже 18 % потерь. Кстати, в системах централизованного теплоснабжения европейских стран максимальные потери – 3 %. Это и есть серьезнейший зазор для инвестиций и сокращения потерь в сетях.
Еще одна лазейка – махинации со штатным расписанием: завышенные штатные нормативы, завышенная зарплата. К примеру, во время проверки «Киев-энерго» сотрудниками Министерства ЖКХ было выявлено, что расходы на содержание теплопунктов на 400 млн грн в год не обоснованы, были взяты «с потолка».
Но наибольшую почву создает для махинаций отсутствие учета. Установить счетчики на каждом доме по всей Украине можно за один год. И цена вопроса не столь высока – это порядка 2-3 млрд грн. Это небольшие цифры, особенно, если учесть, сколько воруется из-за отсутствия счетчиков. Это целая коррумпированная система, которая наживает миллиарды, поэтому и не появляются счетчики в системе коммунэнерго.
В Программе реформирования ЖКХ на 2014 г. было запланировано полное подомовое оснащения счетчиками приборами учета воды и тепла. Это один из основных индикаторов реализации реформы ЖКХ, которая полностью провалена. Но главной целью реформ должно стать создание прозрачной, демонополизированной и понятной каждому потребителю процедуры установления тарифов для природных монополий.